Скачать 393.77 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Культурология» для студентов заочной формы обучения. Цели и задачи дисциплины Основные задачи дисциплины – дать студентам основы культурологических знаний, объяснить сущность и структуру культурологии, её функции и методы, основные гипотезы, хронографию. Важно, чтобы студенты повышали свою общую культуру, знали этапы происхождения человека, разные варианты классификации мировой культуры, основы истории мировых цивилизаций от первобытного общества до современности, формы современной культуры. Студенты большую часть курса осваивают с использованием Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), консультационной помощи и контроля преподавателя. ЭУМК включает в себя:
Заочная форма обучения предполагает, что в часы аудиторных занятий преподаватель разъясняет студентам наиболее важные, основополагающие значения, методы, понятия предмета. После завершения изучения темы по контенту, хрестоматии, практикуму обучаемым предоставляются тьюторы, тесты для самопроверки, насколько продуктивно освоен пройденный материал. Если студенты не могут ответить на поставленные вопросы, они должны вернуться к тексту контента и повторить содержание темы, прежде чем продолжать дальнейшее изучение дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
уметь:
иметь представление:
Структура дисциплины – определена содержанием учебной рабочей программы Литература Основная:
Дополнительная:
Содержание дисциплины Тема 1 и тема 2. «Понятие культурологии и культуры» и «Типология культуры» По теме изучите материал контента, хрестоматии. Данные темы являются вводными к понятию «Культурология». В этих рамках произведится попытка определить шкалу основных терминологических понятий современной культурологии. Обратите внимание на этимологию и развитие (происхождение) термина «культура». Впервые понятие культуры (по латыни «cultura») возникло в Древнем Риме, где оно имело значения «возделывание», «воздействие», «обработка». Далее в веках понятие «культура» только расширялось. В современной культурологии существуют бесчисленное количество определений «культуры». Однако два из них можно считать определяющими. Американский антрополог Алфред Луис Крёбер уже в ХХ в. писал, что культура-это специфический и исключительный продукт жизнедеятельности людей; их отличительное качество в космосе. Советский этнограф Рудольф Итс определял культуру как все то, что создано человеком в отличие от того, что создано природой. Особое внимание следует обратить на основные функции культуры:
Велик ряд дифференциаций культуры:
Представления о направленности развития культуры (т.е. куда идёт Человечество), сформировавшиеся в истории общественной мысли, можно свести к четырем основным:
В итоге изучения двух тем логично придти к выводу, что культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа. Контрольные вопросы:
По теме 1 и 2 «Понятие культурологии и культуры» и «Типология культуры» необходимо ознакомиться с элементами ЭУМК: выполнить тьюторы, тесты, решить практикум. Если в результате самопроверки в форме перечисленных составляющих ЭУМК, уровень знаний не подтвержден, то нужно повторно изучить трудные вопросы в контенте, хрестоматии. Затем вторично проработайте нерешенные задания ЭУМК (в первую очередь тьюторы), добейтесь положительных оценочных результатов. Тема 3. Первобытная культура Необходимо отметить, что важное значение в понимании темы является осознание того, что первобытная культура является начальным этапом всей человеческой культуры. И многие явления культуры современного человечества неизбежно выходят из первобытного общества. Надо понимать, что Человек в своём развитии прошёл следующие этапы: HOMO HABILIS – человек умелый, возник примерно 4 млн. лет назад. Другое название – австралопитек или « missing link » (НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО). HOMO EREKTUS – человек прямоходящий, развился примерно 250 тыс. лет назад. Другое название – Гейдельбергский человек. Возможно – неандерталец. HOMO SAPIENS – человек разумный, развился примерно 40 тыс. лет назад. Другое название – кроманьонец. Современный антропологический тип. При изучении данной темы надо иметь в виду, что заметнейшим явлением первобытной культуры является синкретизм – единство человека, общества, природы. Синкретизм - идентификация человека с природой в целом, либо с чем-либо частным в природе. Надо помнить, что существует два основных способа классификации первобытной исторической эпохи. В основу первого способа положен характер отношений между людьми в человеческих сообществах. По этому признаку выделяют три этапа развития первобытного общества. 1. Эпоха первобытного человеческого стада. 2. Эпоха первобытной родовой общины или эпоха родового строя. 3. Эпоха разложения родовой общины. Вторая периодизация общественного развития базируется на другом признаке – характере орудий труда. При этом также выделяются три главных периода развития первобытного общества. 1. Каменный век. а) палеолит, или древнекаменный век, который опять же разделяется на ранний (нижний) палеолит – от 2 млн. до 40 тыс. лет назад – и поздний (верхний) палеолит – от 40 до 12 тыс. лет до н.э.; б) мезолит, или среднекаменный век – от 12 до 5 тыс. лет до н.э.; в) неолит, или новокаменный век – от 5 до 3 тыс. лет до н.э. 2. Бронзовый век – с конца 3 тысячелетия до начала 1 тысячелетия до н.э. 3. Железный век – с начала 1 тысячелетия до н.э. Надо иметь в виду, что изучение первобытного общества и его культуры для учёных процесс не всегда благодарный в силу того. Что существует массы различных гипотез и теорий, в которых зачастую неподготовленному человеку разобраться крайне трудно. Контрольные вопросы:
По теме 3 «Первобытная культура» надо изучить составляющие ЭУМК: выполнить тьютор, тесты, решить практикум. Если итоги самопроверки в форме перечисленных элементов ЭУМК уровень знаний не подтверждают, то необходимо вторично изучить сложные проблемы в контенте, хрестоматии. Затем повторно выполните нерешенные задания ЭУМК (в первую очередь, тьюторы), добейтесь положительных оценочных результатов. Тема 4. Культура ранних цивилизаций По теме изучите материал в контенте, хрестоматии. Важное значение в понимании темы является осознание того, что первые цивилизации начали формироваться около 8 тысяч лет назад. К ним относятся следующие: Шумер (Междуречье), Древний Египет, Хараппа (Древняя Индия), иньский Китай, крито-микенская Греция, древние американские цивилизации. Надо понимать, что к XIX в. понятие «цивилизация» использовалось для обозначения человеческой общности, смыкаясь во многом с термином «культура». Вся человеческая общемировая культура воспринималась как единая цивилизация. Но с успехами исторической науки становилось все более ясно, что цивилизация сформировалась лишь на определенном этапе развития человечества, представляя собой качественный рубеж на эволюционном пути, реконструированном в общих чертах еще мыслителями античной эпохи. Основными чертами, характеризующими цивилизацию являются следующие:
При изучении данной темы надо иметь в виду, ч то во главе экономического прогресса в период ранних цивилизаций стоит производство продуктов – основная потребность человечества. Земледелие дало возможность увеличить запас продуктов. Однако оно привело человека к осёдлости, а осёдлость к изменению образа жизни. Кроме того, необходимость совершенствовать производство продуктов приводила к техническим прорывам и появлению преднаучных представлений, т.е. первичных системных знаний о природе и социальном окружении:
Контрольные вопросы
По теме 4 «Культура ранних цивилизаций» необходимо ознакомиться с элементами ЭУМК: выполнить тьютор, тесты, решить практикум. Если итоги самопроверки в форме перечисленных составляющих ЭУМК уровень знаний не подтверждают, то важно повторно изучить трудные вопросы в контенте, хрестоматии. Далее вторично выполните нерешенные задания ЭУМК (прежде всего, тьюторы), добейтесь положительных оценочных результатов. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по организации практических и семинарских... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа учебной дисциплины основы автоматизации производства Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Справочник студента Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Программа профессионального модуля Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | ||
Методические рекомендации по изучению курса примерная тематика рефератов... Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая география Востока» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03300062 Культурология... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... |