Ф.П. Иштимирова
г. Ханты-Мансийск
Танец-живое искусство народа
Доклад посвящен танцевальному искусству обских угров. Свое выступление мне бы хотелось начать с известного высказывания Николая Гоголя о народной хореографии: «Посмотрите народные танцы, как они исполняются в разных уголках мира. Испанец пляшет не так, как швейцарец...русский не так как, француз… Даже в одном Государстве по-разному исполняется один и тот же танец. Северный русский не так пляшет, как славянин южный, как поляк, как финн. У одного танец говорящий, у другого бесчувственный: у одного бешенный, разгульный, у другого легкий, воздушный. Откуда взялось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий». И более верного высказывания о танце трудно найти.
Танец – это доброе и красивое искусство. Тот, кто с детства однажды заболел «танцем» не может вырасти плохим человеком. А изучение танцев своего народа, должно быть такой же потребностью, как изучение мелодий, песен, традиций и языков.
Отрадно то, что народный танец всегда был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых, людей самых разных сфер деятельности. Сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать, радоваться, грустить, не оставляют равнодушным никого. Танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся известными на длительное время.
Традиционное танцевальное искусство коренных народов Севера – наиболее древний вид искусства, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Народные танцы обских угров – ханты и манси, проживающих на огромной территории по берегам рек Оби, Иртыша и их притокам в пределах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, относятся к самой архаичной хореографической культуре из всех финно-угорских народов. Я, как коренной житель Ханты-Мансийского округа - Югры, с 30-летним опытом работы в этой области, хочу в своем докладе, проанализировать состояние современного искусства в области хореографии обских угров, проследить и оценить обстановку прошлого XX, и начало XXI вв. А способствовало всему этому личное участие в фестивалях, концертных программах, творческих встречах, праздниках, а так же в работе семинаров и мастер-классов по танцевальному искусству.
Танец у обских угров не был самостоятельным видом искусства. Танцы исполнялись во время «Медвежьего праздника», являлись составной частью обрядовой культуры. В настоящее время знатоков и исполнителей таких танцев осталось немного.
На «Медвежьем празднике» сначала мужчины исполняли священные мужские и женские танцы, после чего наступала очередь индивидуальных мужских и женских танцев, а в перерывах выходили танцевать мальчики и девочки. На таких праздниках и перенимали дети от взрослых танцевальные движения, учились правильно двигаться, соблюдать традиционную пластику.
Сегодня возрождение танцевального искусства обских угров необходимо по двум причинам:
- в связи с утратой традиционной культуры обско-угорских народов;
- с уходом из жизни подлинных хранителей народной культуры.
Анализ развития самобытной культуры на Югорской земле показывает, что состояние хореографического искусства изменилось с 30-х годов XX столетия. При этом существенный отпечаток оставила политика Советской власти на проведение угорских праздников, ритуалов, обрядов, шаманских камланий и т.д. В эти годы в традиционной культуре ханты и манси стали ощущаться наиболее весомые потери, были нарушены механизмы передачи обычаев и традиций молодому поколению. Разрыв между поколениями у представителей коренных народов Югры отразился в том, что большая часть детей и молодёжи были вынуждены покинуть родные стойбища и селениядля получения начального, среднего, профессионального образования. Семья перестала быть источником передачи традиций: старшее поколение, знающее фольклор и обычаи своего народа, не смогло в полной мере передать их, донести до своих детей и внуков.
В 60-70-е годы ХХ века в посёлках автономного округа, в сельских Домах культуры стали появляться номера художественной самодеятельности, включающие элементы исконно обско-угорского хореографического искусства, фрагменты танцев из «Медвежьих игрищ», а также номера с добавлением элементов танцев других народов. Первое время, когда не было специалистов по фольклору, хантыйский или мансийский танец переносили на сцену в традиционном виде. Но сценический танец требовал большой предварительной работы. А для этого необходимо было знать хорошо исторические процессы развития культуры народа: обычаи, обряды, образ жизни, характер занятий, природные условия. Поэтому необходимо было переработать художественно танцевальный фольклор коренных народов.
Но есть и примеры оригинальной обработки самобытного наследия, в котором хантыйский и мансийский колорит дополняли сценические элементы, где наилучшим образом были подобраны декорации и профессиональное исполнение танцев. Например, в ансамбле «Хорам» («Узоры», рук. В.В. Кобрик), существовавший в г. Ханты-Мансийск с 1973 г. по 2004 г., танцы соответствовали названию и полному содержанию: мужской танец «Тулыглап», женский танец «Куренька», национальный балет «Ась», созданный в 1976 г. (режиссер В. В. Кобрик) совместно с вокальным ансамблем «Миснэ» (Рук. Г.Н. Шустова, Н.М. Кобенкова). В начале 80-х вХанты-Мансийском округе проводились районные и окружные фестивали Югорского искусства, на которых выступали и оттачивали своё танцевальное искусство народные коллективы.
В 1983 году при окружном научно-методическом центре был создан фольклорно-этнографический ансамбль «Аранг мосьнэ» («Поющая сказочница»). Одними из основателей коллектива и первыми руководителями стали М. К. Волдина, Е. А. Нёмысова, З. Н. Лозямова. Вместе с ними в коллективе выступали мастера фольклора: У. Н. Шульгина, Е. Н. Вожакова, Г. К. Тышкевич. «Поющая сказочница» пропагандировала подлинно народное песенное и танцевальное искусство. Высокое исполнительское мастерство, глубокое знание традиционной культуры, требовательность к репертуару стали примером для следующих поколений фольклорных коллективов округа.
В конце 80-х – начале 90-х г. ХХ века возобновляется интерес к танцевальному искусству. В это время в г. Ханты-Мансийске создаётся окружная Общественная организация «Спасение Югры». Беспокойство творческой интеллигенции состояло в том, что дети не овладевают богатством родной культуры. Это заставляет национальную интеллигенцию искать новые пути приобщения молодёжи к традиционным ценностям. В округе стали открываться Центры национальных культур, музеи под открытым небом, музыкальные школы в посёлках, где преподаются уроки инструментальной музыки обско-угорских народов. Благодаря созданию таких учреждений культуры активно развивается танцевально-музыкальное и декоративно-прикладное искусство. К сожалению, до открытия в 1998 г. Центра культуры и искусства для одаренных детей Севера, культурно-просветительных учебных заведений в те годы в округе не было. Профессиональное хореографическое образование можно было получить либо в Межокружном культурно-просветительном училище имени Л.В. Лапцуя в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, либо в Культурно-просветительном училище им. Н.К. Крупской в г. Тобольске. Выпускники, получившие образование в этих учебных заведениях, не имели достаточный багаж знаний в области хантыйской и мансийской хореографии, не смотря на то, что сами являлись коренными жителями округа.
Отрадно, что сегодня почти во всех районах нашего округа действуют творческие коллективы, а народное искусство обских угров, активно используется руководителями фольклорных коллективов для собственных постановок. Но часто в посёлках округа работают руководители, не имеющие специального образования. Хорошо, если этот руководитель является носителем традиционной культуры. Там, где работают хореографы-постановщики, мало знакомые с обско-угорскими традициями, народный фольклор используется небрежно, с искажением, утрачивается при приспособлении к сценическим условиям исконный смысл каждого народного элемента, всего танца. В результате: искаженное музыкальное сопровождение, несоответствующие орнаменты на костюмах танцоров, надуманные атрибуты, танцевальные «па», которые на самом деле не присущи коренному населению. Это наносит вред всему духовному наследию обско-угорских народов. Когда наблюдаешь за подобным репертуаром, не характерным для данного народа, то возникает вопрос: на основе какого этнографического материала был создан тот или иной хантыйский или мансийский сценический танец?
Не следует забывать о том, что использование народного творчества в переработанном виде может быть оскорбительным для народа. Обско-угорские народы очень болезненно относятся к искаженному воспроизведению своего культурного наследия. Руководителям танцевальных коллективов необходимо проработать задумку, раскрыть смысл каждого танцевального движения и жеста, что приведет к осмысленному исполнению движений (имитация стрельбы из лука, гребли на обласах и пр.) В результате может получиться достойный истинный танцевальный этюд, радующий сердца зрителей, живущих в округе и за его пределами.
Чтобы воссоздать настоящий танец хантыйского или мансийского народа и правильно его обработать, руководителям танцевальных коллективов надо знать истоки, базовые движения, которые закрепились в этнической культуре, в традициях, обычаях. Одним словом, сначала нужно изучить и усвоить законы и правила, по которым этот танец живёт в народе.
Сегодня в оригинале можно увидеть традиционные танцы в постановках коллективов: Театра обско-угорских народов «Солнце», в репертуаре семейного фольклорного этнографического коллектива «Ешак най» рук. М. Волдина; в детском фольклорном коллективе «Лылынгсоюм» (Живой ручеек) и «Санквылотыр» (Звенящие богатыри) рук. Ф. Иштимирова и В. Меров г.Ханты-Мансийск; «Салы ленх» (Оленьими тропами» рук. Д. Агеевп. Саранпауль Березовский район; в фольклорных ансамблях «Увас хурамат» (Северные узоры) рук. Н. Костылеваг. Белоярский; «Увас ариет» (Северные песенки) рук.В. Вакуева п.Казым; «Ас-нэ» (Обская женщина) рук. А. Новьюхова, п. Теги Березовский район, «Мощ хот» ( Сказочный дом) рук. Л. Алясова п. Кышик Ханты-Мансийский район и др. Данные коллективы принимают активное участие в различных фестивалях не только в округе, но и в других городах России и за рубежом, пропагандируя традиционные танцы обских угров.
Но хотелось бы заострить внимание и на музыкальном сопровождении танцев.
Музыкальное сопровождение танцев:
Долгое время в народном быту обско-угорских народов танцы были связаны с песнями, наигрышами на музыкальных струнных инструментах нарс-юх, санвылтап. В начале творческой деятельности коллективы использовали только фольклорно-песенный вариант музыкального оформления танцев. Но время определило новый подход к выбору музыкального репертуара. Постепенно наряду с песнями стали появляться танцы, исполняемые под музыку в современной обработке, это значит, начался новый этап формирования современного репертуара. Для этого были привлечены музыканты. Благодаря обработке и аранжировке национальных мелодий репертуар стал разнообразным, интересным и зрелищным. В основном это выбор руководителей коллективов, и этот поиск новых сценических форм был не случайным, этого требует сцена.
При создании танца успех во многом зависит от музыки. Но говорить о музыке и не вспомнить человека, который внёс неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры обских угров, было бы неправильно. Это Д. Г. Агеев, исследователь хантыйской и мансийской культуры, преподаватель игры на традиционных инструментах детской школы искусств с. Саранпауль Березовского района, и руководитель фольклорного коллектива «Салы лёнх» (Оленьими тропами).
Д. Г. Агеев, приехав в Ханты-Мансийский автономный округ, обнаружил угрозу исчезновения музыкальной культуры игры на традиционных инструментах обско-угорских народов. Он сумел сделать всё необходимое, чтобы сохранить и развить инструментальные произведения народов ханты и манси, подняв музыкальное искусство на новый уровень. Сегодня Дмитрий Георгиевич профессиональный музыкант, владеющий всеми существующими в настоящее время стилями игры на обско-угорских инструментах. Но главное, сегодня есть последователи – его ученики, а это значит, что мелодии обских угров будут звучать и радовать еще не одно поколение. Отсюда и следует, то, что музыкальное оформление танца лучше должно сохраняться под инструментальную музыку, в которую входят также напевы, песни, наигрыши, которые были, и будут оставаться всегда неповторимыми, уникальными и никогда не утратят особенность и колорит обско-угорских народов. Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. На современную традиционную культуру наших народов некоторое влияние оказало танцевальное искусство советского периода и это видно не только в названиях танцев, но и в характере и в манере исполнения их, и в музыкальном сопровождении.
О сложностях:
Трудность сохранения и использования культурного наследия состоит в том, что во многих детских учреждениях (школах, детских садах, приютах и т.д.) сегодня трудно найти специалиста хореографа-постановщика, знающего традиционную культуру народов Севера. Отсюда и неправильное, искаженное исполнение танцев обско-угорских народов.
Главной задачей руководителя с профессиональным хореографическим образованием является практическое овладение системой выразительных средств народа, танец которого он представляет. Сегодня необходимо понимать, что будущее нашего искусства в фольклорном наследии народа. Сбор, фиксация, обобщение, выработка единых критериев и оценок – вот куда необходимо направить усилия всех и каждого, кто по-настоящему, болеет за судьбы своей традиционной культуры.
И чтобы проанализировать состояние сегодняшнего дня в области хореографии коренных народов Югры, необходимо проводить ряд мероприятий: фестивали, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы по обсуждению и реализации проблем связанных с народным творчеством, а так же расширять знакомство с танцевальной культурой других народов. Необходимо проводить фестивали не только в центрах, но и в сельской местности в местах компактного проживания коренных народов. Производить записи и выпуск всевозможных дисков по различной тематике танцевальной культуры обских угров. Организовывать традиционные праздники, которые способствуют преемственности поколений, где происходит передача фольклора от старшего поколения к младшему. Необходимо также участие коллективов в Российских и Международных фестивалях, чтобы с нашим народным творчеством знакомились и другие народы. Результатом в будущем станет сценическое исполнение танцев, а главное, передача содержания и внутреннего состояния танцевального сюжета.
Возвращаясь к своим истокам необходимо выезжать в фольклорные экспедиции, собирать то, что не ушло еще безвозвратно, изучать особенности культуры своего района – вот путь, который послужит возрождению культурного наследия и чувства причастности к нему каждого из нас. Самобытность культуры обских угров нуждается в бережном отношении к ее древним истокам. Стремление сохранить и развить профессиональное искусство, получить образование и заняться исследовательской деятельностью – это задача представителей творческой интеллигенции обско-угорских народов.
|