Скачать 219.97 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ г. ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНА»РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДЕНО»на заседании МО учителей приказом по МВОУ «ЦО г.Зеленокумска»гуманитарного цикла №___ от «____»________________2010 годапротокол № 1 от «6» сентября 2010 г. Директор ____________________А.А. ЗаикаРуководитель МО __________Л.П. ШульгаП Р О Г Р А М М А«Возвращение к истокам» Программу составил учитель:Шульга Лариса Петровна I квалификационная категория 2010 год I. РАЗДЕЛ Пояснительная запискаКогда общество переживает ответственный переломный период, когда оно стоит перед выбором пути, следует обращаться к своим истокам, чтобы точнее оценить пройденный путь, надежнее определить ориентиры в будущем. В этом сложном и благородном деле сможет помочь наша культура. Духовное возрождение ее является велением времени. Основная цель данной программы: - осуществление знакомства с традициями, культурой и искусством России и родного края для активизации познавательного интереса к историческому прошлому Родины. В связи с этим, перед учащимися ставятся следующие задачи: - воспитание интереса и любви к искусству, бережное отношение к традициям своего народа; - овладение основными понятиями этики и эстетики; - ознакомление с историей русского языка и современным его состоянием;
эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, формирование творческой индивидуальности. В основе занятий лежат следующие принципы:
Программа является познавательной, личностно-ориентированной и соединяет в себе тот объем информации и практических навыков . Предметная область – словесность. Направление деятельности – культурологическое. Программа строится на взаимосвязи литературы, истории, изобразительного искусства России. Не меньшую роль играет знакомство с историей, с достопримечательными местами края, с его литературными традициями. В центре внимания постоянно находится Человек, его субъективное видение мира, эмоционально отраженное в художественных образах, его миропонимания, его нравственные искания и быт. Свободное и умелое использование языковых средств, требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание использованию в речи важных элементов русского речевого этикета. Ценные материалы, собранные ребятами, должны звучать на утренниках, в литературно-музыкальных композициях, отражаться в стенгазетах, в альбомах. К концу базового образовательного уровня обучения кружковцы должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Должны уметь:
- правильно и точно пользоваться языковыми средствами, строить высказывания
Осваивая культуру, учащийся делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной самореализации и он развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее человека – его прошлое и будущее. II. РАЗДЕЛ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1II. РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Задачи и содержание работы кружка. Обсуждение планов работы на текущий год с учетом интересов обучающихся. Тренинг «Я в коллективе». Практика. «А помнишь ли ты?» (конкурсная программа). 2.ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА. ТВОРЦЫ СЛОВА РОССИЙСКОГО. Теория. Назначение письма. Типы письма и их история. Как жили и говорили наши предки – славяне. Образование праславянского языка. Старославянский язык как первый язык православной церковно-богослужебной письменности. Влияние старославянского языка на русский литературный язык. Старославянизмы, их жизнь в литературном языке. История русского летописания. Этапы развития. Монастырь – центр летописания. Нестор, Епифаний Премудрый, Максим Трек. Беседы: «Появление письменности как новый этап развития человеческой цивилизации», «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И.Бунин). Экскурсия в воскресную школу. «Роль старославянского языка». Монастырь – центр письменности, собрания рукописей и книг, произведений изобразительного искусства». Практика. Упражнения по усвоению кириллического письма. Памятники древнерусской книжной письменности. «Старославянизмы в русском литературном языке». Монастырь – центр письменности, собрания рукописей и книг, произведений изобразительного искусства». Итоговая работа по теме: устный журнал «Происхождение письма». 3. МИР РУССКОЙ РЕЧИ. Теория. Что такое этикет? Словесные и несловесные формы этикета. Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор, личные письма, телеграмма. Формы общения: обращение, знакомство, прощание (форма, значение, содержание), поздравление, благодарность, извинение (как форма вежливости и как осознание доставленного неудобства). Этикет телефонного разговора. Имена наших предков: Беляй, Ждана, Забава, Милава. Редкие и распространенные имена, их значение. Революция и имена. Экология слова. «Музеи слов»– словари. Понятие о диалектах. Диалекты Ставрополья. Когда допустимы диалектные слова. О вредных привычках. Роль орфоэпии в устном общении между людьми. Жестикуляция. Национальный характер жестов. Письменные формы речевого этикета (официального). Социально-деловая сфера общения. Особенности стиля. Этика делового человека. Уроки мудрости (опыт старшего поколения). Чистота речи. Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. Беседа: «Как мы обращаемся друг к другу», «Этикет и мы». Практика. Работа в библиотеке с источниками разыскания литературы на тему «Этикет и мы». Диспут «Роскошь человеческого общения» Анализ автобиографии (Есенин, Маяковский). Составление плана автобиографии; написание автобиографии, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг. «Качества хорошей речи»*. Диспут «Конфликты в нашей жизни». Итоговая работа по теме: составление таблицы «Качества хорошей речи». 4. ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ ) Теория. Убранство жилищ россиян, утварь. Обряды: свадебные, родильные, похоронные, производственно-бытовые. Обрядовый фольклор: отражение внутреннего мира русского человека, его жизни и быта. История Отечества в фольклоре. Необрядовый фольклор. Память рода. Семейный быт родного края (города). Поселение и жилище. Хозяйственный быт. «Из жизни истории мужской и женской одежды». Народные промыслы. «Наши рукодельницы». Беседа: «Обычаи, обряды и традиции - основная форма сохранения особенностей национального фольклора». «Свадьба старого быта». Практика. Сбор материала для фотоальбома «Лавка древней жизни» (утварь наших предков) Этика быта и ее истоки. Викторина «Горячие калачи из русской печи». Мини-сочинения «Родословная вещей». Итоговая работа по теме: оформление фотоальбома «Лавка древней жизни», проведение викторины «Предания старины глубокой». 5.МИР ХУДОЖНИКА. Теория. Искусство иконописи. Особенности внутреннего содержания иконы. Основные образы и сюжеты. Судьба иконы. Труд реставратора. Библейские сюжеты – смысловые источники создания шедевров мирового искусства. Соборы мира (собор Святого Петра, Сан Марко и др.) Памятники изобразительного искусства в родном крае (книжная графика, иконопись). Художники родного края. Изображение родного края (города) в их произведениях. Памятники истории культуры родного края. Охрана их. Экскурсия в ДХШ. Беседы: «Иконописные школы Руси», «Музей – центр памятников культуры», «Вглядываясь в лики…». Экскурсия в церковь г. Зеленокумска Практика. Знакомство с иконописью разных иконописных школ. Поиск художников. Составление викторины, сканвордов на тему «Соборы Итоговая работа по теме: проведение игры «Умники и умницы» 6. « ИЗ КРАЯ В КРАЙ, ИЗ ГРАДА В ГРАД». Теория. Великие зодчие мира. Городища, города и крепости. Русские монастыри. Монашество. Основные занятия монахов. Монастыри – центры культуры. Искусство колокольного голоса. Тайна колокольного голоса. Звенящие храмы России: Московский Кремль, Троица-Сергиевая Лавра, Великая Киевская Русь. Понятие «столица», столица Руси. . История Ставрополья. «Мир архитектуры моего края» (города). Беседы: «Когда звонят колокола», «Ты должен знать их имена» (о зодчих мира), «Окно с затейливой резьбой», «Москва – символ небесного града», «Всякая всячина о России». Практика. Заочное путешествие в историко-архитектурный комплекс Кижи, «Дома-терема тесовые, ставенки – узорчатые». Встреча с настоятелем храма. «Колокольный звон – музыка радости и беды». Итоговая работа по теме: занятие-путешествие «Страна знаний» 9. НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ. Теория. Писатели и наш край. Пребывание известных писателей в нашем крае (А.П. Чехов, М. Горький, Лев Толстой). . Памятные места, связанные с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым. Обстоятельства их пребывания здесь. Писатели Ставрополья. Выдающиеся деятели русской культуры на Ставрополье. Беседы: «Поговорим о бурных днях Кавказа», «Звезда первой величины», «Лермонтов и Кавказ». Экскурсия по Лермонтовским местам. Практика. Знакомство с литературными местами края. Путешествие по карте «Вслед за поэтом (писателем)». Игра-викторина «Герои произведений, рожденных на Кавказе». Чтение произведений, связанных с достопримечательными местами края. Заочное знакомство с писателями Ставрополья Итоговая работа по теме: литературно-музыкальная композиция «Созвездие талантов». 10.ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ. Теория. Газетные и эпистолярные жанры (очерки, корреспонденция, письма), Работа с художественным текстом.. Культура чтения и восприятия художественного произведения. Особенности публицистики. Эмоциональность публичного выступления. Практика. Выпуск стенгазеты «Люди и даты», бюллетеня, посвященного творчества художника, поэта. Знакомство со статьями энциклопедического словаря юного филолога о языке Пушкина, Лермонтова. Сопоставление текстов поэтического и прозаического... Знакомство с периодической печатью Ставропольского края.. Анализ заголовок из газет «Известия», «Комсомольская правда»; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля – информативно-воздействующую направленность речи, желание заинтересовать читателя. 11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ V РАЗДЕЛ. ЛИТЕРАТУРА.
IV. РАЗДЕЛ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Формы проведения занятий: беседа «Возвращение к забытому», час творчества «Что такое? Кто такой?» Методы: поисковый. Дидактический материал: карточки, схемы к часу творчества. 2. ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА. ТВОРЦЫ СЛОВА РОССИЙСКОГО. Формы проведения занятий: экскурсия в типографию, заочная экскурсия «Московское государство в Петровскую эпоху», занятие-игра, час творчества, диспут. Беседы: «По следам пишущей ручки», «Этапы развития русского литературного языка», «Монастырь – центр письменности, собрания рукописей и книг, произведений изобразительного искусства». Методы: поисковый, проблемный. Дидактический материал: иллюстрации памятников древнерусской книжной письменности. ТСО: диапроектор, диафильмы, кассета с записями колокольного звона, магнитофон . Форма подведения итогов: устный журнал «Происхождение письма». 3. МИР РУССКОЙ РЕЧИ. Формы проведения занятий: «круглый стол», диспут «Конфликты в нашей жизни», встречи со старожилами города, психологом Центра внешкольной работы, час творчества. Беседы: «Культура поведения», «А помните ли вы …». Методы: поисковый, информационно-сообщающий, исследовательский. Дидактический материал: таблица «Письменная форма речевого этикета», тексты упражнений, направленные на развитие речевого слуха. ТСО: диапроектор, диафильмы. Форма подведения итогов: защита рефератов. Составление таблицы «Качество хорошей речи» 4. ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ) Формы проведения занятий: игра-экскурсия «В гостях у народных мастеров», викторина «Горячие калачи из русской печи», игра-конкурс, занятие-путешествие Методы: репродуктивный, проблемный. Дидактический материал: журналы мод «Элементы русского стиля». ТСО: магнитофон, кассеты с записями народных песен. Форма подведения итогов: организация и проведение экскурсии в музей города по теме «Предания старины глубокой» 5« ИЗ КРАЯ В КРАЙ, ИЗ ГРАДА В ГРАД». Формы проведения занятий: викторина «Знаешь ли ты свой город?», час творчества, «клуб юных знатоков», экскурсии по родному краю (г.Ставрополь, КМВ), в библиотеку. Беседы: «Что такое Ставрополье», «В стране гор и целебных источников», «Главный город края», «Листая страницы истории…«Памятники истории говорят», «Слово о родном крае». Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный. Форма подведения итогов: занятие – путешествие «Из края в край» 6.МИР ХУДОЖНИКА. Формы проведения занятий: час творчества, ролевая игра, экскурсия в театр г.Ставрополя, практикум, литературно-музыкальная композиция. Методы: исследовательский, практический, поисковый, проблемный. Дидактический материал: упражнения на развитие качеств голоса. ТСО: магнитофон, кассеты с записями. Форма подведения итогов: игра «Умники и умницы» 7 НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ. Формы проведения занятий: интеллектуальная игра «Жемчужины нашей истории», заочные встречи с писателями Ставрополья, устный журнал «Край вдохновения», дискуссия, экскурсии в г.Ставрополь, г.Пятигорск (посещение театров). Беседы: «Скромно говоря – гений», «Искусство горной вершины», «Эхо времени», «А музыка звучит …». Методы: исследовательский, проблемный, поисковый. Дидактический материал: портреты выдающихся деятелей русской культуры на Ставрополье. ТСО: магнитофон, кассеты с записями музыкальных произведений композиторов края. Форма подведения итогов: литературно-музыкальная композиция «Созвездие талантов» 8.ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ. Формы проведения занятий: час творчества, «круглый стол», экскурсия в районный узел связи. Методы: поисковый, эвристический, информационно-сообщающий. Дидактический материал: таблица «Газетные и эпистолярные жанры», памятка «Как подготовить свой голос к выступлению». Форма подведения итогов: игра «Что? Где? Когда?» 9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Формы проведения занятий: праздник «Сокровище наше – Русь!» МВОУ « ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ г. ЗЕЛЕНОКУМСКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА» КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА НА 2010- 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ» Учитель: ЛАРИСА ПЕТРОВНА ШУЛЬГА
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Если учитель соединяет в себе любовь к предмету и ученику – он совершенный учитель. Лев Николаевич Толстой | ||
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки... «Твои профессиональные намерения» является личностно ориентированной, так как поможет старшему подростку в решении важного вопроса... | Урок продолжается, Зульфира Аминовна не спеша, но настойчиво и целенаправленно... Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет... | ||
Личностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе требований фгос начального общего образования и развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение наряду с классно-урочной системой обучения с применением курсового проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень... | ||
Протокол №1 от «25» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Волшебный карандаш» является программой внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетической направленности, предполагает... | ||
Гражданско-патриотическое воспитание одно из основных направлений... Бородинской битвы, 70- лет со дня Сталинградской битвы и традиционных мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Все... | Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | ||
Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | Занятие направлено на обучение основным навыкам плавания. Для детей от 3-6 лет На сегодняшний день являются одними из самых популярных и востребованных во всем мире! Соединяет в себе движения, принадлежащие различным... | ||
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | «Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6 |