№
|
ТЕМА
|
Содержание материала
|
Тип урока
|
Цели и задачи
|
ИКТ
| 5
Дата
|
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. (6 ЧАСОВ)
|
1
| Первые художники земли.
| Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия .Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусство. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж).
Театр, музыка и танец.
| Лекция
| Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации
|
Диск
|
|
2
3
| Архитектура стран фараонов.
| Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.
|
Беседа с опорой на знания учащихся, урок – путешествие
| Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.
|
Диск
|
|
4
| Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
| Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески – по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта.
|
Урок – семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков.
| Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян.
|
Диск
|
|
5
| Художественная культура Междуречья.
| Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.
| Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.
| Изучение важнейших достижений художественной культуры Междуречья
|
Диск
|
|
6
| Искусство доколумбовой Америки.
| Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан).
| Урок семинар, основанный на самостоятельных поисках.
| Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.
|
Диск
|
|
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ. (4 ЧАСА)
|
7
| Золотой век Афин.
| Всемирно - историческое значение худо-жественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.
| Урок – путешествие.
Презентация.
| Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции.
|
Диск
|
|
8
| Архитектура Древнего Рима.
| Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного года». Пантеон – «храм всех богов».
Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.
| Беседа с опорой не знания учащихся.
| Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации.
|
Диск
|
|
9
| Театральное и музыкальное искусство Античности.
| Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного).
Особенности театрализованного действа.
Музыкальное искусство Античности.
| Общение.
|
|
Диск
|
|
СРЕДНИЕ ВЕКА. (10часов)
|
10
| Мир византийской культуры.
| Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
Искусство мозаики и иконописи.
| Лекция.
| Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры.
|
Диск
|
|
11
| Архитектурный облик Древний Руси.
| Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.
| Беседа с опорой не знания учащихся.
| Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси.
|
Диск
|
|
12
| Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.
| Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности.
Храм Софии Новгородской..
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.
| Урок путешествие.
| Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.
|
Диск
|
|
13
| Архитектура Московского княжества.
| Следование традициям Владимиро- суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.
| Урок путешествие.
| Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.
|
Диск
|
|
14
15
| Изобразитель-ное искусство
и музыка
Древней Руси.
| Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии.
Особенности новгородской школы живописи.
Творчество Феофана Грека.
Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества.
Музыкальная культура Древней Руси.
| Беседа с опорой не знания учащихся.
| Значении живописных произведений в культуре Древней Руси.
Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.
|
Диск
|
|
16
17
| Архитектура западно-европейского Средневековья.
| Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр- Дам в Париже и в Кельне (по выбору).
| Лекция.
| Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве.
|
Диск
|
|
18
| Изобразитель-ное искусство Средних веков.
| Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой.
Искусство витража.
| Урок – вернисаж.
| Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве.
|
Диск
|
|
19
| Театральное искусство и музыка Средних веков.
| Понятие о литургической драме и средневековом фарсе (по выбору).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры.
| Беседа с опорой не знания учащихся.
|
|
Диск
|
|
КУЛЬТУРА ВОСТОКА. (6часов)
|
20
21
| Индия – «страна чудес».
| Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Корли) и храм кандарья Махадевы в Кхаджурахо ( по выбору).
Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии (обобщение ранее изученного).
| Обзорная экскурсия.
| Знакомство с самобытностью и неповторимостью искусства Индии.
|
Диск
|
|
22
23
| Художествен-ная культура Китая.
| Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Пекинская музыкальная драма (обобщение ранее изученного)
| Обзорная экскурсия.
| Понять значение и уникальный характер китайской художественной культуры.
|
Диск
|
|
24
| Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
| Своеобразие и неповторимость искусства Японии ((обобщение ранее изученного).
Шедевры японской архитектуры.
Философия и мифология в садово-парковом искусстве.
Мастера японской гравюры. Театральное искусство.
| Урок – общение.
| Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии.
|
Диск
|
|
25
| Художествен-ная культура ислама.
| Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд).
Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
| Урок – лекция.
| Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама.
|
Диск
|
|
ВОЗРОЖДЕНИЕ. (9 часов)
|
26
| Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения.
| Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.
Флорентийское чудо. Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли ( по выбору).
| Лекция.
| Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.
|
Диск
|
|
27
| «Золотой век» Возрождения. Художествен-ный мир Леонардо да Винчи.
| Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника (по выбору с обобщением ранее изученного).
| Лекция.
| Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.
|
Диск
|
|
28
| «Золотой век» Возрождения.
Бунтующий гений Микеланджело.
| Скульптурные и живописные шедевры художника.
Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти
(обобщение ранее изученного).
| Урок – обобщение.
| Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.
|
Диск
|
|
29
| «Золотой век» Возрождения.
Рафаэль – «первый среди равных».
| Судьба художника, основные этапы его творчества.
Рафаэль – певец женской красоты (обобщение ранее изученного).
Портретное творчество художника.
| Урок – лекция.
| Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.
|
Диск
|
|
30
| Возрождение в Венеции.
| Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.
Мифологическая и библейская тематика (обобщение ранее изученного).
| Семинар.
| Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.
|
Диск
|
|
31
32
| Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
| Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы.
Мастерство Дюрера-гравера.
| Обзорная экскурсия.
| Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.
|
Диск
|
|
33
34
| Музыка и театр эпохи Возрождения.
| Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.
| Семинар.
| Роль музыки в нравственном воспитании общества.
|
Диск
|
|
35
| Заключитель-ный урок.
| Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий, проектов) и их защита по изученной теме курса.
| Семинар.
|
|
Диск
|
|