Скачать 365.33 Kb.
|
Рекомендовано на научно-практическом семинаре ГОУ ДПО ЧИППКРО 04.09.2009 О.В.Давыдовой, доцентом кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО, канд. пед. наук. Примерная рабочая программа по МХК для 8-9 классов общее образование г. Челябинск 2009 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» (ИЗО и музыка) в отводимое базисным планом учебное время – 34 часа в год, (ИЗО – 17 часов и музыка – 17 часов), преподаваемое 1 час в неделю. Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство» и на основе примерных программ по названным предметам. Из каждой примерной программы взят раздел, указанный для изучения интегрированного курса «Искусство» в 8-9 классах. Из предмета «Изобразительное искусство» раздел «Синтез искусств» (34 часа), а из предмета «Музыка» раздел «Музыка в формировании духовной культуры личности» (34 часа). Из решения областного семинара 2007 года данный интегрированный предмет для изучения в образовательной области «Искусство» (ИЗО И МУЗЫКА) в 8-9 классах решено назвать «МХК» Программа предназначена для основной школы любого типа, в частности для школы с углубленным изучение иностранного языка и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах. Дальнейшее изучение предмета «МХК» ребята продолжат в 10-11 классах, обеспечивая усвоение предложенного стандартом и примерной программой по предмету содержания. Материально-техническое обеспечение кабинета МХК соответствует стандарту. Цели и задачи программы:
Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру. Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения) Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (из примерной программы) Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов. Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.). Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа. Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому. Изображение на компьютере. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (ДД. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Рабочая программа по мхк ступень обучения основное общее образование Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9-11 класса разработана на основе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование... | ||
Мхк в 10-11 классе среднее (полное) общее образование срок реализации... Преподавание учебного предмета «мхк» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими... | Рабочая программа по мхк 8-9 классов Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской... | ||
Рабочая программа по литературе, среднее (полное) общее образование Литература: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)\ И. Н. Сухих – М.: Издательский центр... | Примерная программа дисциплины Программа предназначена для подготовки бакалавров нехимических технологических направлений. Для освоения программы по дисциплине... | ||
Рабочая программа предмета «Немецкий язык» (начальное общее образование) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов].—2е изд., переработанное.... | Рабочая программа предмета «Немецкий язык» (начальное общее образование) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов].—2е изд., переработанное.... | ||
Рабочая программа по географии для 6, 7, 10, 11 классов (базовый... Карла Маркса, дом 97, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым, Российская Федерация, 297513 | Программа ориентирована на умк «мхк для 10-11 классов» Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего... | ||
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | Рабочая программа По литературе Смоленщины в 9 классе, основное общее образование Учебная рабочая программа по литературе для 9 классов составлена на основе Программы предметов регионального компонента Литература... | ||
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное... Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г | Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.... Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование... | ||
Рабочая программа по мхк для 10-11 классов разработана в соответствии... Мхк для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта полного общего... | Рабочая программа по биологии основное общее образование, 7 класс Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия... |