СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения
1.1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью
1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
1.3 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО
2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника
2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника
3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО
4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО
4.1 Календарный учебный график.
4.2 Учебный план.
4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.
5 Фактическое ресурсное обеспечение ООП ВПО
6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников
7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВПО
7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников
8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
Приложения
1. Общие положения Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в учебном заведении по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью, представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.1. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью Нормативную правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 1 июля 2007 года);
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июля 1998 г., с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью высшего профессионального образования (ВПО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. №773;
Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью, (носит рекомендательный характер;
Устав учебного заведения, реализующего программу.
1.2. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью (бакалавриат) ООП ВПО представляет собой комплект нормативно-методических документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения и воспитания.
1.2.1 Цель (миссия) ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью
ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью имеет своей целью формирование у студентов общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
В области воспитания целью ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью является формирование и развитие у студентов следующих личностных качеств: умение работать индивидуально и в коллективе; умение критически осмысливать и анализировать происходящие социально-экономические и политические события; умение формировать и обосновывать собственную точку зрения по профессиональным вопросам; социальную ответственность; способность к самоанализу и самооценке.
В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью является обеспечении системы качественной подготовки будущих организаторов работы с молодежью как квалифицированных конкурентоспособных специалистов на основе сочетания передовых инновационных технологий обучения с научно-практической деятельностью.
1.2.2. Срок освоения ООП ВПО Срок освоения ООП ВПО – 4 года
1.2.3. Трудоемкость ООП ВПО Трудоемкость освоения студентом данной ООП ВПО за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 240 зачетных единиц, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП ВПО.
1.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
2. Характеристика профессиональной деятельности 2.1 Область профессиональной деятельности выпускника В соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки областью профессиональной деятельности бакалавра является: решение комплексных задач по реализации молодёжной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения; взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями.
Федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике;
Учреждения органов по молодежной политике;
Центры социального обслуживания, социально-психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости, трудоустройства молодежи;
Институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
Молодежные пресс-центры;
Центры отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных объединений и молодежных инициатив;
Центры Международного молодежного сотрудничества;
Центры информационного обеспечения;
Центры поддержки молодёжных объединений и молодёжных инициатив, международного молодёжного сотрудничества;
Институты научных исследований проблем молодежи и молодежной политики;
Молодежные жилищные и социальные комплексы;
Формальные и неформальные объединения различных возрастных, социальных, территориальных групп молодежи.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки являются: социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества. А также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника В соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки бакалавр по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, организационно-управленческая, информационно-аналитическая, производственная и социально-технологическая, социально-проектная, организационно-массовая.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника Выпускник по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская:
сбор и систематизация научной информации по молодежной проблематике;
подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по молодежной тематике;
участие в работе семинаров, научно-практических конференций, тренингов;
участие в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике;
организационно-управленческая:
организация и планирование работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;
участие в выявлении проблем в молодежной среде и выработке их организационного решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, досуга, быта и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;
организация информационного обеспечения молодежи по вопросам реализации молодёжной политики, взаимодействие с молодежными СМИ и молодежными редакциями СМИ;
участие в социальных проектах по реализации молодежных программ.
информационно-аналитическая:
применение статистических и социологических методов для сбора и классификации информации;
составление информационных обзоров по исследуемой проблеме;
применение статистических и социологических методов сбора социальной информации;
участие в социальных проектах по реализации молодежных программ.
производственная и социальная технологическая:
участие в социально-психологической адаптации молодых людей в организации;
участие в регулировании конфликтов молодежи с внешней средой;
использование социально-технологических методов при осуществлении профессиональной деятельности;
освоение инновационных технологий в практике работы с молодежью;
социально-проектная:
участие в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде;
участие в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи;
поддержка инновационных инициатив в молодежной среде;
организационно-массовая:
участие в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений;
участие в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи;
содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;
участие в организации досуговой деятельности.
3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, в своей деятельности (ОК-1);
уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2);
понимание закономерности исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению (ОК-3);
готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4);
понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
умение осуществлять профессиональную самооценку (ОК-6);
способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7);
готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК-8);
осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОК-9);
готовность к повышению своего культурного уровня (ОК-10);
знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-11);
готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12);
понимание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОК-13);
способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке (ОК-15);
способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
профессиональными компетенциями (ПК):
общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике) (ПК 1);
профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью) (ПК 2);
проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК 3);
управленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодёжи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики) (ПК 4);
инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ; владение педагогическими приёмами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодёжи) (ПК 5).
|