МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Утверждаю
____________ О.В. Смирнов
«____» ______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.12.2 ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Трудоемкость (в зачетных единицах) - 4 ед.
Направление подготовки: 034300.62 Физическая культура Профиль подготовки: Физкультурное образование Степень (квалификация) выпускника – Бакалавр
1. Цель изучения дисциплины
1.1. Бакалавр по направлению подготовки 034300.62 Физическая культура готовится к основным видам профессиональной деятельности: педагогическая; тренерская; рекреационная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; культурно-просветительская.
Целью изучения дисциплины Легкая атлетика является развитие профессиональных навыков и умений педагога по физической культуре и спорту, который мог бы компетентно организовать занятия по физической культуре в различных образовательных учреждениях, учебно-тренировочные занятия в спортивных организациях, выступить в роли консультанта и организатора активного отдыха, рекреационных и реабилитационных мероприятий.
1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины
Освоение дисциплины Легкая атлетика способствует подготовке бакалавра к решению следующих профессиональных задач:
в области педагогической деятельности:
способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни;
решать педагогические задачи в рамках общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования;
осуществлять обучение и воспитание обучающихся в процессе занятий;
определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся;
обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности
в области рекреационной деятельности:
рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности;
обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям обучающихся;
способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни;
в области организационно-управленческой деятельности:
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;
организовывать работу малых коллективов исполнителей;
соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий; 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Легкая атлетика» относится к базовой части профессионального цикла, шифр дисциплины Б.3.12.2.
Для наиболее эффективного и успешного освоения дисциплины «Лёгкая атлетика» студент должен обладать знаниями по дисциплинам: История физической культуры, Теория и методика физической культур, Гимнастика. Студент должен владеть гимнастической терминологией и правилам записи физических упражнений, иметь опыт управления строем, проведения упражнений с группой, иметь понятие о технике безопасности в физкультурной и спортивной практике. 3. Требования к уровню освоения дисциплины
Дисциплина «Легкая атлетика» должна обеспечивать подготовку выпускников к реализации следующих общекультурных компетенций:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК1),
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК4),
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК5),
использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК13).
Дисциплина «Легкая атлетика» должна обеспечивать подготовку выпускников к реализации следующих профессиональных компетенций:
способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК1),
применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК2),
способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК3),
умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК4),
способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК7),
способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК24).
В результате освоения дисциплины «Легкая атлетика» бакалавр должен:
Иметь представление:
об истории развития легкой атлетики в мире, стране, регионе;
структуре, месте и значении легкой атлетики в системе физического воспитания учащихся и взрослого населения;
об основах организации мероприятий по легкой атлетике;
о разработке программ для двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы.
Знать:
технику двигательных действий в легкой атлетике;
теорию и методику обучения технике легкоатлетических упражнений;
определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;
особенности организации и проведения соревнований по легкой атлетике;
правила соревнований по легкой атлетике;
меры обеспечения безопасности жизни и здоровья людей при проведении занятий и соревнований по легкой атлетике;
факторы и причины травматизма во время проведения учебных, учебно-тренировочных рекреационных и реабилитационных занятий по легкой атлетике и пути его предупреждения;
методику развития физических качеств средствами легкой атлетики.
Уметь:
организовывать внеучебную деятельность школьников;
определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;
подбирать адекватно поставленным задачам средства и методы обучения;
правильно демонстрировать технику легкоатлетических упражнений;
измерять результаты легкоатлетических упражнений и записывать их в протокол;
организовать проведение соревнований в отдельных видах легкой атлетики;
анализировать и обобщать результаты тестирования;
владеть самоанализом и анализом уроков, уметь проводить их в усложненных условиях,
Владеть:
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды;
обучением технике легкоатлетических упражнений;
участием в соревнованиях по легкой атлетике;
составлением конспектов занятий по легкой атлетике;
контролем эффективности техники легкоатлетических упражнений;
критической оценкой и корректировкой своей профессиональной деятельности.
4. Общая трудоемкость дисциплины (4 зачетные единицы) и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины и распределение часов отражены в таблице 1
Таблица 1
Вид учебной работы
| Трудоемкость (час)
| Распределение по семестрам (час.)
|
| Всего – 144
| 4 семестр
| Аудиторные занятия
| 63
| 63
| Лекции
| 21
| 21
| Практические занятия
| 42
| 42
| Семинары
|
|
| Лабораторные работы
|
|
| Др. виды аудиторных работ
|
|
| Другие виды работ (экзамен)
|
|
| Самостоятельная работа
| 54
| 54
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Реферат
| +
| +
| Формы текущего контроля
| Тестирование
| Тестирование
| Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом.
| Экзамен, 27 час.
| Экзамен, 27 час.
|
5. Содержание программы учебной дисциплины 5.1. Содержание учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины «Легкая атлетика» отражено в таблице 2. Таблица 2
№ п\п
| Наименование раздела
дисциплины (темы)
| Аудиторные часы
| Всего
| Лекц
| Практ.
(семин.)
| В т.ч. интерак. формы обуч.
| СРС
| 1.
| Возникновение, развитие и современное состояние легкой атлетики. Классификация и терминология в легкой атлетике
| 8
| 2
|
|
| 6
| 2.
| Основы техники ходьбы, бега, прыжков, метаний
| 16
| 8
|
|
| 8
| 3.
| Методика обучения технике бега, прыжков, метаний
| 12
| 4
|
| 2
| 8
| 4.
| Методика проведения урока по легкой атлетике
| 12
| 4
|
| 2
| 8
| 5.
| Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
| 11
| 3
|
| 8
| 8
| 6.
| Обучение технике спортивной ходьбы, «гладкого», эстафетного и барьерного бега, вертикальных и горизонтальных прыжков, метания мяча, толкания ядра
| 58
|
| 42
| 2
| 16
|
| Экзамен
| 27
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 144
| 21
| 42
| 14/22,2%
| 54
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
Дисциплина «Легкая атлетика» изучается студентами посредством индивидуальной и групповой форм на теоретических и практических занятиях.
На теоретических занятиях освещаются вопросы основ техники и методики преподавания легкой атлетики в учреждениях образования различного типа, особенности судейства соревнований. При этом используются следующие инновационные формы: чтение лекций с мультимедийным сопровождением, включающим рисунки с изображением элементов техники легкоатлетических упражнений, формулы биомеханики движений, учебные видеофильмы по технике легкоатлетических упражнений.
На практических занятиях обеспечивается формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков, освоение техники основных и специально-подготовительных упражнений, воспитание физических качеств и способностей, профессиональных умений преподавателя в проведении учебной и судейской практики.
Раздел 1. Возникновение, развитие и современное состояние легкой атлетики. Классификация и терминология в легкой атлетике
Возникновение и этапы развития легкой атлетики, легкая атлетика в дореволюционной России, развитие легкой атлетики в России. Достижения отечественных спортсменов-легкоатлетов на Чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. Современный уровень спортивных результатов российских и зарубежных спортсменов. Проблемы развития легкой атлетики, на мировом уровне.
Основные термины в легкой атлетике, требования, международная терминология, её применение в практической деятельности. Классификация видов легкой атлетики.
Задачи и содержание курса легкой атлетики на факультетах физической культуры и спорта. Требования, предъявляемые к студентам.
Самостоятельная работа включает изучение студентами основной и дополнительной литературы при подготовке реферата по истории развития легкой атлетики как вида спорта.
|