Скачать 291.12 Kb.
|
ГБПОУ «ПК №4СПб» УТВЕРЖДАЮ:________________ Зам.директора по УМР _________ И.А.Фирсова Технологическая карта прохождения индивидуального образовательного маршрута студента _________________________________________гр.___________. Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» Преподаватель Фёдорова В.П. Период реализации 01.09.14 – 11.01.15
ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА (рекомендации для выполнения, ссылки на литературу) Методические рекомендации к выполнению практических, контрольных и самостоятельных внеаудиторных работ Тема: Понятие о культуре речи: речь правильная и речь хорошая 1. ПР №1: классификация грамматических ошибок и речевых ошибок и недочётов Задание:1. Ознакомьтесь с классификацией норм правильной речи и с обозначением ошибок при проверке письменных ученических работ
2. Рассмотрите серию картинок и прочтите ученическое сочинение. Спишите каждое предложение с новой строчки. Найдите и классифицируйте с помощью условных обозначений (Г1, …, …, Р1, …, р2, ….) ошибки и недочёты в сочинении. Систематизируйте и подсчитайте их. Сочинение У дяди Вани, гуляя в сильный ветер, слетела шляпа. И он на это сказал собакам принести. И они обое побежали, чтобы он им сказал, что какие вы молодцы. И они порвали евоную шляпу, и дяде Ване это не пондравилось И он стал ругаться на них. 2. КСР: Составление таблицы «Грамматические ошибки и речевые ошибки и недочёты» Ознакомьтесь с классификацией грамматических ошибок и речевых ошибок и недочётов (ошибка – так нельзя говорить и писать; недочёт – можно сказать лучше) Прочитайте словосочетания и предложения. Определите, в чём ошибка. Заполните таблицу примерами. Скипятить чай, надсмехаться, подскользнуться, дермантин, ложить Без чулков, без носок, более младше, с повидлой, ихний, пиша, с пятистами рублями, обоими руками, уверенность в победу, согласно правил, оплатить за проезд, закоренелые патриоты пожилые ветераны. Я хочу предложить предложение. Пугачёв со своим войском жёг и грабил деревни и крепости. Пугачёв захватил Белогорскую крепость и убил родителей Марьи Ивановны. Татьяна не желает выходить замуж за Евгения Онегина. Тут я увидел в новых джинсах Наташку. Большинство возражали против принятия закона. Подъезжая к станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа. Марью Кирилловну заперли в комнате, пытавшуюся спастись от старого князя Верейского. Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам. Этот городок был конечным пунктом нашего маршрута, который мы увидели из-за поворота. Марья Ивановна писала, что приезжай и спаси меня от Швабрина. Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. И обратно он начал командовать. Марья Ивановна поехала к императрице просить за Гринёва. Она его помиловала. Швабрин всех объегорил. Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.
Тема: Специальные средства выразительности русского языка 1.ПР № 4: анализ текста, содержащего риторические фигуры Прочитайте. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря было зелёною девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою, белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! (Н.В.Гоголь) Задания: Часть А 1. Докажите, что это текст. 2. Определите тип текста. 3. Укажите № предложений в соответствии с композицией данного текста. (1) Степь чем далее, тем становилась прекраснее. (2)Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря было зелёною девственною пустынею. (3) Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. (4)Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. (5)Ничто в природе не могло быть лучше их. (6) Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. (7) Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою, белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. (8) Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. (9) Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. (10) В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. (11) Крик двигавшейся в стороне тучи гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. (12)Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. (13) Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. (14) Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. (15)Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! (Н.В.Гоголь) 4. Составьте сложный план в соответствии с композицией 5. Какова, по-вашему, цель этого текста? Определите его стиль. 6. Какие картины возникают в воображении при чтении текста? Укажите эти части с помощью №-ов предложений. 7. С помощью какой части речи рисует автор картины? 8. Какие части речи конкретизируют эти слова в первой части? С какой целью автор их использует? Определите структуру предложения № 7. Как вы думаете, почему автор не разделил это предложение на более простые? 9. Укажите № предложения, связавшего обе части. 10. Слов с каким значением много во второй части? Чего добился автор с их помощью? Почему он использовал предложения другой (какой?) структуры? 2. КСР: составление таблицы «Специальные средства выразительности русского языка». Дополните таблицу примерами специальных выразительных средств русского языка: 1. Аллегорическое изображение войны 1812 года в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». 2. Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствует. (А.Пушкин) 3. Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором искупленья… (М.Лермонтов) 4. Я царь – я раб, я червь – я Бог! (Г.Державин) 5. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм… (А.Пушкин) 6. Швед, русский – колет, рубит, режет… (А.Пушкин) 7. Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов) 8. Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать, - тёмно-лиловые, почти чёрные… (В.Катаев) 9. Пушкин…. Это светлое имя сопровождает нас всю жизнь. 10. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. (А.Пушкин) 11. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (об осле) (И.Крылов) 12. На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков) 13. …И уж листик с деревом шумит. Поют птички. (В.Тредиаковский) 14. Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы. (М.Шолохов) 15. Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и сям… (Н.Гоголь) 16. Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер) 17. В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины… (Г.Смирнов) 18. И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (А.Блок) 19. Луна хохотала, как клоун… (С.Есенин) 20. Устройство школьного здания и территории вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей. 21. Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной. 22. Унылая пора! Очей очарованье! (об осени) (А.Пушкин) 23. Какие радости в чужбине? Они в родных краях… (Н.Батюшков) 24. Всё стихотворение М.Лермонтова «Благодарю» 25. … И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М.Лермонтов) 26. Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа. (С.Соловейчик) 27. Себялюбивый человек засыхает, словно бесплодное дерево. (И.Тургенев) 28. Что со мною? Отец… Мазепа… (А.Пушкин) 29. Убит!... К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? (М.Лермонтов) 30. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Средства выразительности речи
3. КР № 1: тест по теме «Специальные средства выразительности русского языка» Задание: 1. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Маяковского: … Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметённый карнавал растреплет страницы моих книжек… Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. 2. Укажите словосочетание, в котором нет эпитета: 1) душу цветущую 2) сухие листья 3) уходящий шаг 3. Укажите предложение, в котором нет инверсии: 1) Сухие листья моих слов заставят ли остановиться? 2) Заставят ли сухие листья моих слов остановиться? 3) Слов моих сухие листья ли заставят остановиться? 4. Укажите строчку, в которой есть олицетворение: 1) Слов моих сухие листья ли 2) заставят остановиться, 3) жадно дыша? 5. Укажите строчку, в которой нет метафоры: 1) …Завтра забудешь, 2) что тебя короновал, 3) что душу цветущую любовью выжег… 6. Поэт испытывает к неверной возлюбленной чувство: 1) ненависти 2) презрения 3) любви 7. В следующих строчках содержится 1) риторическая фигура 2) антитеза 3) фигура речи …Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег…. ……………………………………………. Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. Тема: «Фонетика и культура речи» 1.. Практическое занятие № 5: Лимерики. Упражнения в сочинении лимериков. I. Прочтите справку: что такое лимерики? Лимерики – жанр в поэзии, весёлая ритмическая, зарифмованная чепуха. Название этого жанра произошло от названия ирландского города Лимерик. Законы построения лимериков Лимерики – твёрдая форма. В них всего 5 строк, отвечающих на определённые вопросы: 1. Кто? (Откуда?) 2. Какой? 3 – 4. Что произошло? 5. Чем закончилось? 1, 2 и 5 строки рифмуются между собой и совпадают между собой ритмически. 3 и 4 рифмуются между собой, совпадают ритмически между собой; от 1-ой, 2-ой и 5-ой строчек отличаются. 3-4 строчки короче 1,2, 5. Рифма – это совпадение звучания последних слогов последних слов стихотворной строки. Например: Стоит прекрасная погода – Подарки дарит нам природа. При этом не должен нарушаться ритм стиха. Он создаётся чередованием безударных и ударных слогов. Схема рифм в лимериках: 1.____________а 2.____________а 3.______б 4.______б 5.____________а В стихотворениях ритм – чередование слогов в словах, на которые падает логическое ударение, например: Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек --!-----!- --!-----! Поэты-песенники выработали когда-то своеобразный приём, позволяющий писать тексты на готовую мелодию, не зная нот и не обладая музыкальным слухом. Вместе с композитором они сначала составляли «рыбу»: записывали вместо слов будущей песни названия всяких рыб, подбирая их так, чтобы можно было спеть на нужный мотив. Например, строчки из песни «Широка страна моя родная…» могли выглядеть так: Толстолобик, сёмга и навага, Толстолобик, корюшка, треска. Составьте схему чередования безударных и ударных слогов в наборе названий рыб. Совпадают ли схемы? --!-----!- --!-----! II.Прочитайте лимерики английского поэта Эдварда Лира (перевод Г. Кружкова)
III. Подберите «рыбу» самостоятельно:
IV. Допишите 2-ую строчку, зарифмовав её с 1-ой. Не сломайте ритм! 1.Ковбой из славного Техаса …………………………….. . 2. Один учитель на Багамах ……………………………. . 3. Наследник трона Занзибара ……………………………. . 4. Тётя Паша из Малой Ольховки …………………………………… . V. Допишите лимерики Э.Лира, вставив пропущенные слова и строчки. Можете городить любую чепуху, но: - не ломайте ритм - соблюдайте рифму - не допускайте «для рифмы» орфоэпических ошибок! Жил один старичок у причала, Которого жизнь ……. . Ему дали….. И …….. И немного ему …….. . Один старикашка с косою Гонялся полдня за ….. . Но в четвёртом часу ……………………… ……………………….. . Жил-был человек в Амстердаме, Не чистивший шляпу …… . Он в ней невзначай ……………………………… И в ней же ……………….. . Если вы затрудняетесь подобрать слова, то можете воспользоваться словами для справок: годы, причал, коса, невзначай, удручать, оса, чай, салат, Амстердам, соната, потерял, полегчало, крепко, немного, укушен. Можете изменять форму слов. Лимерики – прекрасный способ запомнить место ударения в слове и другие особенности его произношения. Запоминаемое слово надо зарифмовать с хорошо знакомым. Запомнить произношение слова помогает и любой детский стишок, например: Ты нас, мама, не ищи: ищем мы ……. на щи. В роще травы шевеля, Мы нащиплем ….. . V. Напишите лимерики или стихи самостоятельно со словами: звонит, свёкла, торты. Тема: Словообразование и культура речи 1. ПР № 6: анализ текстов с т.з. словотворчества и нарушения норм словообразования ЗАДАНИЯ: Часть А Образуйте названия для лиц женского пола, являющиеся парой для следующих слов. 1. Петербуржец - __________________________________ 2. Конькобежец - __________________________________ 3. Китаец - _______________________________________ 4. Поляк - _______________________________________ 5. Кореец - _______________________________________ 6. Грек - ___________________________________________ 7. Монах - ________________________________________ 8. Черкес - ___________________________________________ 9. Буржуа - ___________________________________________ 10. Индеец - ______________________________________ 11. Поп - _____________________________________________ Часть Б Зачеркните неверный вариант 1. Она родилась в Петербурге, поэтому называет себя коренной (петербуржанкой – петербурженкой). 2. Жена моего друга родом из Китая, она (китайка – китаянка). 3. Марина Мнишек была (полькой – полячкой). 4. Моя знакомая приехала из Кореи, она (кореянка – корейка). 5. Бэла, героиня Лермонотова, была (черкеской – черкешенкой). 6. По своим взглядам эта женщина типичная (буржуйка – буржуазка). 7. Амалия – только наполовину (индианка – индейка). 8. В конце жизни она стала (монахиней – монашенкой). Часть В. В левой графе даны слова, которые возникли как следствие народной этимологии. Впишите в правую графу общепринятые синонимы к ним.
Часть Г. Прочитайте текст. В Чудетство откроешь окошки. Счастливень стучит по дорожке. Цветёт веселютик у речки. И звонко поют соловечки. И где-то по дальним дорогам Бредут носомот с бегерогом. Там ёлки стоят, как светёлки, Под ними лежат хихиголки. И ждут нас три друга у бора: Забава, Потеха, Умора. Мы с ними в Чудетство скорее войдём, Спешит торопинка под самым окном. (М. Яснов) Подчеркните вариант ответа Текст понятен/непонятен Исправлять текст надо/не надо Несуществующие в русском языке слова автор употребил ошибочно/специально Текст учит неправильному словообразованию/словотворчеству Тема: Лексикология и культура речи 1. Контрольная работа № 3. Анализ нарушения лексических норм Задания: Часть А 1.Найдите речевые ошибки, выпишите их и через тире напишите правильное слово. 1) Сослуживец короля оговорил королеву. 2) Простакова растит достойного себе наместника Митрофанушку. 3) Достоевский – писатель-психиатр. 4) Чиновники отправились к Хлестакову в отель. 2.Найдите речевые ошибки, выпишите их 1) Мересьев был закоренелым патриотом. 2) Мы живём в огромном новом микрорайоне. 1) Вера в победу играла большое значение в битве. 2) Надо уделять заботу малышам. 3) Все поэты уделили большое значение этой теме. С какими словами из правого столбика нельзя соединять слова из левого? Выпишите их. 1) выразить глубокое раскаяние, сочувствие, поздравление 2) пожилой (-ая) господин, фермер, бык, корова 3) кипучий (-ая) жизнь, ритм, деятельность, безделье 3.Найдите речевые ошибки, исправьте их. 1) Старик негодовал от возмущения. 2) 9 мая к нам в класс пришли старые ветераны Великой Отечественной войны. 3) Невероятно: юный паренёк совершил такой смелый подвиг! 4) Вы с ним вместе общались когда-нибудь? 5) Попробуем определить будущую перспективу. 6) Коренные аборигены Америки – индейцы. 7) Молодёжь – передовой авангард поколения. 8) Это его единственная ахиллесова пята. 4.Спишите текст. Найдите речевые ошибки, подчеркните их. Я более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит. 5.Прочитайте отрывок из рассказа М.Зощенко «Аристократка». «Тут ударила мне кровь в голову. «Ложи, - говорю, - назад!» Она испугалась. Открыла рот. А мне будто вожжа попала под хвост. Всё равно, думаю, мне с ней не гулять. «Ложи, - говорю, - к чёртовой матери!» Выпишите слово-ошибку. Выпишите эмоционально негативно окрашенные выражения. Ответьте на вопрос: с какой целью автор наделил этого персонажа такой речью? Рекомендуемая литература 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник. Среднее профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Москва, ACADEMA, 2007, 318 с. 2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Среднее профессиональное образование. Издание 3-е. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005, 352 с. 3. Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П. Русский язык и культура речи. Среднее профессиональное образование. Для педагогических колледжей. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005, 416 с. 4. Служевская Т.Л.. «Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи». СПб., «Тускарора», 1994, 250с. 5. Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику «Уроки русской словесности». Книга для учителей. СПб., 1994, 71 с. 6. Фроянова Т.И.. «Культура русской речи. Практический курс». СПб., «СМИО Пресс», 2006, 252 с. Полезные Интернет-ресурсы: 1.Нормы русского литературного языка. Учебное пособие по культуре речи. www.edu.ru/modules.php 2.Стилистика и культура речи. Библиотека РГИУ www.i-u.ru/kultura rechi/02.aspx 3. Блохина. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. www.alleng.ru 4.«Тесты и задания по культуре речи» www.hi-edu.ru/e-ooks/test_kult_rech/index.htm5.Введенская Л.А. Культура речи. www.koob.ru/wedenskaja/kultura_rechi 6. Кузьмина Н., Иссерс О.. Почему так не говорят по-русски. Пособие по культуре речи. «Флинта» 2009г. OZby/more/0131713/13html 7. Русский язык. Культура речи. www.find-info.ru/shop/book/1-2.html 8.Русский язык. Культура речи. www.cspu.ru/rus-site/ 9. Савельева Г.. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М. «Мелан», 2006г. www.creativekonomy.ru/librery/prd1963.php 10. Культура речи и воспитание учащихся. http://eselenina.narod.ru/opit1.html 11.Культура речи педагога. Реферат. http://dic.akademc.ru/dic.nsf/enc_ literature/509 12. Лимонова И.В. «Как правильно и грамотно говорить по-русски». Аудиокнига. ООО «Бизнес Софт» http:/dic.akademic.ru/dic.nsf/enc_literature/509 13. Вачаева В. Культура речи учителя. Фестиваль «Открытый урок» http:/festival. 1september.ru/aricles/516991/ Согласовано: Председатель ЦК _______________ |
Урок русского языка в 11 классе Тема : Средства художественной выразительности Егэ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных... | Интегрированный обобщающий урок Музыка—изо «Средства выразительности... Н. Г. Мы начали урок с этой незатейливой песенки, объясняющей нам звуки гаммы, для того, чтобы вспомнить об искусстве музыки, особенностях... | ||
Урок по теме «Редкие средства художественной выразительности в русском языке» Оборудование: мультимедиа (основные средства художественной выразительности, примеры их использования) | Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония... | ||
Тесты 8,9,10 (задания а,в,с); Подготовиться к проверочной работе... Прорешать тесты 8,9,10 (задания а,в,с); Подготовиться к проверочной работе «Средства выразительности языка» | Урока: систематизировать сведения об основных видах тропов и их использование... Умение находить средства художественной выразительности в тексте считается сложным заданием для наших выпускников. Поэтому практикуем... | ||
Тематическое планирование 9 класс Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы | Исследование средств выразительности произведений В. П. Астафьева Художественные средства выразительности в произведениях В. П. Астафьева | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить термины изобразительных средств языка, вырабатывать умение самостоятельно различать средства выразительности; определять... | О преподавании русского языка и литературы в 2010-2011 учебном году Целью курса русского языка является формирование у школьников коммуникативных умений (в устной и письменной формах), необходимых... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока Цель урока: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные,... | ||
Тематическое планирование по русскому языку 5 класс Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создать условия для формирования языковой и лингвистической компетенций на основе осознания выразительности и богатства русского... |