Скачать 496.7 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный технический университет История мировой художественной литературы Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд. пед. наук, доц. каф. философии и СКМетодические указания предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» дневной и вечерней форм обучения, преподавателей, разрабатывающих и ведущих курс истории мировой художественной литературы. Планы семинарско-практических занятий дают представление о концептуально-проблемной структуре дисциплины, об общей направленности самостоятельной работы студентов, приемах ее организации. Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета ВведениеДанная система занятий сложилась в течение последних пяти лет работы над курсом истории мировой художественной литературы в Омском государственном техническом университете на гуманитарном факультете. Небольшой объем курса обусловил постепенное осмысление концепции, которая определилась как идея развития читательской культуры студентов в пространстве их будущей профессии. Основой концепции стало диалогическое движение мировой художественной литературы от древности до современности в проблематике, актуальной для нашей сегодняшней действительности:
Данный курс неизбежно должен был стать максимально культурологи чески интегрированным, обобщенным, концептуально целостным. Расширение круга чтения студентов, ориентация на высшие уровни словесного творчества художников разных эпох, выстраивание «классического списка» чтения, формирование представлений об открытости читательской культуры, совершенствование читательских навыков самостоятельного анализа литературно-художественного текста – все это легло в основу разработанных планов семинарско-практических занятий по истории мировой художественной литературы, предлагаемых в данном пособии. Помимо планов, в пособие включено несколько «образцов» реферативных заданий с рекомендациями преподавателя для дальнейшей работы над темами и варианты учебных тестов и заданий, используемых в ходе семинарско-практических занятий. Итак, пособие состоит из трех основных разделов:
Раздел 1 Практические занятия по истории мировой художественной литературы (I курс) I семестр Занятие 1. Миф и словесное творчество. Искусство и литература Цель занятия: постижение природы мифа, его творческого начала, специфики и связи с художественным творчеством; совершенствование навыков студентов в определении и соотнесении теоретико-литературных понятий, их дефиниции, «выстраивания» терминологических рядов; углубление представлений о жанровой природе художественных произведений, развитие навыков анализа художественного текста. План занятия
Список рекомендуемой литературы
Занятие 2. Древнегреческий эпос Цель занятия: введение в содержание категории и природу эпоса, освоение специфики эпического рода словесного творчества, его жанрового воплощения, развитие навыков анализа эпического текста. План занятия
Список рекомендуемой литературы
Занятие 3. Лирика древней Греции Цель занятия: введение в природу лирического рода литературы; развитие представлений о развитии поэзии внутреннего мира человека, о жанровом многообразии лирического мира; совершенствование навыков анализа лирического текста. План занятия
Список рекомендуемой литературы
Занятие 4. Древнегреческая трагедия Цель занятия: постижение понятия о древнегреческом театре, его природе, происхождении; углубление в природу трагического и его пафос; развитие представлений о древнегреческой трагедии как жанровом воплощении специфики драматургического рода. План занятия
Список рекомендуемой литературы
Занятие 5. Библия. Собеседование
II семестр Занятие 1. Литература древнего Китая Цель занятия: творческое освоение студентами специфики древнего сознания Китая, мифологической картины мира, смыслов бытия человека, основных памятников древней китайской словесности, диалогического характера древней литературы, ее актуальности в нашем современном мире, организация самостоятельной работы студентов, усвоение категориально-понятийного, терминологического ряда темы, совершенствование навыков анализа литературных произведений древности. План занятия
Отметить ассоциации с «Библией», с древнеегипетской литературой. Занятие 2. Древняя Индия и ее словесность Цель занятия: актуализация основных смыслов древнеиндийской литературы в системе представлений о классической природе памятников словесности древней Индии, в современных творческих формах восприятия культуры, литературы древности создание живых представлений об актуальной проблематике древнеиндийских памятников словесности на фоне истории древней Индии, ее пространства, специфики языковой картины. План занятия
а) «сложная» мозаика этносов; б) языки древней Индии в ее культурном и реальном пространстве; в) специфика древнеиндийской словесности; г) современность Индии и ее древняя словесность.
Занятие 3. Словесность древней Японии Цель занятия: углубление восприятия студентов в феномен «островного» сознания древней Японии, сущностное освоение древними японцами ценности земного существования человека, природы, «экономный» взгляд на мир космический и реально-бытовой, на необходимость «острого» зрения человека, возможность отражения в «малом» мире «бесконечного» мира; «погружение» восприятия, мышления студентов в мифологические представления древней Японии, их циклический характер, категориальную иерархию, магическую природу мифологии Японии. Проникновение буддийской мифологии в связи с распространением континентальной культуры в древней Японии. Основное внимание сосредоточивается на поэтическом мироощущении, формах поэзии, особенно танке, хокку как явлениях собственно японской литературы, отражающих природный характер художественного сознания японцев. План занятия
а) у карты Японии: остров – пространство и «образ мира»; б) специфика мифологии Японии (сообщение студента); в) поэтика танки (опыт анализа текста); г) поэтика хокку (опыт анализа текста); д) поэты Японии – композиция с портретными зарисовками; е) комментарий фрагментов статьи О. Мандельштама «Девятнадцатый век»: диалог западно-европейской и восточной (японской) словесности. Актуальность диалога.
Занятие 4. Круглый стол: «Древняя литература – диалогическое пространство смысловых знаков» Цель занятия: осмысление смысловых парадигм древней литературы; активизация деятельности студентов по обобщению теоретических и историко-литературных знаний о древней словесности. План занятия
а) Греции; б) Египта; в) древнееврейской словесности; г) древнего Китая; д) древней Индии; е) древней Японии. Студенты готовят сообщения и вопросы по содержанию занятия. Занятие 5. Тест по курсу «История древней литературы» Список рекомендуемой литературы
Практические занятия по истории мировой художественной литературы (II курс) III семестр Занятие 1. Мир Средневековья и его художественная словесность Цель занятия: введение в природу Средневековья и специфику литературы средних веков; развитие представлений о родо-жанровой картине литературы, способах выражения мироощущения и мировосприятия человека средневековья в искусстве слова. План занятия
а) образ «бродячего» певца; б) жанры поэзии; в) лирические переживания вагантов – «прародина» авторской поэзии. Список рекомендуемой литературы
|
Под общей редакцией С. А. Ляшко Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин... | Планы семинарских занятий архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы... Север в истории России: планы семинарских занятий и тематика рефератов / сост. В. П. Илатовский. – Архангельск: Изд-во агту, 2008.... | ||
Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником... | Система менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд... | ||
Союза сср Н. И. Надарейшвили; М. В. Сланская; В. М. Казарская; В. С. Горбаченко, канд пед наук; Н. Н. Павлов; А. А. Гончарова; Л. П. Сераева;... | К пенополистиролу Журба О. В., -аспирант, Архинчеева Н. В., канд хим наук, доц., Щукина Е. Г., канд техн наук, доц., Константинова К. К., канд хим... | ||
Программа семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф... В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,... | Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения | ||
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета... Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | Научно-практический журнал В. К. Клюев, зав каф управления информ библ деятельностью мгуки, канд пед наук, проф | ||
И выполнению выпускной Иу в. Д. Козловским, канд экон наук, доц., проф. Иу н. В. Зыковой, канд экон наук, проф. Иу е. Э. Осиповой, доц. Иу е. Ю. Ветошкиным... | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
1. Проблема «к-гия» Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е.... | Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в... Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских... | ||
Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов... Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного... | 5 Межрегиональная научно-практическая конференция со ран васильчик Л. Р В. К. Клюев, зав каф управления информ библ деятельностью мгуки, канд пед наук, проф |