Скачать 76.14 Kb.
|
Проектный метод на уроках литературы. А.С.Пушкин. «Зимнее утро», 6-й класс. Исаченкова Александра Никитична, учитель, литература МОУ Общеобразовательная школа № 92 с углублённым изучением отдельных предметов Тема проекта: «Анализ стихотворения « Зимнее утро» А.С.Пушкина. Метод проектов в школьной практике не нужно рассматривать как универсальный метод. Наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Введение наряду с классно-урочной системой обучения с применением курсового проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной рабочей среде. Работая в составе группы по созданию проекта, ученик самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают у себя исследовательские умения, развивают системное мышление. Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Образовательные цели проекта: 1. Постижение смысла стихотворения «Зимнее утро» путем разрешения проблемных вопросов,взятых учащимися для подготовки проектов. 2. Расширение представления о средствах создания художественного образа в лирическом произведении. 3. Анализ отдельных особенностей содержания и формы стихотворения «Зимнее утро». Воспитательная цель проекта: 1. Развитие художественного восприятия поэтического слова, поэтических образов, воспитание чувства прекрасного, воспитание любви к родной природе. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: 1. Рефлексивные умения. 2. Поисковые (исследовательские) умения. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве. 5. Коммуникативные умения. 6. Презентационные умения. Развивающие цели: 1. Уметь самостоятельно искать информацию. 2. Систематизировать учебный материал. 3. Развивать навыки формулирования выводов. 4. Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия. 5. Развивать память, внимание учащихся. Оборудование: 1. Стихотворение «Зимнее утро» в учебнике. 2. Иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», созданные самими учащимися. 3. План анализа лирического произведения. 4. Черновики. 5. Компьютер. 6. Проектор. 7. Экран. 8. Магниты.
Темы проектов учащихся:
Требования, предъявляемые к самостоятельным исследованиям учащихся:
На уроке №1, раскрыв тему «Пушкин-лицеист», учитель переходит к лирике поэта и предлагает учащимся принять участие в учебном проекте «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в определении цели проекта, мотивирует на создание проекта по этой теме. После уроков, вместе с учащимися обсуждают тему проекта, определяют его цели, формулируют главные вопросы. По желанию и ненавязчивой рекомендации учителя шестиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой. Некоторые учащиеся предпочитают работать над проектом индивидуально. Учитель планирует педагогические ситуации участия каждого в определении темы проекта и для работы в группе, стимулирует активность и самостоятельность учащихся. На уроке №2 для уточнения деятельности проектных групп отводится небольшая часть времени. После урока учитель и участники проекта согласовывают общую линию разработки проекта, обсуждают пути сбора информации и осуществление поисковой работы. Учитель делает свои предложения, но обязательно спрашивает мнения участников проекта, помогает каждому ученику выбрать тему для исследования и спланировать собственную работу (темы, выбранные учащимися для исследования, приведены выше). На уроке №3 устанавливаются критерии успеха проектной деятельности. После уроков ребята выдвигают гипотезы по теме исследования и вместе с учителем обсуждают формы представления результатов. Выбрано несколько форм: компьютерная презентация материала, иллюстрации к стихотворению, выполненные самими учащимися (предложение художников), карточка-помощник к анализу стихотворения (толкование изобразительно-выразительных средств), изготовление плаката. На уроках №2 и №3 большое место уделяется анализу отдельных особенностей содержания и формы стихотворений А.С. Пушкина («Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…») таких как композиция, идея, тема, лирический герой, словесная организация лирического произведения, что станет предметом исследования в стихотворении «Зимнее утро». Самостоятельная поисковая работа по анализу этого стихотворения вынесена за рамки урока: дома, в библиотеке, в компьютерном классе. На уроке №4 учащиеся знакомятся с темой «Размеры стихотворения. Рифмы». Учитель строит свою работу как образец защиты проекта на эту тему, тем самым, помогая простроить защиту собственного проекта. После уроков координирует деятельность учащихся, консультирует индивидуально или в группах, создаёт соревновательную атмосферу деятельности по подготовке проекта, помогает решать возникшие проблемы, планирует заключительный урок-презентацию. На дом ученики получают задание написать на черновике ответ на вопрос «О чём, по-моему, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». На уроке №5 учащиеся представляют свои работы по анализу стихотворения, защищают проекты. Этот урок -своеобразная мини-конференция. Остальные ребята слушают выступления, составляют тезисы, конспектируют материалы проектной деятельности одноклассников, т.е. собирают рабочие материалы для ответа на вопрос «О чём, по-моему, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». В конце урока обсуждаются проекты участников, задаются вопросы по теме, ребята участвуют в оценке и самооценке работы над проектом. Учитель, создавая доброжелательную, дружескую атмосферу, играет роль рядового участника проекта, стимулирует участников к самостоятельным высказыванием, оценивает участие каждого в проектной деятельности. После уроков проводит индивидуальные беседы с каждым участником, анализируя его деятельность. Планирует индивидуальную дальнейшую работу с участником проекта. Список литературы 1. Альбеткова Р.И., Русская словесность 5кл., Москва 2007г. 2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 кл. (универсальное издание), Москва, «ВАКО», 2007г. 3. Меркин Г.С. Литература, 6 класс, Москва, «Русское слово», 2008г. 4. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе (урок за уроком), Москва, «Русское Слово», 1999г. 5. Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007гг. 6. «Как анализировать литературное произведение». Сборник статей. Москва 2007г. |