Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № __
«___» ___________200_г.
Программа модуля «Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития.»
Направление: 520800 История
Профиль: Методика преподавания истории в высшей школе Составители: Шматова М.Б.
(старший преподаватель)
Москва-2012
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины:
Сформировать целостное представление о диалоге культур Российской и Западной цивилизаций;
Способствовать обогащению внутреннего духовного мира, пробуждению интереса молодежи к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия культур Российской и Западной цивилизаций, что формирует и воспитывать уважительные отношения к ценностям других культур и позволяет решать социально-значимые проблемы культурной жизни России.
Задачи дисциплины:
Проследить становление русской культуры и основные ее истоки: Византия, Восток, Запад, Рассмотреть проблемы взаимоотношений российской и европейской культур в трудах ученых;
Определить доминирующие ценности российской и европейской культур, раскрыть характерные особенности развития разных искусств;
Охарактеризовать творчество великих русских и европейских мастеров – писателей, художников, архитекторов, композиторов;
Показать реальные возможности продуктивного диалога различных культур и их взаимообогощенияв современном мире, где утверждаются общечеловеческие ценности.
Объем в ЗЕ: 2________________________________________
Время изучения: курс_____1_______семестр_______2__________
Взаимосвязь с другими модулями: Междисциплинарные подходы в современной исторической науке; Политическая и социально-экономическая история стран Европы в новое время; Политическая и социально-экономическая история России в новое время; Политическая и социально-экономическая история стран Европы в новейшее время; Политическая и социально-экономическая история России в новейшее время. Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Взаимосвязь с другими модулями: Междисциплинарные подходы в современной исторической науке; Политическая и социально-экономическая история стран Европы в новое время; Политическая и социально-экономическая история России в новое время; Политическая и социально-экономическая история стран Европы в новейшее время; Политическая и социально-экономическая история России в новейшее время. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке; Политическая и социально-экономическая история стран Европы в новое время; Политическая и социально-экономическая история России в новое время; Политическая и социально-экономическая история стран Европы в новейшее время; Политическая и социально-экономическая история России в новейшее время. Групповая принадлежность ОМ:профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
Способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч. в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПКИстМ -00- М—9);
Умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПКИстМ -00 - М-23);
Способен к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи и т.д.) (ПКИстМ -00 - И-29)
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
1. Применение в работе комплекса знаний, лежащих в основе современной историко-гуманитарной картины мира, отражающих сущность и особенности объектов и явлений социальной действительности в соответствии с содержанием тех или иных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин;(Ф01ИстМ-01)
2. Овладение комплексом исследовательских умений для научно-исследовательской деятельности (Ф02ИстМ-01)
3. Участие в организации работы культурно- просветительской деятельности учреждений (Ф05ИстМ-01)
Инновационные формы учебной работы:
Метод анализа ситуаций (кейс-метод).
Технология с применением метода проектов.
Тренинговая технология.
Рефлексивная технология.
Активные методы обучения:
Групповой тренинг.
Решение ситуационных задач.
Деловая игра.
Электронная викторина.
Формы контекстного обучения:
Лекция как форма контекстного обучения.
Деловая игра как форма контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: _Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос.
2 уровень сложности: __Имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование.
3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Тема 1
Место дисциплины «Россия и Европа: диалог культур» в системе гуманитарных наук
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
| Тема 2
Зарождение Российской цивилизации. Становление русской культуры и основные её источники: Византия, Восток, Запад.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
| Тема:3
Москва- центр единого Российского государства. Культура европейского средневековья.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
| Тема 4; Русская культура XVII в. Москва и международные культурные связи.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
| Тема 5
Вестернизация и секуляризация русской культуры в XVIII в. Идеи Просвещения и духовная жизнь России.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
| Тема 6
Европейская культура XIX века. «Золотой век» русской культуры.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
| Тема 7
Мировая культура на рубеже XIX-XX вв. «Серебряный век» русской культуры. Россия и Европа накануне и в годы Второй мировой войны. Невосполнимые потери шедевров мировой культуры.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
| Тема 8
Культурные реалии России и Европы второй половины XX столетия. Культура и глобальные проблемы XXI века. Будущее культуры.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| Компетенция 3
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).
|
Рабочая тетрадь
|
Зачёт, экзамен, самостоятельная работа
| |