Скачать 230.97 Kb.
|
. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА Авторский курс к.т.н. профессора Теребило Г.И. Новосибирск - 2010 I. Организационно-методический раздел 1. Цель курса Целью данного курса является изучение студентами основных приемов, методов и технологий творчества, использование которых в профессиональной деятельности позволяет получать наиболее эффективные решения различных задач. Кроме того, при освоении технологий творчества и их постоянном использовании у студентов формируется особый стиль мышления, характеризующийся умением анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне оптимальных, прогнозировать возможные варианты развития ситуации и т.п. Программа курса "Технология творчества" рассчитана на студентов, обучающихся по специальностям "032401 (350700)-Реклама", "030602 (350400)-Связи с общественностью", "080111 (061500)-Маркетинг". Программа курса и его содержание разработаны на основе анализа отечественного опыта обучения современным методам творчества и многолетнего личного опыта автора по обучению творчеству школьников, студентов и специалистов различного профиля. В рамках изучаемой дисциплины творчество рассматривается с позиций уровня новизны получаемого результата. В связи с этим отличительной особенностью курса является его практическая направленность на освоение технологий творчества и их использование для решения реальных творческих задач. 2. Задачи курса:
3. Место курса в системе профессиональной подготовки выпускника Освоение задач дисциплины "Технология творчества", изучаемой на первом курсе, позволит студентам:
4. Требования к уровню освоения содержания курса После изучения курса студенты должны: знать
уметь
II. Содержание курса
Тема 1. Творчество как высшая форма человеческой деятельности Сущность и природа творчества. Критерии творчества. Определения творчества. Уровни творчества. Новизна. Уровни новизны. Творческая личность и творческая деятельность. Творчество как сущностная характеристика человека. Личность в творческом процессе. Творческие способности. Творчество как психологический процесс. Закономерности творческого процесса. Категория "творчество". Основные подходы к анализу творчества: творческий продукт, творческий процесс, творческая среда, творческая личность. Цели и задачи курса. Творчество как системообразующий элемент в подготовке специалиста. Творчество в профессиональной деятельности специалиста Тема 2. Неалгоритмические методы поиска решений История развития методов поиска новых решений. Мышление как психологическая категория. Роль сознательного и бессознательного в получении решений. Метод проб и ошибок. Методы активизации творческого мышления. Методы коллективного поиска. Мозговая атака и ее разновидности. Конференция идей. Кросс идей. Эстафета идей. Синектика. Морфологические методы. Морфологический анализ. Матрицы открытия. Десятичная матрица поиска. Метод семикратного поиска. Метод случайных ассоциаций. Метод каталога. Метод фокальных объектов. Метод случайностей и ассоциаций. Метод контрольных вопросов. Списки контрольных вопросов А.Осборна, Т.Эйлоарта, Д.Пойа, Р.Кроуфорда, С.Пирсона. Методы направленного поиска. Обобщенный метод А. И. Половинкина. Комплексный метод решения технических задач. Алгоритмически физико-ориентированный метод конструирования Р. Коллера. Фундаментальный метод проектирования Е. Метчетта. Метод организующих понятий Ф. Ханзена. Методическое конструирование В. Роденакера. Алгоритмический избирательный метод конструирования по каталогам К. Ротома. Метод систематической эвристики И. Мюллера. Другие методы активизации творческого процесса. Метод ликвидации тупиковых ситуаций. Метод направленного мышления. Метод использования библиотеки эвристических приемов. Метод ведомостей характерных признаков. Тема 3. Развитие творческого воображения Воображение как психологическая категория. Уровни воображения. Творческое воображение. Фантазия. Стереотипы мышления. Положительная и отрицательная роль стереотипов мышления и психологической инерции в повседневной жизни и при решении творческих задач. Приемы, творческие игры и упражнения для развития творческого воображения: шкала "фантазия", фантограмма, диалог с ЭВМ, "хорошо-плохо" и др. Тема 4. Основы теории решения изобретательских задач Элементы системного анализа. Понятие "система". Основные и вспомогательные функции системы. Свойства систем. Понятия "подсистема" и "надсистема". Многоэкранная схема рассмотрения систем. Системный оператор. Анализ проблемных ситуаций по системному оператору. Формулировка задач. Основные положения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). История возникновения и этапы развития. Основные постулаты ТРИЗ. Понятийный аппарат ТРИЗ. Уровни творческих задач. Уровни решения творческих задач. Законы развития систем. Законы диалектики - основа ТРИЗ. Основные законы материалистической диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания. Первый постулат ТРИЗ об объективных закономерностях развития систем. Закон S – образного развития систем. Характеристика этапов развития систем по S – образной кривой. Закон повышения степени идеальности систем. Понятие идеальной системы и идеального конечного результата. Закон согласования-рассогласования элементов системы. Закон развертывания –свертывания. Закон полноты частей системы. Закон перехода в надсистему. Прогнозирование развития систем. Понятие противоречия в диалектике. Второй постулат ТРИЗ о развитии систем как результате обострения противоречий в системе. Виды противоречий: административные, технические, физические. Типовые приемы разрешения технических противоречий. Таблица выбора приемов устранения технических противоречий. Приемы устранения физических противоречий. Диаграмма Иссикавы как источник выявления противоречий в системе и формулировки творческих задач. Стандарты на решение творческих задач. Ресурсы системы. Виды ресурсов. Алгоритм поиска ресурсов. Особенности ресурсов в различных системах. Использование ресурсов для поиска идеального конечного результата при решении задач. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Основные понятия и определения АРИЗ. Основная линия решения задач по АРИЗ. Логика решения задач по АРИЗ. Модификации АРИЗ. Структурные схемы различных модификаций АРИЗ и их отличия. Анализ исходной ситуации. Синтез модели задачи. Анализ модели задачи. Синтез решения. Анализ полученного решения. Синтез системы решений. Анализ хода решения. Общая схема решения задач по АРИЗ.Тема 5. Функционально-стоимостный анализ Основные понятия и определения Фса. Цели, задачи и содержание ФСА. Основной постулат ФСА. Наличие излишних затрат в любой системе. Источники излишних затрат. Понятие функции. Главные, основные, второстепенные, ненужные и вредные функции. Стоимостная оценка функций. Системный подход и задачи ФСА. Этапы проведения ФСА. Подготовительный, информационный, аналитический, творческий и завершающие этапы ФСА. Технология проведения ФСА. Практика проведения ФСА. Использование ФСА для нетехнических систем. Тема 6. Основы патентоведения Патенты. Патентное право. Открытия и изобретения. Понятие промышленного образца. Формы правовой охраны промышленных образцов. Современное положение дел с новаторством и изобретательством в нашей стране. Международная классификация изобретений. Структура описаний изобретений. Структура формулы изобретения. Подача и рассмотрение заявок на патент. Изобретательская и заявительская системы подачи заявок. Патент как форма охраны изобретений. Виды патентов. Права и обязанности владельца патентов. Как пользоваться патентной информацией. Классификация изобретений. Принципы построения систем классификации изобретений. Структура классификации. Международная классификация изобретений (МКИ). Национальные классификации изобретений США, Великобритании, ФРГ, Швейцарии, Японии. Основные законы Российской Федерации по охране интеллектуальной собственности. Авторское право. Интеллектуальная собственность. Написание научных статей. Предварительная подготовка. План статьи. Обсуждение плана. Заглавие. Резюме. Введение. Материалы и методы. Результаты. Заключение. Цитируемая литература. Стиль статьи. Таблицы, рисунки, графики. Правила оформления. Тема 7. Организация собственной творческой деятельности Методы рационального восприятия информации. Метода рационального чтения. Общие рекомендации. Виды чтения. Методика работы с книгой. Динамическое чтение. Методы рационального восприятия аудиовизуальной информации. Общие рекомендации. Рекомендации по повышению эффективности получения консультаций. Техника запоминания. Методы тренировки внимания и памяти. Методы обработки и хранения информации. Выбор необходимой информации. Последовательность выбора необходимой информации. Методы рационального использования библиографических источников. Принципы отбора нужной информации. Обработка и хранение прочитанного. Виды обработки и хранения информации. Принципы свертывания информации. Рациональные приемы конспектирования и ведения картотек. Методы организации рабочего времени. Методы учета и анализа использования времени. Методы планирования трудового времени. Методы контроля и анализа рабочего плана. Методы повышения творческой активности. Физические методы повышения трудовой активности. Паузы, физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж. Психологические методы повышения трудовой активности. Аутотренинг. Психологические разминки. Медикаментозные методы повышения трудовой активности. Методы делового общения. Коммуникабельность. Искусство спора и убеждения. Методы проведения деловых совещаний. Тема 8. Жизненная стратегия творческой личности Понятие – творческая личность. Методы анализа творческих личностей. Биографии творческих личностей. Качества творческих личностей (по Г.С.Альтшуллеру). Достойные жизненные цели. Умение планировать личное время и контролировать выполнение собственных планов. Повышенная работоспособность творческих личностей. Знание технологии решения творческих задач – системообразующий элемент в структуре творческой личности. Умение сопротивляться жизненным обстоятельствам. Положительные промежуточные результаты творческой деятельности. Пути формирования творческой личности. Тема 9. Развитие творческих коллективов Понятие коллектива. Этапы развития коллектива. Связь этапов развития коллектива с этапами развития Дела коллектива. Характеристика этапов развития коллектива. Типовые противоречия каждого из этапов развития коллектива. Пути антиторможения в развитии коллектива и его Дела. Функциональный, предметный и функционально-предметный принципы подбора специалистов. Способы формирования коллектива. Противоречия между людьми и способы их разрешения. Противоречия внутри коллектива и способы их разрешения. Противоречия между начальником и подчиненным и способы их разрешения. Способы увеличения эффективности работы коллектива.
39.Технология повышения эффективности умственной деятельности. Ознакомление с методиками развития памяти, повышения скорости чтения и т.д. Правила и рекомендации по ведению личных картотек. Создание личного фонда задач-аналогов, решений-аналогов (включая педагогические проблемы). 40. Анализ биографий творческих личностей. Выделение качеств творческой личности. 41. Возможности использования элементов ТРИЗ в бизнесе, предпринимательстве.
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
37. Прогнозирование развития систем.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля Экзамен (зачет). V.Учебно – методическое обеспечение курса
6. Викентьев И.Л., Кайков И.К.Лестница идей: основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах.- 1992.- 104 с. Дополнительная учебная литература
7. Викентьев И.Л. Приемы рекламы, Новосибирск: ЦЭРИС, 1993, 138 с. 8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS. Часть 1: 215 примеров, 13О учебных задач и 18 практических приложений, СПб: ООО "ТРИЗ-ШАНС": "Бизнес-Пресса" 2001, 256 с. 9. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма: 25О писем и записок в помощь менеджеру, М.: ЮНИТИ, 1994, 192 с. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ
|
Рабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ... ... | Рабочая программа Элективного курса по «обществознанию» Курс для 10 класса: «Человек в современном мире». Курс рассчитан на 17 часов. Это авторский курс, утвержденный на уровне моу «Васильчуковская... | ||
Программа дистанционного курса (пдк) «Технология» (технический труд) «Технология», разработанной Ю. Л. Хотунцевым и В. Д симоненко. Курс обучения включает в себя 245 учебных часов с пятого по восьмой... | Тема выпуска М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б.... | ||
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б.... | Е. В. Афонасин Ответственный секретарь М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б.... | ||
Философское антиковедение и классическая традиция М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б.... | Новосибирск: "Светлица", 2010. 110 с. Isbn удк ббк isbn Чвалюк А. Я. Экономика здравого смысла. – Новосибирск: "Светлица", – 2010. – 110 с. 2 | ||
Триз – технология творчества Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | Отчет о результатах поездки делегации сгупс во Францию в фирму «Фрейссине» Маршрут движения: Новосибирск – Москва – Париж – Москва – Новосибирск. Срок командировки: 10 – 15 октября 2010 г | ||
Биоразнообразие Карасукско-Бурлинского озерно-речного региона в условиях... Ов В. М., Зуйкова Е. И., Ковалева В. Ю., Панов В. В., Пожидаева Л. В., Поздняков А. А., Симонов Е. П. Сообщества и популяции животных:... | П. П. Марченя Курс «Культурология» читался автором в Московской финансово-юридической... Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” | ||
Рабочая программа учебной дисциплины технология первичной переработки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом... | Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Франции» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Французского языка» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «Французские прецендентные тексты и перевод песни» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |