Скачать 368.59 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МАСТЕРСКАЯ «ХЭНД МЭЙД» (художественно-эстетическая направленность, рассчитана на 3 года для обучающихся 7-14 лет) Ильченко Оксана Владимировна Педагог дополнительного образования Батайск 2013 г СОДЕРЖАНИЕ
Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значимых проблем образования. Программы по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну. Раскрытие специфики декоративно-прикладного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства, в том числе и через богатую историю народного творчества в целом. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов подрастающего поколения. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. В настоящее время в образовании актуальной проблемой стало сохранение культурной и исторической самобытности России, ее национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, т.к. донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Народное творчество такое как: лепка, бумагопластика, бисероплетение, лоскутное шитье (пэчворк), вязание, вышивка, изготовление кукол известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Образовательная программа дополнительного образования детей мастерской «Хэнд Мэйд», являясь прикладной, носит личностно-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов и техник народного творчества. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределении, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерской «Хэнд Мэйд» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей. Программа адресована обучающимся, не имеющим начальной художественной подготовки. Образовательная программа дополнительного образования детей мастерской «Хэнд Мэйд» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение и многое другое. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Теория и практика такой технологии обучения разрабатывалась А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерманом, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги-исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий: - осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности; - формирование и развитие мышления; - учет уровня способностей и возможностей каждого воспитанника в процессе обучения; - адаптация учебного процесса к особенностям групп обучающихся. Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ребенка через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах. Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех ее психических свойств, которые составляют ее индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника, что позволяет содействовать развитию личности воспитанника. Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях дает педагогу возможность, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, изменить форму занятий (например, проводить дискуссии, уроки-путешествия) в целях повышения продуктивности учебной деятельности. Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ребенка, а также учитывать индивидуальную избирательность обучающегося к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, т. к. одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости. Личностно-ориентированное занятие, реализуемое с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного. НОВИЗНА ПРГРАММЫ Заключается в том, что программа усложняется из года в год и дает возможность не только изучить различные техники и способы, но и применить их комплексно в предметном дизайне. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных видах декоративно-прикладной деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ Данная программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях как одну из форм развития интереса в декоративно-прикладном творчестве у детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и т.д.). Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого обучающегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого ребенка. Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания изделия с использованием различных техник. Таким образом, каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить свои личностные задатки, раскрыть творческие способности, развить художественно-эстетический вкус. В процессе изготовления изделий из разнообразных материалов расширяются знания у обучающихся о свойствах, качествах используемых материалов, развиваются чувства ритма и умение создавать художественные композиции. ЦЕЛЬ Создавать условия для реализации художественных и творческих способностей по средствам личностно-ориентированного подхода. ЗАДАЧИ Образовательные: - формировать систему знаний об истории и развитии искусства; - формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения; - формировать художественно-образное мышление; - формировать практические навыки работы с различными материалами и техниками; Воспитательные: - формировать общую культуру учащихся, прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитывать эстетическое отношение детей к действительности; - воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда; - содействовать нравственно-эстетическому воспитанию; - содействовать активизации познавательной и творческой деятельности; - воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры; - воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями и культурой своей страны; - воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда. Развивающие - развивать общий кругозор; - развивать образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности; - формировать художественно-эстетический вкус; - обеспечить необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - развивать зрительное восприятие, чувство цвета и композиции; - содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе; - развивать творческую деятельность обучающихся. Отличительная особенность Данная программа отличается от других тем, что в ней спроектирован личностно-ориентированный процесс изготовления изделий средствами разных предметов и техник. От года к году идет усложнение программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-14 лет На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. На второй и третий года обучения возможен прием детей имеющих более высокий уровень подготовки или по предоставлению справки об обучении в объединении художественно-эстетической направленности в другом учреждении. Сроки реализации данной программы – 3 года. Учебное занятие в группах по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, хотя во второй и третий года обучения возможны также занятия в микрогруппах и индивидуальные занятия. Это особенно эффективно при создании выставочных и конкурсных работ. Все это дает возможность педагогу работать с обучающимися эффективнее и больше внимания уделять развитию личности, навыков, воображению и творчеству ребенка. Форма и режим занятий: Для реализации программы используются несколько форм занятий: Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения). Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру. Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Режим занятий: 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа – 45 минут с обязательным перерывом 10 минут, между каждым часом обучения. Для второго и последующих годов обучения 2 раза в неделю по 3 академических часа – 45 минут с обязательным перерывом 10 минут, между каждым часом обучения. Ожидаемые результаты По окончании первого и второго года обучения 1 Предметно-информационная составляющая образованности: - смогут изготовлять не сложные изделия, у них формируются мотивы для непрерывного совершенствования общетрудовых практических умений. 2 Деятельно-коммуникативная составляющая образованности: - получают основы технического мышления. Умеют организовать свое рабочее место с соблюдением норм и техники безопасности. 3 Ценностно-ориентационная составляющая образованности: - соблюдают все правила по технике безопасности при пользовании инструментами. Применяют традиционные технологии обработки различных материалов. По окончании третьего года обучения 1 Предметно-информационная составляющая образованности: - самостоятельно создают усложненные изделия, применяют на практике знания художественно-эстетического искусства. 2 Деятельно-коммуникативная составляющая образованности: - планируют основные этапы изделия, могут исследовать варианты изделия на основе требований дизайна, экономической оценки изделия. 3 Ценностно-ориентационная составляющая образованности: - соблюдают технологическую дисциплину, культуру труда. Самостоятельно оценивают качество изготовленного изделия. Формы подведения итогов реализации программы В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины, конкурсы, участие в выставках различного уровня и итоговая. Для учета участия детей в выставках и конкурсах используется следующая таблица: Таблица учета обучающихся в конкурсах выставках за 3 года обучения по программе «Хэнд Мэйд»
|
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | ||
Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |