Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/6
Дата публикации08.03.2015
Размер0.92 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.21 ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ


Основная образовательная программа

подготовки специалиста по специальности

040201 «Социология»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________ В.Н.Самородов

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины


  1. Автор программы: Голигузов Д. В., к.филос.н., доцент

  1. Рецензенты: В.Е.Федоров , к.филос.н., доц., Р.В.Хацевич, к.филос.н., доц.

  1. Пояснительная записка:

В течении последних десятилетий значимость научных исследований в этнической сфере постоянно возрастает. Тектонические изменения мировой цивилизации – переход от индустриального общества к информационному – порождают соответствующие процессы и проблемы. Глобализация, модернизация, сжатие социального пространства и времени, а также многие другие трудности приводят к тому, что старые противоречия, в том, числе этнического характера, накладываются на новые. Особенно актуальны эти процессы и противоречия для развивающих стран.

Важность данного курса обеспечивается также сложностью позицирования этносов в глобализации, модернизации и демократизации. Они не однозначно влияют на народы мира. Глобализация, с одной стороны заставляет этносы включаться в сложную систему международных отношений, а, с другой, вследствие международного разделения труда, приводит к консервированию традиционных социальных практик. Стратегия этноса во взаимоотношениях с другими определяет тип его модернизационного развития и успех его дальнейшего существования. Модернизация, несмотря на то, что в целом улучшает социально-политическую ситуацию, приводит к расслоению мира на бедные и богатые страны. Третья волна демократизации также не однозначна для этносов по своим результатам и итогам.

Общее усложнение социально-экономической и политической ситуации приводит к активизации этносов во всем мире. Постсоветское пространство естественным образом является ярким примером происходящего с цивилизацией и этносами в последние годы. С 1987г. по 2002г. На территории бывшего советского союза было зафиксировано 6-ть длительных (свыше 6-ти месяцев) региональных этнополитических войн, более двадцати мелких (менее 6-ти месяцев) и около 100 невооруженных этнических конфликта. Актуальность вопросов связанных с этникой в Российской Федерации определена периодом эскалации конфликтов на этнической почве на постсоветском пространстве.

Этнический фактор и в мирных условиях играет существенную роль в трансформационных процессах. С культурными, цивилизационными различиями связывают широту, темпы и формы включения этнических общностей в процессы модернизации, информационные сети.

Изучая традиционно социологическую проблематику – социальную стратификацию, различные виды неравенства, идентичности, старые и новые солидарности, социальные движения, различные виды мобилизации социологи всегда встречаются с их этническим разнообразием. Поэтому курс Этносоциологии нужен не только тем, кто изучает этнические проблемы, межэтнические конфликты, различные виды межэтнических отношений, но и социологам, работающим и в других направлениях, а также политологам, культурологам, этнологам, психологам и даже экономистам, и практикам, работающим в сфере управления.

В курсе обсуждаются предмет, задачи, методология и методы этносоциологии, анализируются основные теории этничности и национализма, рассматриваются вопросы, связанные с построением гражданского общества в многоэтничных государствах, этнической мобилизацией, проблемы этнической идентичности, основные подходы к классификации и анализу этнических конфликтов, концептуальные подходы к пониманию мультикультурализма. В курсе показана роль этничности в становлении социальных неравенств, рассматриваются условия толерантных отношений и установления бесконфликтных межгрупповых связей. Особое внимание в Курсе уделяется процессам глобализации и его влиянию на феномен этничности, характерные социальные траектории формирования гражданской идентичности.

В процессе преподавания курса будет верифицироваться гипотеза, сформированная на основе осознания тех видимых проблем с которыми столкнулась цивилизация. Представляется, что успешность решения этих трудностей, равно как и в целом, успешное дельнейшее развитие мира, будет зависеть от того, каким образом в современные процессы смогут вписаться существующие национальные государства и этносы.

  • Цель курса. Курс имеет своей основной целью рассмотрение социологического аспекта существования народов и попытку определить их место и роль в цивилизационных процессах. Разумеется, обязательным его элементом является ознакомление слушателей с основными теориями и направлениями в этносоциологии, которые связаны с изучением феномена этничности и его приложений в современном мире. Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач.




  • Задачи курса:

  1. Ознакомить слушателей с основными категориями, понятиями и терминами этнической социологии и социологии конфликта. Ознакомить с основными этносами, проживающими на территории Российской Федерации и отношениями между ними.

  2. Показать какую роль играла и играет этническая идентичность в социальных движениях и политической борьбе, особенно на постсоветском пространстве, проанализировать основные современные концепции национализма.

  3. Обсудить основные моменты дискуссии в научном сообществе о возможностях построения демократии в полиэтническом обществе, о роли этнополитических и этнокультурных детерминант в модернизации общества, в экономической и социальной трансформации на постсоветском пространстве.

  4. Показать изменения в социальной стратификации этнических групп, влияние этнокультурных особенностей на процессы интеграции, социальную мобильность, на изменение социальных и культурных дистанций в много этническом обществе.

  5. Рассмотреть основные концепции формирования гражданской идентичности, объясняющие межэтническую напряженность, процесс формирования бинарной дихотомической пары «свой - чужой», «образа врага».

  6. Передать слушателям знания о практических методиках урегулирования межэтнических конфликтов. Привить навыки толерантности в повседневной жизни.

Курс призван показать особенности политики государств в много этнических обществах в прошлом, настоящем, обсудить возможности национальной политики в будущем, обсудить основные принципы политики в отношении этнических меньшинств.


  • место курса в общей системе подготовки специалиста;

Этносоциология и социология конфликта являются дисциплинами в рамках социологии. Они естественным образом в соответствующем аспекте реализуют предметы общей для них науки. Специфические предметы связывают их с целым рядом смежных дисциплин. Ученые, изучающие народы и конфликты между ними, изучают статусные, психологические, политические, экономические, исторические и многие другие черты этносов. Подобные предметы естественно определяют место этносоциологии и социологии конфликтов в системе социогуманитарного образования.

Этносоциологов интересуют, прежде всего, традиционные для социологии предметы – социальные структуры, расслоение, дифференциация, и другие в жизни этносов. Необходимым элементом повседневных социальных практик являются все стороны жизни общества. Следовательно, в их недрах формируется политика и отношение к ней, культура и иные поля для исследования. Например, значительную роль в существовании этносов играет политика. Разумеется, она является предметом политологии, но этносоциологов интересует социальный контекст, последствия влияния властных отношений и многое другое. Без анализа культуры народа в принципе не возможно понять его жизнь. Культура представляет собой сферу исследования другой науки – культурологи, но специфическим интересом этносоциологов является все связанное с этническими чертами культуры. Предметы этносоциологии и социологии конфликтов, а также смежных дисциплин своими краями накладываются друг на друга вследствие близости полей исследования. Таким образом, курс позицируется в области общественных наук и представляет собой рассмотрение общественной жизни в этническом аспекте.

Курс предложен в качестве основного для студентов социологов в рамках соответствующего раздела Госстандарта.


  • требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь);

  1. Слушатели должны знать основные категории, понятия и термины этнической социологии и социологии конфликтов. Они должны разбираться в основных этносах, проживающих на территории Российской Федерации и отношениях между ними.

    1. Слушатели должны иметь представление о роли этническая идентичность в социальных движениях и политической борьбе, особенно на постсоветском пространстве, а также знать основные современные концепции национализма.

    2. Слушатели должны ориентироваться в узловых моментах дискуссии в научном сообществе о возможностях построения демократии в полиэтническом обществе, и знать значение этнополитических и этнокультурных детерминант в модернизации общества, в экономической и социальной трансформации на постсоветском пространстве.

    3. Слушатели должны иметь представление об изменениях в социальной стратификации этнических групп, о влиянии этнокультурных особенностей на процессы интеграции, социальной мобильности, на изменение социальных и культурных дистанций в много этническом обществе.

    4. Слушатели должны уметь ориентироваться в концепциях формирования гражданской идентичности, объясняющих межэтническую напряженность, процесс формирования бинарной дихотомической пары «свой - чужой», «образа врага».

Слушатели должны знать практические методики урегулирования межэтнических конфликтов, а также иметь навыки толерантности в повседневной жизни.


  • ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке

При разработке программы в качестве базового использовалось учебное пособие для вузов Арутюняна Ю.В., Дробижевой Л.М., Сусоколова А.А. Этносоциология. – М., 1999.


  1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка)

ОПД.Ф.21

Этносоциология

Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины; этнические факторы социального

 

развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей; самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем; социальная культура этнических общностей; этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности; этнические аспекты миграционных процессов; этносоциология семейно-брачных отношений, культурной и языковой жизни; социальный контекст формирования этнического сознания и самосознания; методы сбора информации и процедуры этносоциологического исследования. (100 часов)



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):






п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового

контроля

(форма

отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

040201 социология

4

7

100

50

30

20

-

50

Экзамен
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск