СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения.
Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» и профилю подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности».
Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность».
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат).
Требования к абитуриенту
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность».
Область профессиональной деятельности выпускника.
Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Виды профессиональной деятельности выпускника.
Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность».
Годовой календарный учебный график.
Учебный план подготовки бакалавра.
Аннотации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Аннотации учебной и производственной практик.
Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» в вузе БФУ им. И. Канта.
Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность».
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.
Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
Приложения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая вузом по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр») и профилю подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности» (далее – ООП ВПО).
ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.
ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
· Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
· Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).
· Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
· Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «13» января 2010 г. № 16;
· Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
· Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр»), (носит рекомендательный характер);
· Устав БФУ им. И. Канта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2» февраля 2011 г. № 149. 1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы
высшего профессионального образования (бакалавриат)
1.3.1. Миссия, цели и задачи ООП ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр») и профилю подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности»
Общекультурное и социальное значение разработки образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 071800 «Социально-культурная деятельность» состоит в том, что современное российское общество нуждается:
в высокопрофессиональных преподавателях гуманитарных дисциплин;
в повышении качества научных исследований всоциально-культурной сфере;
в значительном повышении гуманитарной и методологической культуры выпускников вузов;
в анализе и выработке ценностных ориентиров специалистов в самых различных профессиональных сферах — от политики, права и государственного управления до бизнеса.
Миссия бакалаврской программы – подготовка работников высокой квалификации в область менеджмента социально-культурной деятельности.
Обучение по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр») в БФУ им. И. Канта направлено на подготовку работника высокой квалификации, который:
способен осуществлять и развивать социально-культурную деятельность, сохранять и развивать культурный потенциал населения страны (в частности, Калининградского региона) в контексте своей профессиональной деятельности.
обладает профессиональными и личностными качествами, обеспечивающими ему востребованность и конкурентоспособность на рынке труда,
стремится к продолжению образования и самообразованию в течение всей жизни;
умеет порождать новые идеи, расширять сферу собственной компетентности;
обладает активной гражданской позицией, основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях;
умеет обосновывать свои убеждения и отстаивать свою позицию, осуществлять собственные решения и идеи;
сознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга.
1.3.2. Срок освоения ООП ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр»)
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр») срок освоения ООП по указанному направлению для очной формы обучения составляет 4 учебных года, для заочной формы обучении – 5 лет.
1.3.3. Трудоемкость ООП ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр»)
Общая трудоемкость освоения студентом ООП за весь период обучения, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП, в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр») составляет 240 зачетных единиц. Из них теоретическое обучение, включая все виды текущей и промежуточной аттестаций, составляет 216 зачетных единиц (включая физическую культуру – 2 зачетные единицы), учебная, производственная и преддипломная практики (в том числе научно-исследовательская работа) – 20 зачетных единиц, итоговая государственная аттестация – 4 зачетных единицы.
1.4. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
Требования к поступающим определяются правилами приема в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР»)
Характеристика профессиональной деятельности выпускника указана в соответствии с ФГОС ВПО.
Область профессиональной деятельности выпускника.
Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» осуществляется в области социально-гуманитарного знания, теории социально-культурной деятельности; культурной политики и управления; социокультурного менеджмента и маркетинга; социально-культурного творчества, досуга, рекреации и туризма; культурно-воспитательной деятельности и образования. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки бакалавров являются:
– системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациями, общественными объединениями социально-культурной сферы;
– процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности, рекреационных объектов и индустрии досуга;
– процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры;
– процессы художественного руководства деятельностью учреждений культуры;
– технологии социально-культурного творчества и культурно-просветительной деятельности;
– технологии социально-культурной анимации и рекреации;
– технологии социальной реабилитации с применением средств культуры и искусства;
– процессы педагогического обеспечения организации детско-юношеского досуга, массовой культурно-воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством;
– процессы организации социально-культурной деятельности молодежи;
– процессы организации досуга взрослого населения, массовой культурно-просветительной работы;
– учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Бакалавр по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- творческо-производственная;
- организационно-управленческая;
- художественное руководство деятельностью учреждений культуры;
- научно-методическая;
- проектная;
- педагогическая. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП бакалавриата и видами профессиональной деятельности:
а) в области творческо-производственной деятельности:
− создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организацию свободного времени населения;
− участие в разработке и реализации социально-культурных технологий в учреждениях культуры, индустрии досуга и рекреации;
− использование культурного наследия для удовлетворения духовных потребностей различных групп населения в процессе культурно-просветительной деятельности;
− создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере;
− обеспечение технологического процесса подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выставочных, праздничных) в учреждениях культуры;
− постановка культурно-досуговых программ (информационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно-развлекательных) на основе оригинального сценарно-режиссерского решения;
− проведение массовой просветительной и воспитательной работы; популяризация здорового образа жизни; организации социально-культурного
творчества и развивающего рекреативно-развлекательного досуга;
− социально-культурная поддержка людей с особенностями физического
развития, участие в деятельности по социокультурной адаптации лиц с нарушением и социализации и отклоняющимся поведением, помощь в семейном воспитании детей;
б) в области организационно-управленческой деятельности:
- руководство учреждениями, организациями и объединениями социально
- культурной сферы , индустрии досуга и рекреации;
- осуществления менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности, руководство деятельностью учреждений культуры;
- продюсирование культурно-досуговых программ, организация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения
(фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной анимации и рекреации, выставки)
в) в области художественного руководства деятельностью учреждения культуры:
− художественное руководство клубным учреждениям, парком культуры отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и аналогичными организациями;
− разработка целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные);
− организация деятельности учреждений культуры, способствующей культурному развитию населения; содействие культурно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений;
д) в области научно-методической деятельности:
− информатизация и научно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности, оказание информационных и методических услуг;
− распространение передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной региональной культурной политики, социально-культурному воспитанию населения;
− разработка новых методик по организации и руководству учреждениями социально-культурной сферы, стимулированию социально-культурной активности населения в России;
− участие в проведении научных исследований социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества;
− разработка методических пособий, учебных планов и социально-культурных программ информационно-просветительной, культурно-досуговой, рекреативно-оздоровительной, анимационной деятельности и видов рекреации и досуга;
− создание и поддержка компьютерных баз данных о формах социально-культурного творчества, его участниках и ресурсах;
− участие в различных формах переподготовки и повышения квалификации организаторов, руководителей коллективов, методистов и преподавателей дисциплин социально-культурной деятельности;
г) в области проектной деятельности:
− участие в разработке и обосновании социально-культурных проектов и программ;
− участие в педагогическом проектировании инновационных систем социально-культурного творчества, рекреации, организации туристического досуга;
− участие в экспертизе проектов социально-культурной направленности;
− оказание консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в социально-культурной сфере;
д) в области педагогической деятельности:
− преподавание теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства историко-культурных дисциплин в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях;
− обеспечение полного учебно-методического комплекса по преподаваемым дисциплинам; 3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы в результате освоения данной ООП ВПО должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурные компетенции (ОК):
владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК-2);
быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести: за них ответственность (ОК-4);
уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук профессиональных задач, быть пособным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (OK-12);
быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владеть средствами самостоятельного, методически правильного и
использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
б) профессиональные компетенции (ПК):
творческо-производственная деятельность:
быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);
быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);
быть готовым осуществлять педагогическое управление и программирование развивающих форм социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения, организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности в соответствии с культурными по
требностями различных групп населения (ПК-3);
знать нормативно-правовые документы по охране интеллектуальной
собственности и авторского права в сфере культуры, организации социально-культурной деятельности населения, обеспечения прав граждан в сфере культуры и образования (ПК-4);
быть способным использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности, прикладные пакеты программ для моделирования, статистического анализа и информационного обеспечения социально-культурных процессов (ПК-5);
быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);
быть готовым к организации информационно-методического обеспечения творческо-производственного процесса в учреждениях социально-культурной сферы (ПК-7);
быть способным осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях культуры, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, участвовать в различных формах переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной деятельности (ПК-8); организационно-управленческая деятельность:
быть готовым к реализации технологий менеджмента и маркетинга в
сфере социально-культурной деятельности (ПК-9);
быть способным осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и рганизаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);
быть готовым использовать правовые и нормативные документы в работе учреждений культуры, общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны (ПК-11);
быть готовым к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК-12);
быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13); художественное руководство деятельностью учреждения культуры:
быть способным к художественному руководству клубным учреждением, парком культуры и отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и другими аналогичными организациями (ПК-14);
быть готовым к разработке целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культуроохранные, культурно-досуговые, культурно-просветительные, рекреативные) (ПК-15); научно-методическая деятельность:
быть способным к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16);
быть готовым к созданию новых методик по организации и руководству учреждениями социально-культурной сферы, стимулированию социально-культурной активности населения (ПК-17);
быть готовым к разработке методических пособий, учебных планов и программ, обеспечивающих условия социокультурного развития личности в учреждениях культуры, рекреации и индустрии досуга (ПК-18);
быть готовым к созданию и поддержке компьютерных баз данных о
формах социально-культурного творчества, его участниках и ресурсах (ПК-19);
быть готовым осуществлять прикладные научные исследования социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, делать на этой основе продуктивные прогнозы и принимать правильные управленческие решения (ПK-20);
быть готовым к участию в научных исследованиях социально-культурной деятельности по отдельным разделам (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками (ПК-21);
быть способным участвовать в опытно-экспериментальной работе по сбору эмпирической информации, проведению экспериментальных мероприятий и диагностике их педагогической эффективности (ПК-22);
быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий
социально-культурной деятельности (ПК-23); проектная деятельность:
быть готовым к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы (ПК-24);
быть способным проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, тендерных различий групп населения (ПК-25);
быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных) (ПК-26); педагогическая деятельность:
быть готовым к преподаванию теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-27);
быть способным к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и проведению воспитательных мероприятий с различными категориями участников социально-культурной деятельности (ПК-28);
быть готовым к оказанию консультативной помощи специалистам социально-культурной сферы (ПК-29). в) профессиональные компетенции, формируемые ВУЗом
- наличие углубленных знаний в области кросскультурной коммуникации, обеспечивающих эффективное профессиональное общение и успешную деятельность в международных проектах (ПКС-1);
- способность понимать и учитывать особенности развития социально-культурной сферы Калининградской области в профессиональной деятельности (ПКС-2);
- понимание специфики социально-культурной ситуации в трансграничных регионах (ПКС-3);
- способность учитывать специфику этнокультурной идентичности и национальных традиций в профессиональной деятельности в сфере социокультурного менеджмента (ПКС-4);
- готовность к реализации технологий социально-культурной деятельности на международном, федеральном, региональном и локальном уровнях (ПКС-5).
4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ООП ВПО
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» (квалификация «бакалавр») содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом магистра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. |