Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура





Скачать 337.99 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура
страница1/3
Дата публикации29.05.2015
Размер337.99 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор

Бутолин Е.Г.

«_____» ______________ 2008 г.

Учебно-методический комплекс

По дисциплине: лечебная физкультура

Преподаваемой на кафедре лечебная физкультура и врачебный контроль

Для студентов педиатрического факультета
Рабочая программа
Всего часов: 77 час

Аудиторных: 51 час

В том числе: лекции - 6 часов

Практические - 45 часов

Самостоятельная работа: 26 часов

Форма контроля: зачет

Ижевск 2008г.

  1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности «педиатрия» - 060103.

В результате общебиологической и клинической подготовки дипломированный специалист по специальности «педиатрия» должен иметь представление об основах клинического мышления, врачебного поведения, алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи детям. Должен иметь представление по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации детей с различной патологией. Специалист должен понимать, как организовать и оказать лечебно-профилактическую помощь детскому населению и должен уметь использовать полученные умения в организации и проведении профилактических и реабилитационных мероприятий.


  1. Принципы построения дисциплины «Лечебная физкультура».

«Лечебная физкультура» - входит в раздел специальных клинических дисциплин и адресована студентам 6 курса педиатрического факультета.

Дисциплина дает знания о механизмах лечебного действия физических упражнений, возможностях использования средств лечебной физкультуры в реабилитации больных детей различного возраста.

Целью преподавания курса лечебной физкультуры является – изучение основ и методов использования средств лечебной физкультуры в реабилитации больных детей различного профиля. Ознакомление с современными теоретическими представлениями о механизмах лечебного действия физических упражнений и освоение практических умений по использованию средств лечебной физкультуры и методов контроля эффективности этого использования.

Ядро курса составляет изучение основных средств лечебной физкультуры и возможностей их применения в комплексной реабилитации больных.

Для успешного изучения курса лечебной физкультуры студент 6 курса должен предварительно знать особенности течения различных заболеваний и травм, функциональные нарушения, возникающие при этих заболеваниях и травмах. Двигательные возможности больных детей различного возраста, цели восстановительного лечения.

Программа дисциплины «Лечебная физкультура» основана на поэтапном изучении теоретических основ влияния физических упражнений на функциональное состояние органов и систем организма, изучения механизмов лечебного действия физических упражнений, ознакомление с основными средствами лечебной физкультуры, по показаниями и противопоказаниями для их использования в реабилитации больных различного профиля. Освоение методов контроля эффективности реабилитационных мероприятий.

Преподавание леченой физкультуры включает теоретическую часть (курс лекций и практическую часть в виде практических занятий). Основной принцип обучения - работа студента под руководством преподавания и самостоятельная работа на каждом занятии с больными, участие в процедурах лечебной гимнастики и медицинского массажа, проведение контроля знаний и освоение практических умений.

В лекционном материале излагаются наиболее актуальные и сложные разделы программы, лекции носят проблемный характер и основаны на достижениях современной реабилитологии.

С учетом лекционного материала студенты готовятся к практическим занятиям. При подготовке к занятиям они знакомятся с основными вопросами темы. В ходе практического занятии преподаватель объясняет основную цель занятия, проводит совместные обсуждение теоретических вопросов, а в дальнейшем студенты принимают участие в проведении процедур лечебной гимнастики и массажа. На занятиях студент пользуется учебно-методическими пособиями (разработанными кафедрой). Преподаватель помогает студентам в изучении материала, контролирует степень усвоения материала с помощью устного опроса, проведения программированного контроля, анализа самостоятельной работы. В течении занятия каждый студент получает оценку. После участия в проведении процедуры лечебной гимнастики и массажа, проводится обсуждение методологических особенностей проводимых процедур.

Зачет по курсу проводится на основании текущей успеваемости, контроля освоения практических умений и посещения лекционных и практических занятий. Зачет является фиксированным и вносится в зачетную книжку студента.


  1. Цели дисциплины «Лечебная физкультура»

После изучения теоретических разделов дисциплины и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен иметь представления об основах физиологического влияния физических упражнений на различные органы и системы организма, о механизмах лечебного действия физических упражнений, об основных средствах лечебной физкультуры, показаниях и противопоказаниях к их применению, о методах контроля эффективности применения средств физической реабилитации.

По окончании курса студент должен приобрести перечисленные ниже знания и умения.

Студент должен знать:

  1. Определение – «лечебная физкультура». Содержание метода «лечебная физкультура» и его средства.

  2. Роль лечебной физкультуры в реабилитации больных детей терапевтического, хирургического и травматологического профиля.

  3. Роль врача педиатра во врачебно-физкультурной службе, общие требования к методикам ЛФК в детском возрасте. Формы занятий ЛФК при реабилитации детей.

  4. Показания и противопоказания для применения средств лечебной физкультуры в реабилитации больных различного профиля.

  5. Классификацию физических упражнений применяемых в ЛФК.

  6. Особенности применения средств ЛФК у больных различного профиля и на различных этапах лечения (стационарный, амбулаторный, санаторно-курортный).

  7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

  8. Методы контроля эффективности реабилитационных мероприятий, функциональные пробы используемые у детей.

Студент должен уметь:

  1. Правильно построить занятия лечебной гимнастики у детей различного возраста.

  2. Контролировать общую нагрузку при проведении процедур лечебной гимнастики.

  3. Проводить оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, опорно-двигательного аппарата на основе проведения функциональных проб с учетом возраста ребенка.

  4. Контролировать эффективность проводимых занятий лечебной физкультурой.

  5. Определить двигательный режим и задачи ЛФК на стационарном, поликлиническом, санаторно-курортном этапах реабилитации.

  6. Оформить назначение врача в историю болезни больного и заполнить карту ЛФК ф.042.

  7. Составить комплексы ЛФК для больных детей с травмами опорно-двигательного аппарата и заболеваниями внутренних органов.

  8. Выполнить основные приемы массажа с учетом возрастных особенностей ребенка.

  9. Провести занятие ЛГ в соответствии с имеющимся заболеванием или травмой.

  10. Составить комплексную реабилитационную программу с включением в нее лечебной физкультуры, двигательного режима, ручного и аппаратного массажа.




  1. Структура дисциплины «Лечебная физкультура».

Лечебная физкультура входит в раздел специальных клинических дисциплин и базируется на полученных знаниях об особенностях течения различных заболеваний и травм, полученных на базовых клинических кафедрах, а так же на знаниях механизмов общефизиологического влияния физических упражнений на органы и системы организма детей различного возраста полученных на кафедрах медико-биологического профиля дисциплин. Структура определяет внутреннее логическое преподавание материала, основанное на получении студентами теоретических знаний и освоения ими практических умений. Разработанная структура дисциплины формирует у студентов целенаправленную систему знаний.


Таблица №1
Место и межпредметные связи дисциплины «Лечебная физкультура»


Доклинические (базовые) кафедры
Анатомия Нормальная физиология Физкультура Биохимия




Лечебная физкультура


Клинические кафедры



Педиатрия Детская хирургия Неврология



  1. Учебно – тематический план преподавания лечебной физкультуры.

Учебно–тематический план лекций и практических занятий по лечебной физкультуре включают как общие вопросы так и вопросы частных методик применения средств ЛФК при различных заболеваниях и травмах. При изучении которых наиболее полно раскрываются механизмы влияния физических упражнений.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ЛФК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.




п/п

Тема лекций

Время в часах

№1

Общие основы ЛФК. Понятие о лечебной физкультуре, классификация физических упражнений, двигательные режимы. Принципы использования физических упражнений в комплексной реабилитации детей при заболеваниях и травмах Механизмы лечебного действия физических упражнений по В.К.Добровольскому. Теория моторно-висцеральных рефлексов.

2

№2

Физическая реабилитация детей с заболеваниями органов ССС, дыхания и желудочно-кишечного тракта. Показания и противопоказания к использованию средств физической реабилитации, особенности методик ЛГ.

2

№3

Физическая реабилитация детей после оперативных вмешательств на органах грудной клетки и брюшной полости. Реабилитация больных при травмах конечностей, позвоночника, костей таза.

2



АННОТАЦИЯ ЛЕКЦИЙ

Лекция №1. Общие основы ЛФК. Понятие о лечебной физкультуре, классификация физических упражнений, двигательные режимы. Принципы использования физических упражнений в комплексной реабилитации детей при заболеваниях и травмах Механизмы лечебного действия физических упражнений по В.К.Добровольскому. Теория моторно-висцеральных рефлексов.

Роль ЛФК в реабилитации больных детей. Средства ЛФК: физические упражнения, естественные факторы природы и массажа. Формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, прогулки, туризм, самостоятельные занятия, подвижные игры, спортивно-прикладные упражнения. Методы ЛФК: гимнастический (индивидуальный, групповой, малогрупповой), игровой, спортивный. Факторы определяющие методику ЛФК: этиология, патогенез, клиническое состояние, медицинский и физкультурный анамнез, возраст, пол, профессия, функциональное состояние. Способы дозировки физической нагрузки: исходное положение, темп, амплитуда, степень усилия, количество мышечных групп участвующих в упражнениях, использование снарядов, включение дыхательных упражнений, пауз для отдыха и упражнения на расслабление. Двигательные режимы в стационаре и поликлинике. Классификация гимнастических физических упражнений: общеукрепляющие, специальные и дыхательные.

Принципы использования ЛФК: адекватность назначения ЛФК клиническому и функциональному состоянию больного, системность, регулярность, длительность применения, увеличение дозировки средств воздействия ЛФК, индивидуальный подход в назначении средств ЛФК. Механизмы лечебного действия физических упражнений по В.К.Добровольскому. Теория моторно-висцеральных рефлексов.

Особенности ЛФК как метода лечения и реабилитации детей различного возраста: использование физических упражнений в профилактическом и восстановительном процессе лечения, активное участие больного в выздоровлении, увеличение дозировки средств ЛФК по мере улучшения состояния больного, функциональный метод лечения, санитарно-просветительное и агитационно-пропагандистское значение метода.

Особенности лечебной гимнастик и массажа у детей раннего возраста.
Лекция №2. Физическая реабилитация детей с заболеваниями органов ССС, дыхания и желудочно-кишечного тракта. Показания и противопоказания к использованию средств физической реабилитации, особенности методик ЛГ.

ЛФК при заболеваниях внутренних органов у детей.

ЛФК на этапах реабилитации при сердечно-сосудистых заболеваниях у детей. Клинико-физиологическое обоснование использования средств и форм ЛФК в комплексной терапии сердечно-сосудистых заболеваниях у детей. Действие физических упражнений на экстрокардиальные факторы кровообращения. ЛФК в сочетании с режимом двигательных нагрузок, средствами лечебной педагогики, физиотерапией, медикаментозными средствами. Методики оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам при заболеваниях сердца у детей. Лечебные задачи в активной и неактивной фазах при различных двигательных режимах. Показания к ЛФК. Оценка факторов риска. ЛФК при ревматических и врожденных пороках сердца. Особенности ЛФК при хорее, миокардитах, кардиотонзиллярном синдроме.

Особенности ЛФК при заболеваниях органов дыхательной системы у детей. Физиологическая и функциональная связь между дыхательной системой ребенка и функциональным аппаратом движения. Клинико-физиологическое обоснование применения средств и форм ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей. Влияние средств ЛФК на морфо-функциональные показатели систем дыхания. Клинико-физиологическая характеристика дыхательных упражнении и исходных положений.

ЛФК при острой и хроничнской пневмонях. Ведущие лечебные задачи, решаемые средствами ЛФК в различные периоды лечебного курса. Средства ЛФК при компенсации дыхательной недостаточности, для улучшения и нормализации функции внешнего дыхания, для улучшения процессов ликвидации патологических изменений в легких и плевре. Решение задач с использованием средств ЛФК неспецифического, стимулирующего воздействия. Особенности методики ЛФК с остром периоде пневмоний, в периодах обратного развития и остаточных явлений. Способы оценки эффективности ЛФК при пневмонии у детей.

Особенности ЛФК при плевритах, плевропневмониях и ателектазах. ЛФК при хронических неспецифических бронхолегочных заболеваниях: хроническом бронхите, бронхоэктазах, бронхиальной астме.

ЛФК в комплексной реабилитации детей при заболеваниях органов пищеварения.

Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК при заболеваниях органов пищеварения и желчевыделительной системы. Влияние физических нагрузок и физических упражнений на моторную и секреторную функцию пищеварительного тракта, на желчевыделение.

Лечебная физкультура при гастритах. Задачи терапии, решаемые средствами ЛФК. Особенности методики ЛФК при хроническом гастрите с повышением и понижением кислотообразующей и секреторной функции.

ЛФК при язвенной болезни у детей. Методика поэтапного применения средств и форм ЛФК в системе реабилитации болезней органов пищеварения. ЛФК при заболеваниях органов пищеварения у детей раннего возраста.

Задачи лечения, средств ЛФК при дискенезиях желчевыводящих путей и холециститах. Оценка эффективности использования ЛФК.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «Лечебное дело» 060101
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconПеречень вопросов для проведения конкурсного собеседования при поступлении...
Лечебная физкультура как метод терапии. Лечебная гимнастика: периоды занятия, методы проведения, методические правила, кривая физиологической...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск