Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура





Скачать 347.36 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура
страница1/2
Дата публикации29.05.2015
Размер347.36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2


Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор

Бутолин Е.Г.

«_____» ______________ 2008 г.

Учебно-методический комплекс

По дисциплине: лечебная физкультура

Преподаваемой на кафедре лечебная физкультура и врачебный контроль

Для студентов 6 курса лечебного факультета
Рабочая программа
Всего часов: 77 часов

Аудиторных: 51 час

В том числе: лекции - 6 часов

Практические - 45 часов

Самостоятельная работа: 26 часов

Форма контроля: зачет

Ижевск 2008г.

  1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности «Лечебное дело» - 060101.

В результате общебиологической и клинической подготовки дипломированный специалист по специальности «Лечебное дело» должен иметь представление об основах клинического мышления, врачебного поведения, алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи. Должен иметь представление по профилактике, диагностике, лечению и реабилитацию больных. Специалист должен понимать, как организовать и оказать лечебно-профилактическую помощь населению и должен уметь использовать полученные умения в организации и проведении профилактических и реабилитационных мероприятий.


  1. Принципы построения дисциплины «Лечебная физкультура».

«Лечебная физкультура» - входит в раздел специальных клинических дисциплин и адресована студентам 6 курса лечебного факультета.

Дисциплина дает знания о механизмах лечебного действия физических упражнений, возможностях использования средств лечебной физкультуры в реабилитации больных различного профиля.

Целью преподавания курса лечебной физкультуры является – изучение основ и методов использования средств лечебной физкультуры в реабилитации больных различного профиля. Ознакомление с современными теоретическими представлениями о механизмах лечебного действия физических упражнений и освоение практических умений по использованию средств лечебной физкультуры и методов контроля эффективности этого использования.

Ядро курса составляет изучение основных средств лечебной физкультуры и возможностей их применения в комплексной реабилитации больных.

Для успешного изучения курса лечебной физкультуры студент 6 курса должен предварительно знать особенности течения различных заболеваний и травм, функциональные нарушения, возникающие при этих заболеваниях и травмах. Двигательные возможности больных, цели восстановительного лечения.

Программа дисциплины «Лечебная физкультура» основана на поэтапном изучении теоретических основ влияния физических упражнений на функциональное состояние органов и систем организма, изучения механизмов лечебного действия физических упражнений, ознакомление с основными средствами лечебной физкультуры, по показаниями и противопоказаниями для их использования в реабилитации больных различного профиля. Освоение методов контроля эффективности реабилитационных мероприятий.

Преподавание леченой физкультуры включает теоретическую часть (курс лекций и практическую часть в виде практических занятий). Основной принцип обучения работа студента под руководством преподавания и самостоятельная работа на каждом занятии с больными, участие в процедурах лечебной гимнастики и медицинского массажа, проведение контроля знаний и освоение практических умений.

В лекционном материале излагаются наиболее актуальные и сложные разделы программы, лекции носят проблемный характер и основаны на достижениях современной реабилитологии.

С учетом лекционного материала студенты готовятся к практическим занятиям. При подготовке к занятиям они знакомятся с основными вопросами темы. В ходе практического занятии преподаватель объясняет основную цель занятия, проводит совместные обсуждение теоретических вопросов, а в дальнейшем студенты принимают участие в проведении процедур лечебной гимнастики и массажа. На занятиях студент пользуется учебно-методическими пособиями (разработанными кафедрой). Преподаватель помогает студентам в изучении материала, контролирует степень усвоения материала с помощью устного опроса, проведения программированного контроля, анализа самостоятельной работы. В течении занятия каждый студент получает оценку. После участия в проведении процедуры лечебной гимнастики и массажа, проводится обсуждение методологических особенностей проводимых процедур.

Зачет по курсу проводится на основании текущей успеваемости, контроля освоения практических умений и посещения лекционных и практических занятий. Зачет является фиксированным и вносится в зачетную книжку студента.


  1. Цели дисциплины «Лечебная физкультура»

После изучения теоретических разделов дисциплины и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен иметь представления об основах физиологического влияния физических упражнений на различные органы и системы организма, о механизмах лечебного действия физических упражнений, об основных средствах лечебной физкультуры, показаниях и противопоказаниях к их применению, о методах контроля эффективности применения средств физической реабилитации.

По окончании курса студент должен приобрести перечисленные ниже знания и умения.

Студент должен знать:

  1. Определение – «лечебная физкультура». Содержание метода «лечебная физкультура» и его средства.

  2. Роль лечебной физкультуры в реабилитации больных терапевтического, хирургического и травматологического профиля.

  3. Показания и противопоказания для применения средств лечебной физкультуры в реабилитации больных различного профиля.

  4. Классификацию физических упражнений применяемых в ЛФК.

  5. Особенности применения средств ЛФК у больных различного профиля и на различных этапах лечения (стационарный, амбулаторный, санаторно-курортный).

  6. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

  7. Методы контроля эффективности реабилитационных мероприятий.

Студент должен уметь:

  1. Правильно построить занятия лечебной гимнастики.

  2. Контролировать общую нагрузку при проведении процедур лечебной гимнастики.

  3. Проводить оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, опорно-двигательного аппарата на основе проведения функциональных проб.

  4. Контролировать эффективность проводимых занятий лечебной физкультурой.

  5. Определить двигательный режим и задачи ЛФК на стационарном, поликлиническом, санаторно-курортном этапах реабилитации.

  6. Оформить назначение врача в историю болезни больного и заполнить карту ЛФК ф.042.

  7. Составить комплексы ЛФК для больных с травмами опорно-двигательного аппарата и заболеваниями внутренних органов.

  8. Выполнить основные приемы массажа.

  9. Провести занятие ЛГ в соответствии с имеющимся заболеванием или травмой.

  10. Составить комплексную реабилитационную программу с включением в нее лечебной физкультуры, двигательного режима, ручного и аппаратного массажа.




  1. Структура дисциплины «Лечебная физкультура».

Лечебная физкультура входит в раздел специальных клинических дисциплин и базируется на полученных знаниях об особенностях течения различных заболеваний и травм, полученных на базовых клинических кафедрах, а так же на знаниях механизмов общефизиологического влияния физических упражнений на органы и системы организма полученных на кафедрах медико-биологического профиля дисциплин. Структура определяет внутреннее логическое преподавание материала, основанное на получении студентами теоретических знаний и освоения ими практических умений. Разработанная структура дисциплины формирует у студентов целенаправленную систему знаний.
Таблица №1

Место и межпредметные связи дисциплины «Лечебная физкультура»

Доклинические (базовые) кафедры
Анатомия Нормальная физиология Физкультура Биохимия




Лечебная физкультура


Клинические кафедры



Госпит.терапия Госпит.хирургия Акушерство и гинекология
Травматология Неврология


  1. Учебно – тематический план преподавания лечебной физкультуры.

Учебно–тематический план лекций и практических занятий по лечебной физкультуре включают как общие вопросы так и вопросы частных методик применения средств ЛФК при различных заболеваниях и травмах. При изучении которых наиболее полно раскрываются механизмы влияния физических упражнений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ЛФК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.




п/п

Тема лекций

Время в часах

№1

Общие основы ЛФК. Понятие о лечебной физкультуре, классификация физических упражнений, двигательные режимы. Принципы использования физических упражнений в комплексной реабилитации больных при заболеваниях и травмах Механизмы лечебного действия физических упражнений по В.К.Добровольскому. Теория моторно-висцеральных рефлексов.

2

№2

Физическая реабилитация больных при терапевтических заболеваниях (при заболеваниях органов дыхания, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы). Показания и противопоказания к использованию средств физической реабилитации, особенности частных методик ЛФК и массажа.

2

№3

Физическая реабилитация больных после оперативных вмешательств на органах грудной клетки и брюшной полости. Реабилитация больных при травмах конечностей, позвоночника, костей таза.

2



АННОТАЦИЯ ЛЕКЦИЙ

Лекция №1. Общие основы ЛФК. Понятие о лечебной физкультуре, классификация физических упражнений, двигательные режимы. Принципы использования физических упражнений в комплексной реабилитации больных при заболеваниях и травмах Механизмы лечебного действия физических упражнений по В.К.Добровольскому. Теория моторно-висцеральных рефлексов.

Роль ЛФК в реабилитации больных. Средства ЛФК: физические упражнения, естественные факторы природы и массажа. Формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, прогулки, туризм, самостоятельные занятия, подвижные игры, спортивно-прикладные упражнения. Методы ЛФК: гимнастический (индивидуальный, групповой, малогрупповой), игровой, спортивный. Факторы определяющие методику ЛФК: этиология, патогенез, клиническое состояние, медицинский и физкультурный анамнез, возраст, пол, профессия, функциональное состояние. Способы дозировки физической нагрузки: исходное положение, темп, амплитуда, степень усилия, количество мышечных групп участвующих в упражнениях, использование снарядов, включение дыхательных упражнений, пауз для отдыха и упражнения на расслабление. Двигательные режимы в стационаре и поликлинике. Классификация гимнастических физических упражнений: общеукрепляющие, специальные и дыхательные.

Принципы использования ЛФК: адекватность назначения ЛФК клиническому и функциональному состоянию больного, системность, регулярность, длительность применения, увеличение дозировки средств воздействия ЛФК, индивидуальный подход в назначении средств ЛФК. Механизмы лечебного действия физических упражнений по В.К.Добровольскому. Теория моторно-висцеральных рефлексов.

Особенности ЛФК как метода лечения и реабилитации: использование физических упражнений в профилактическом и восстановительном процессе лечения, активное участие больного в выздоровлении, увеличение дозировки средств ЛФК по мере улучшения состояния больного, функциональный метод лечения, санитарно-просветительное и агитационно-пропагандистское значение метода.
Лекция №2. Физическая реабилитация больных при терапевтических заболеваниях (при заболеваниях органов дыхания, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы). Показания и противопоказания к использованию средств физической реабилитации, особенности частных методик ЛФК и массажа.

Механизмы восстановления и компенсации функций при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и других заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Механизмы адаптации сердца: физиологическая дилятация (релаксация – удлинение мышечного волокна), увеличение резервного объема крови; физиологическая гипертрофия (утолщение мышечного волокна), увеличение сократительной способности миокарда, увеличение объема и производительности сердца. Влияние физических упражнений на функции сердца: хронотропное (отрицательное), трофотропное, инотропное, батматропное (положительное). Механизм адаптации сосудов: увеличение тонуса и эластичности сосудистой стенки, развитие коллатералей. Экстракардиальные факторы кровообращения при мышечной активности: сосудистые (расширение капилляров, ускорение кровотока, уменьшение депонирования крови, пульсовые толчки, гистомеханическое действие мышечных сокращений на сосуды), несосудистые (мышечный насос, изменение внутрибрюшного давления, присасывающее действие грудной клетки, движение в суставах). Механизмы регуляции тонуса сосудов: метаболический, нейро-гуморальный, гиперосмолярный, осмотинамика.

ЛФК при инфаркте миокарда.

Фазы реабилитации: острая, конвалесценции, постконвалесценции.

Этапы реабилитации: стационар, загородный реабилитационный центр (санаторий), поликлиника (ВФД. На дому).

Виды реабилитации и их задачи: клиническая (профилактика гиподинамических осложнений, восстановление утраченных или ослабленных функций организма, здоровья), психическая (профилактика психических расстройств, коррекция психопатий), физическая (повышение функционального резерва миокарда, восстановление работоспособности), профессиональная (восстановление трудоспособности, обучение новой профессии), социальная (восстановление межличностных отношений, чувства полезное семье, обществу).

Средства реабилитации: точная диагностика, своевременная госпитализация, патологическая терапия, физические упражнения (стационарный этап реабилитации), аутогенная тренировка, психотропные препараты, психотерапия, физические упражнения, дозированная ходьба, массаж, естественные факторы природы (реабилитационный центр).

Эффективность реабилитации: простое выживание, отсутствие расстройств и заболеваний, надежная и эффективная трудоспособность, полноценная жизнь, хорошая толерантность к физической нагрузке (более 600 кгм/мин).

Сроки назначения ЛФК при инфаркте миокарда: при несложном течении заболевания, отсутствие серьезных жалоб, относительно нормальных цифрах артериального давления и ЧСС – на 2-3 день.

Противопоказания для назначения ЛФК: острая сердечная недостаточность, шок 2-3 степени, тяжелые аритмии, постоянные боли в области сердца, тромбоэмболические осложнения, отрицательная динамика ЭКГ.

Программы реабилитации: Трехнедельная (активизируются больные с неотягощенным анамнезом, мелкоочаговым инфарктом, без осложнений); четырехнедельная реабилитация (активизируются больные с неотягощенным анамнезом, крупноочаговым инфарктом без осложнений); пятинедельная реабилитация (активизируются больные с крупноочаговым инфарктом миокарда, отягощенным или неотягощенным анамнезом с незначительными осложнениями).

Методы учета эффективности средств ЛФК: субъективные и объективные изменения (динамика ЭКГ, ортостатическая устойчивость, двойное произведение, толерантность к физической нагрузке).

ЛФК при острых и хронических заболеваниях легких.

Показания к назначению ЛФК при острой пневмонии. Противопоказания к назначению ЛФК при острой пневмонии: тяжелое общее состояние, высокая температура, острый абсцесс и т.д. Сроки назначения: на следующий день после нормализации температуры, снижение интоксикации, при субфебрильной температуре на 5-7 день. Задачи ЛФК: улучшение вентиляции, улучшение кровообращения, снятие спазма бронхиол, увеличение выделения мокроты, профилактика ателектазов. Особенности ЛФК: динамические физические упражнения. Статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании 1:3, 1:2, 1:1. Постуральный дренаж. Упражнения со снарядами.

Возможные патологические исходы при хронической пневмонии: хронический абсцесс, пневмосклероз и эмфизема, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма.

Задачи при осложнениях хронической пневмонии: улучшение функции кардио-респираторной системы, повышение сопротивляемости организма, снижение интоксикации, профилактика гипоксии венозного застоя, снятие патологического кортико-весцерального рефлекса, восстановление нормального стереотипа регуляции дыхания, повышение адаптации к физическим нагрузкам.

Особенности ЛФК: при абсцессах – общеукрепляющие упражнения в плавном ритме и без форсированного дыхания, постуральные положения; при пневмосклерозах – упражнения направленные на улучшение подвижности грудной клетки, позвоночника, специальные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление; при бронхоэктатической болезни – дренажные упражнения; при бронхиальной астме – специальные дыхательные упражнения в сочетании с общеразвивающими и упражнениями на расслабление.

Особенности ЛФК при экссудативном плеврите: специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера с подниманием руки на больной стороне во время вдоха, упражнения на снарядах и со снарядами, отдельные упражнения способствующие натяжению плевры, расправлению легкого, подвижности диафрагмы.

ЛФК при язвенной болезни. Показания и противопоказания назначению ЛФК. Сроки назначения ЛФК. Задачи ЛФК. Особенности ЛФК: в начале ЛГ проводится из исходного положения лежа для мышц конечностей без напряжения в медленном темпе. В последующем используются снаряды из всех основных исходных положений. Массаж.

ЛФК при ожирении. Формы ожирения (обменно-алиментарный. Церебральная, эдокринно-обменная). Особенности ЛФК: физическая активность на протяжении всего дня, каждое общеукрепляющее упражнение повторяется от 5 до 30 раз. Но частота пульса не должна превышать 130-140 ударов в минуту (аэробный режим).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «педиатрия» 060103
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconПеречень вопросов для проведения конкурсного собеседования при поступлении...
Лечебная физкультура как метод терапии. Лечебная гимнастика: периоды занятия, методы проведения, методические правила, кривая физиологической...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск