Скачать 358.23 Kb.
|
Министерство образования и науки рф Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Социологический факультет
Рабочая программа дисциплины КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ Направление подготовки 040700 – Организация работы с молодёжью Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2012
Программа «Культурная среда жизни молодежи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения для направления подготовки 040700 – «Организация работы с молодежью» (квалификация (степень) бакалавр). Цель курса: раскрыть содержание и принципы культурной среды жизни молодежи и, в целом, российского общества как целостной системы, выработать практические навыки социологического анализа культурной среды, сформировать активную жизненную и гражданскую позицию студенчества. Курс «Культурная среда жизни молодежи» призван решить следующие задачи: - понимать суть культурной среды жизни современного российского общества как части духовной жизни, ее место и роль в жизни молодежи и общества в целом; – иметь представление о компонентах духовной жизни общества, их возникновении и развитии, о способах создания культурных ценностей, норм знаний и о механизмах передачи их в качестве культурного опыта поколений; – понимать ситуацию в области культуры современного российского общества, анализировать современные культурные и общественные процессы, сравнивать их с духовными процессами в странах мира; - формировать прикладные знания и навыки, заключающихся в развитии у студентов элементов духовной культуры; - формировать навыки самостоятельного изучения предмета; - формировать стремление к участию в различных областях духовного творчества. - формировать знания и навыки профессионального уровня в области исследований специализированной (высокой) культуры: науки, образования, искусства, средств массовой информации.
Место курса «Культурная среда жизни молодежи» в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Культурная среда жизни молодежи» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (дисциплины по выбору). Дисциплина «Культурная среда жизни молодежи» является интегративной и обеспечивает взаимосвязь гуманитарных и социальных наук в системе «Человек - культура - общество» (философии, отечественной истории, социологии, молодежных субкультур). Изучение культурной среды жизни молодежи направлено на приобретение навыков анализа сложных культурных и социальных процессов общества, знаний ценностных ориентаций молодежи, определение роли культуры в процессе социализации современной молодежи.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки 040700 – «Организация работы с молодежью общекультурных: - уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2); - готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4); - способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7); - готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК-8); - осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОК-9); - готовность к повышению своего культурного уровня (ОК-10); - знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-11); - понимание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОК-13); общенаучных компетенций: - способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике (ПК-1); профессиональных компетенций специалиста по работе с молодёжью: - способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью (ПК-2); проективные компетенции: - умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК-3). В результате освоения дисциплины «Культурная среда жизни молодежи» студент должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать - сущностные особенности, структуру культурно-духовной сферы общества, систему её социокультурных институтов; принципы социологического изучения процессов культуры, ее основных тенденций и форм. Уметь - правильно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и письменной формах; проявлять расовую, национальную, религиозную терпимость; уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям; осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; диагностировать проблемы культурного характера, возникающие в современных обществах, анализировать и моделировать развитие социокультурных явлений и процессов. Владеть - навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни; социологическим мышлением при анализе социокультурных процессов, институтов, культурных традиций и новых форм культуры. Быть компетентным в области культуры современного общества, ее особенностей и тенденций развития.
Трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы - 72 часа, из них 32 аудиторных.
Тема I. Культурная среда современного общества. Различные подходы к изучению культурной среды общества. Типология культур. Социологический подход к изучению культурной среды общества. Социальные функции культуры. Социальные формы трансляции культуры. Трансляция культурного опыта и межпоколенческие отношения. Тема 2. Развитие культурной глобализации в новом информационном пространстве. Глобализация – мировой процесс. Специфика информационного общества в процессе глобализации. Новые информационные технологии и изменения в культуре. Влияние глобализации на процесс создания, потребления и распространения культурных ценностей. Тема 3. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе социализации Социокультурная среда и ее роль в процессе социализации личности. Базовые ценности современной молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентаций и трансляции культурного опыта поколений. Культурная активность молодежи в процессе социализации. Культурная деятельность и культурный уровень молодежи. Тема 4. Восприятие современной культуры молодым поколением Причины возникновения, специфика и типология молодежных субкультур. Современные представления о рок-культуре. Осмысление феномена контркультур. Восприятие элитарной, массовой, народной культур молодым поколением российского общества. Тема 5. Массовая культура современного общества. Современная социокультурная ситуация в России. Характеристика стилей художественной культуры XX века. Особенности развития синтетических видов искусства. Современные тенденции в развитии музыки, театра, живописи, архитектуры, скульптуры, литературы. Особенности массовой культуры XX и XIX веков. Тема 6. Особенности культурной среды жизни современной российской молодежи Молодежные субкультуры современного общества. Рок-культура, поп-культура, контркультура современности. Духовные потребности современной молодежи, культурный уровень личности и культурная деятельность молодого поколения. Тенденции развития культурной среды российского общества. Противоречия развития культуры информационного общества. Планы групповых занятий и образовательные технологии. Интерактивный семинар 1. Современная культурная ситуация в России и в мире Цель: Овладение социологическим анализом и прогнозом современной культурной ситуации Вопросы для обсуждения:
Темы докладов:
Образовательные технологии: обсуждения, дискуссии |
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Современные технологии организации волонтерской работы» Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по дисциплине российская культура и искусство для... ... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Кафедра государственного и муниципального управления Рабочая программа учебной дисциплины «Молодежные субкультуры» составлена в соответствие с требованиями ооп: 040700 «Организация работы... | ||
Самостоятельная работа 72 час экзамен 2 семестр рабочая программа... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных... Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского... | ||
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями... Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000.... | Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык» составлена в соответствии... Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является... Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по дисциплине «Теория государства и права» составлена... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также с учетом рекомендаций Примерных... | ||
1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению... Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью | Рабочая программа концепции здорового образа жизни и планирования... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |