Скачать 343.91 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Токаревская средняя общеобразовательная школа №2 Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю» методического совета Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Токарёвской Протокол № филиала МБОУ Токарёвской СОШ №2 от « 29 » августа 2011г СОШ №2 ___________/С.Н.Устинова Устинова __________/З.А. Шиндяпина/ Приказ № « 1 » сентября 2011г. от « 1 » сентября 2011г. Рабочая программа по учебному предмету «Мировой художественной культуре » для учащихся 8 - 9 классов филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токарёвской средней общеобразовательной школы №2 в с. Ивано - Лебедянь на 2011 – 2013 учебный год Составитель: учитель мировой художественной культуры Будариной Н.А. 2011-2012 уч. год. Пояснительная записка Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства. Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Дидактические цели: -формирование интереса к изучению мировой и русской культуры; - формирование навыков сбора и анализа информации. Методические задачи: актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков; приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; формирование умений и навыков художественного самообразования. формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры воспитание художественного вкуса. Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах (70 часов), а также программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Факультативный курс 5-9 классы; составитель Г. И. Данилова , Министерство образования РФ, 2002). Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю. В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости наиболее полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности. Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место предмета МХК в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа в год в соответствии с учебным планом, в том числе на проведение контрольных работ (2 часа), обобщающего урока (2 час) Формы организации образовательного процесса Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность обучающихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей обучающихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Содержание программы 8 класс (35 ч.) Раздел «В мире художественной культуры. Введение.» Тема 1. Цивилизация и культура. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира. Тема 2. Единство и многообразие культуры. Единство мировой культуры. Мировое Древо как отражение единства мира. Многообразие и национальная самобытность культуры. Контрольные мероприятия: опрос,викторина, анализ художественных произведений, тестирование Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу Обучающиеся должны знать: - сходство и различия понятий «цивилизация» и «культура»; - основные признаки цивилизованного, культурного человека; - понятие о мировой художественной культуре; - в чем проявляется единство и многообразие культур, общие направления в развитии мировой художественной культуры в прошлом и настоящем Обучающиеся должны уметь: - находить сходное и различное в понятиях «цивилизация» и «культура»; общие направления в развитии мировой художественной культуре в прошлом, настоящем; - видеть особенности развития культуры древних цивилизаций, их признаки, связь с религиозными верованиями древних народов Раздел «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций» Тема 1. Особенности художественной культуры Древнего Египта Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов. Тема 2. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока Символический характер искусства. Природа и Человек – главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве. Тема 3. Греция – «колыбель европейской цивилизации» «Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю. Тема 4. Художественные достижения доколумбовой Америки Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков Контрольные мероприятия: опрос, викторина, анализ художественных произведений, тестирование Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу Обучающиеся должны знать: - особенности художественной культуры Древнего Египта, её выдающиеся достижения; - в чём проявляется символический характер искусства древневосточных цивилизаций; - главные темы восточного искусства; - отражение в произведениях искусства религиозных верований народов Древнего Востока; - особенности древнегреческой архитектуры и скульптуры; её значение для европейских цивилизаций; - художественные достижения доколумбовой Америки Обучающиеся должны уметь: - самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка; - видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства народов древних цивилизаций; - в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств Раздел «Мир и Человек в художественных образах» Тема 1. Идеал Человека в культуре народов мира Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость. Тема 2. Герой и защитник Отечества Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства. Александр Невский – патриот Земли Русской. Тема 3. Образ женщины – матери сквозь века. «Венеры» первых художников земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова. Тема 4. Человек в мире природы Человек и Природа. Взгляд через века. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…». Тема 5. Человек. Общество. Время. Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения).Человек нового времени. Контрольные мероприятия: викторина, анализ художественных произведений, тестирование Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу Обучающиеся должны знать: - понятие об идеале Человека в античности, средневековье, эпохе Возрождения и воплощение его в произведениях искусства; - представление идеала человека в крупнейших религиях мира; Обучающиеся должны уметь: - проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка; - видеть прекрасное в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства народов древних цивилизаций; - в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств; - видеть значение достижений культуры античности, средневековья, эпохи Возрождения для развития современных культур. 9 класс (35 ч.) Раздел. «Художественные традиции народов мира» Тема 1. Героический эпос народов мира Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса. Карело – финский эпос «Калевала». Тема 2. Праздники и обряды народов мира Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Ах, карнавал! Удивительный мир. Тема 3. Своеобразие архитектурных традиций Особенности храмового зодчества. Дом – жилище человека. Тема 4. Изобразительное искусство народов мира. Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры Востока. Скульптура Тропической и Южной Африки. Тема 5. Своеобразие музыкальной культуры Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки. Тема 6. Театр народов мира Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра. Тема 7. Самобытность танцевальной культуры Страстные ритмы фламенко. Радуга русского танца. Искусство индийского танца. Под звуки тамтамов ( танцы народов Африки ) Контрольные мероприятия: викторина, анализ художественных произведений, тестирование Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу Обучающиеся должны знать: - понятие о героическом эпосе как о жанре литературы, история его возникновения и дальнейшее развитие, примеры героического эпоса в литературе разных народов, его основные темы; - религиозные праздники и обряды народов мира, их особенности, смысл и значение; - своеобразие архитектурных традиций различных народов мира, особенности храмового зодчества, своеобразие жилищных построек; - характерные особенности византийской мозаики, древнерусской иконописи, книжной миниатюры Востока, скульптуры народов Тропической и Южной Африки; - своеобразие музыкальной культуры народов мира; - возникновение и развитие театрального искусства народов мира, его жанры; - национальное разнообразие танцевального искусства, характерные черты, своеобразие образного языка. Обучающиеся должны уметь: - выделять характерные черты героического жанра в эпосе народов мира; - видеть особенности религиозных праздников и обрядов, смысл и значение; - находить характерные черты в архитектурных традициях различных народностей, изобразительного искусства, танцевального, театрального искусства; - проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка; - видеть прекрасное в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства народов древних цивилизаций; - в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств; - видеть значение достижений культуры античности, средневековья, эпохи Возрождения для развития современных культур. Учебно-тематический план по мировой художественной культуре Классы- 8-9 Учитель – Бударина Нина Алексеевна Количество часов: Всего – 70, в неделю -1 Плановых контрольных работ - 2 Административных контрольных уроков –2 Планирование составлено на основе - Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Учебник - . Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011. 8 класс
Литература и средства обучения Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 кл.: - М.: Дрофа, 2008. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10кл.: - М.: ВЛАДОС,2006. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11кл.: - М.: ВЛАДОС,2006. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 11кл.: - М.: ВЛАДОС,2006. История мирового искусства. – М., 1995.Музыкальные инструменты народов мира. – М., 1990. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Л., 1984. Ломов С.П.Русские живописцы 18 – 19 веков. М., 1997. Юон К.Ф. Об искусстве. В 2 т. м., 1959. Методические пособия для учителя: 1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова . – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 2. Учебник Г.И. Данилова Мировая художественная культура 8 класс – М.: Дрофа, 2008. 3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год. Методический фонд
Технические средства
Календарно – тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета | Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | ||
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя | Рабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия» Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор | ||
Рабочая программа по музыке 7 класс Рассмотрено на заседании мо «Согласовано» «Утверждаю» Председатель мо учителей Руководитель структ. Директор гбоу сош | «Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г | ||
Программа спецкурса по теме: "Подготовка к гиа по русскому языку" Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании мо от Протокол №1... | Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» “Согласовано” “Утверждаю” на заседании мо зам директора Директор школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» “Согласовано” “Утверждаю” на заседании мо зам директора Директор школы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34 | ||
Учебный план темы Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор мбоу... Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики | Согласовано Председатель первичной профсоюзной организации общеобразовательного... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) |