Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд»





Скачать 368.59 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд»
страница1/3
Дата публикации20.05.2015
Размер368.59 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


Согласовано:

на заседании научно-методического совета

протокол №_____

от ______________

Председатель НМС

_________________

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ДДТ

_____________Е.А. Шуптиева



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

МАСТЕРСКАЯ «ХЭНД МЭЙД»

(художественно-эстетическая направленность,

рассчитана на 3 года для обучающихся 7-14 лет)


Ильченко Оксана Владимировна

Педагог дополнительного образования

Батайск

2013 г
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

  3. Содержание программы 1-го года обучения.

  4. Учебно-тематический план 2-го года обучения.

  5. Содержание программы 2-го года обучения.

  6. Учебно-тематический план 3-го года обучения.

  7. Содержание программы 3-го года обучения.

  8. Методическое обеспечение программы.

  9. Литература.



  1. Пояснительная записка


Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значимых проблем образования. Программы по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну.

Раскрытие специфики декоративно-прикладного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства, в том числе и через богатую историю народного творчества в целом.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов подрастающего поколения. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

В настоящее время в образовании актуальной проблемой стало сохранение культурной и исторической самобытности России, ее национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, т.к. донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Народное творчество такое как: лепка, бумагопластика, бисероплетение, лоскутное шитье (пэчворк), вязание, вышивка, изготовление кукол известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.

Образовательная программа дополнительного образования детей мастерской «Хэнд Мэйд», являясь прикладной, носит личностно-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов и техник народного творчества. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределении, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа


  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

  • Конституция РФ;

  • Закон РФ "Об образовании";

  • Национальный проект «Образование»;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (указ президента РФ от 01.06.2012 №761);

  • Постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012г. №659 «Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года;

  • Устав учреждения


Образовательная программа дополнительного образования детей мастерской «Хэнд Мэйд» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей. Программа адресована обучающимся, не имеющим начальной художественной подготовки.

Образовательная программа дополнительного образования детей мастерской «Хэнд Мэйд» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение и многое другое.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Теория и практика такой технологии обучения разрабатывалась А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерманом, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги-исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- формирование и развитие мышления;

- учет уровня способностей и возможностей каждого воспитанника в процессе обучения;

- адаптация учебного процесса к особенностям групп обучающихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ребенка через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех ее психических свойств, которые составляют ее индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника, что позволяет содействовать развитию личности воспитанника.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях дает педагогу возможность, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, изменить форму занятий (например, проводить дискуссии, уроки-путешествия) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ребенка, а также учитывать индивидуальную избирательность обучающегося к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, т. к. одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости.

Личностно-ориентированное занятие, реализуемое с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного.
НОВИЗНА ПРГРАММЫ

Заключается в том, что программа усложняется из года в год и дает возможность не только изучить различные техники и способы, но и применить их комплексно в предметном дизайне.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных видах декоративно-прикладной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Данная программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях как одну из форм развития интереса в декоративно-прикладном творчестве у детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и т.д.). Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого обучающегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого ребенка.

Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания изделия с использованием различных техник.

Таким образом, каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить свои личностные задатки, раскрыть творческие способности, развить художественно-эстетический вкус. В процессе изготовления изделий из разнообразных материалов расширяются знания у обучающихся о свойствах, качествах используемых материалов, развиваются чувства ритма и умение создавать художественные композиции.
ЦЕЛЬ

Создавать условия для реализации художественных и творческих способностей по средствам личностно-ориентированного подхода.
ЗАДАЧИ

Образовательные:

- формировать систему знаний об истории и развитии искусства;

- формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения и

материаловедения;

- формировать художественно-образное мышление;

- формировать практические навыки работы с различными

материалами и техниками;
Воспитательные:

- формировать общую культуру учащихся, прививать интерес к

культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать эстетическое отношение детей к действительности;

- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность,

усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,

взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к

используемым материалам, прививать основы культуры труда;

- содействовать нравственно-эстетическому воспитанию;

- содействовать активизации познавательной и творческой

деятельности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления

художественной культуры;

- воспитывать чувство сопричастности к традициям различных

культур, чувство особой гордости традициями и культурой своей

страны;

- воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от

результата труда.

Развивающие

- развивать общий кругозор;

- развивать образное мышление, внимание, фантазию, творческие

способности;

- формировать художественно-эстетический вкус;

- обеспечить необходимые условия для личностного развития,

профессионального самоопределения и творческого труда

обучающихся;

- развивать зрительное восприятие, чувство цвета и композиции;

- содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;

- развивать творческую деятельность обучающихся.
Отличительная особенность

Данная программа отличается от других тем, что в ней спроектирован личностно-ориентированный процесс изготовления изделий средствами разных предметов и техник. От года к году идет усложнение программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-14 лет

На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. На второй и третий года обучения возможен прием детей имеющих более высокий уровень подготовки или по предоставлению справки об обучении в объединении художественно-эстетической направленности в другом учреждении.

Сроки реализации данной программы – 3 года.

Учебное занятие в группах по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, хотя во второй и третий года обучения возможны также занятия в микрогруппах и индивидуальные занятия. Это особенно эффективно при создании выставочных и конкурсных работ. Все это дает возможность педагогу работать с обучающимися эффективнее и больше внимания уделять развитию личности, навыков, воображению и творчеству ребенка.

Форма и режим занятий:

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).


Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.


Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.


Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.


Занятие-импровизацияна таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.


Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.


Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Режим занятий: 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа – 45 минут с обязательным перерывом 10 минут, между каждым часом обучения. Для второго и последующих годов обучения 2 раза в неделю по 3 академических часа – 45 минут с обязательным перерывом 10 минут, между каждым часом обучения.
Ожидаемые результаты

По окончании первого и второго года обучения

1 Предметно-информационная составляющая образованности:

- смогут изготовлять не сложные изделия, у них формируются мотивы для непрерывного совершенствования общетрудовых практических умений.

2 Деятельно-коммуникативная составляющая образованности:

- получают основы технического мышления. Умеют организовать свое рабочее место с соблюдением норм и техники безопасности.

3 Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

- соблюдают все правила по технике безопасности при пользовании инструментами. Применяют традиционные технологии обработки различных материалов.
По окончании третьего года обучения

1 Предметно-информационная составляющая образованности:

- самостоятельно создают усложненные изделия, применяют на практике знания художественно-эстетического искусства.

2 Деятельно-коммуникативная составляющая образованности:

- планируют основные этапы изделия, могут исследовать варианты изделия на основе требований дизайна, экономической оценки изделия.

3 Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

- соблюдают технологическую дисциплину, культуру труда. Самостоятельно оценивают качество изготовленного изделия.
Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины, конкурсы, участие в выставках различного уровня и итоговая.
Для учета участия детей в выставках и конкурсах используется следующая таблица:
Таблица учета обучающихся в конкурсах выставках за 3 года обучения по программе «Хэнд Мэйд»


Ф.И. ребенка

дата

название конкурса, выставки

Название работы (материал)

результат















  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей мастерская «хэнд мэйд» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск