Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс





Скачать 170.68 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс
Дата публикации22.01.2015
Размер170.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая химическая технология»
Доцент, кандидат технических наук

Борисов Ю.А.

Волжск

2011

МИНИСТЕРСТВО образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский Государственный Технический Университет»
Утверждаю

Декан___________________

(назв. факультета)

______________________________

(подпись, Ф.И.О. декана)

«_______» ________________20 _г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б.2.1.5. ОБЩАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

(указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)


Направление подготовки

240100.62 Химическая технология







Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

(бакалавр/магистр)

Профиль подготовки бакалавра/программа подготовки магистра

Технология химической переработки древесины







Форма обучения

Очная

(очная, очно-заочная и др.)

Выпускающая кафедра

Естественных, социально –экономических и общетехнических дисциплин




Курс___3______________

Семестр__6____________

Распределение учебного времени


Трудоемкость по учебному плану

138/4

часов/зачетных единиц

Лекции

34

часов

Лабораторные занятия

-

часов

Практические(семинарские) занятия

34

часов
Всего аудиторных занятий


68


часов

Курсовой проект

-

семестр

Курсовая работа

-

семестр

РГР, реферат, К.Р.

-

семестр

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов (без учета экз.)


34


часов

Экзамен (1 з. ед. – 0,35 часа)

1

6 семестр

Зачет

-

семестр


2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 240100.62

Программу составил:
Преподаватель Ю.А.Борисов

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина,__Естественных, социально-экономических и общетехнических дисциплин_________________________________________________________

(наименование кафедры)

______________ протокол № _____ .

(дата)

Заведующий кафедрой ____________________________________________________

(подпись) (И.О.Фамилия)
Рабочая программа согласована с факультетом, выпускающей кафедрой; соответствует действующей ООП.

Заведующий выпускающей кафедрой ___________________________________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
Председатель методической комиссии факультета, в который входит выпускающая кафедра

____________________________________________________________________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
Эксперт(ы):
_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. ,должность)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Раздел 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

.Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: - знать типовые процессы химической технологии, соответствующие аппараты и методы их расчета;

- знать основные принципы организации химического производства, его иерархической структуры, методы оценки эффективности производства;

- знать общие закономерности химических процессов;

- знать основные химические производства;

- знать основы теории процессов в химическом реакторе, методологию исследования взаимодействия процессов химических превращений и явлений переноса на всех масштабных уровнях, методику выбора реактора и расчета процесса в нем;

- знать основные реакционные процессы и реакторы химической и нефтехимической технологии;

умения: - уметь рассчитывать основные характеристики химического процесса, выбирать рациональную схему производства заданного продукта, оценивать технологическую эффективность производства;

- уметь произвести выбор реактора и технологических параметров для заданного процесса;

- уметь определить параметры наилучшей организации процесса в химическом реакторе;

владения: - владеть способами и приемами изображения основного технологического оборудования на технологических схемах;

- владеть методами механики применительно к расчетам процессов химической технологии;

- владеть методами технологических расчетов отдельных узлов и деталей химического оборудования.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)):

профессиональных

ПК – 6, владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

ПК – 7, способностью и готовностью осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции;

ПК – 12, использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума и вибрации, освещенности рабочих мест;

ПК – 13, налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств;

ПК – 14, профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования;

ПК – 15, к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования;

ПК – 25, изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

ПК – 26, разрабатывать проекты (в составе авторского коллектива);

ПК – 28, проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (в составе авторского коллектива).


Раздел 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.

Дисциплина ОХТ относится к профессиональному циклу.

Целью преподавания дисциплины является изучение основ технологии производства отрасли, а также характеристик, конструктивных особенностей и режимов работы оборудования предприятий химических производств.

Задачи изучения дисциплины, заключаются в подготовке специалиста, отвечающего профессиональным требованиям: знать основы технологии производства в отрасли; иметь представление о перспективах технологического развития отрасли; владеть: навыками профессиональной аргументации в сфере дальнейшей профессиональной деятельности, методами экономического анализа деятельности предприятия и оценки его рыночных позиций; уметь решать задачи организации производственного процесса на предприятии и проводить анализ результатов деятельности, определять тенденции развития предприятия. В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:



п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Профессиональные компетенции

1

ПК – 6

Безопасность жизнедеятельности. Физика. Химия. Электротехника.

Процессы и аппараты химической технологии. Моделирование химико-технологических процессов. Системы управления химико-технологическими процессами.

2

ПК – 7

Физика. Химия. Электротехника.

Процессы и аппараты химической технологии. Системы управления химико-технологическими процессами. Основы научных исследований. Комплексная химическая переработка древесины.

3

ПК – 12

Физика. Физическая химия. Химия. Электротехника. Информатика.

Основы научных исследований. Метрология и стандартизация. Моделирование химико-технологических процессов. Системы управления химико-технологическими процессами. Основы экономики и управления производством.

4

ПК – 13

Физика. Физическая химия. Химия. Электротехника. Информатика.

Основы научных исследований. Метрология и стандартизация. Моделирование химико-технологических процессов. Системы управления химико-технологическими процессами. Основы экономики и управления производством.

5

ПК – 14

Физика. Физическая химия. Химия. Электротехника. Информатика.

Основы научных исследований. Метрология и стандартизация. Моделирование химико-технологических процессов. Системы управления химико-технологическими процессами. Основы экономики и управления производством.

6

ПК – 15

Физика. Физическая химия. Химия. Электротехника. Информатика.

Основы научных исследований. Метрология и стандартизация. Моделирование химико-технологических процессов. Системы управления химико-технологическими процессами. Основы экономики и управления производством.

7

ПК – 25

Химия. Электротехника. Физика.

Основы научных исследований. Комплексная химическая переработка древесины. Бакалаврская работа. Учебная практика.

8

ПК – 26

Сопромат. Теоретическая механика. Основы экономики и управления производством.

Курсовые работы. Дипломная работа. Учебная практика. Производственная практика. Метрология и стандартизация.

9

ПК - 28

Физика. Химия. Автоматика. Теоретическая механика. Экономика. Сопромат. Электротехника.

Метрология и стандартизация. Курсовые работы. Учебная практика. Производственная практика. Дипломная работа.



Раздел 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) (матрица распределения компетенций по разделам и темам дисциплины)

Темы, разделы дисциплины

Количество часов

Компетенции

1

2

3

Общее количество компетенций

1

2

3

4

5

6

Раздел 1

34












Тема 1.1

4

ПК – 7

ПК – 25

-

2

Тема 1.2

6

ПК – 7

ПК – 25

-

2

Тема 1.3

4

ПК – 7

ПК – 25

-

2

Тема 1.4

2

ПК – 7

ПК – 25

-

2

Тема 1.5

2

ПК – 7

ПК – 25

-

2

Тема 1.6

4

ПК – 7

ПК – 25

-

2

Тема 1.7

2

ПК – 6

ПК – 13

ПК - 15

3

Тема 1.8

2

ПК – 26

ПК – 28

-

2

1

2

3

4

5

6

Тема 1.9

2

ПК – 26

ПК – 28

-

2

Тема 1.10

2

ПК – 7

ПК – 25

-

2

Тема 1.11

2

ПК – 15

ПК – 28

-

2

Тема 1.12

2

ПК – 14

ПК – 28

-

2


Раздел 4. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для формирования заявленных компетенций используются методологические технологии, реализующие личностно-ориентированный подход. Основными стратегическими технологиями являются лекционные процедуры, практические занятия и контрольные работы. При организации учебных занятий используются активные и интерактивные методы обучения: диалог, беседа, работа в команде. Тактическими технологиями являются : лекции(Л); проблемные лекции(ЛП); собеседование(С); практические занятия с индивидуальными заданиями(ПИ).

Раздел 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

5.1. Аннотация из Примерной ООП

Аннотация отсутствует

5.2.Учебно-тематический план изучения дисциплины



Наименование разделов дисциплины

Виды учебной работы и их трудоемкость(кол.час)

Тактические технологии

лекции

практ. занятия

лабор. работы

СРС

Всего

6 семестр

1

Общие химические технологии

34

34

-

34

102




5.3. План лекционных занятий

№№

п/п

Номер раздела дисциплины

Краткое содержание (перечень раскрываемых вопросов)

Количество

Часов

1

2

3

4




Раздел 1. Общие химические технологии







1

Тема 1.1. Технология химических производств

Понятие технологии. Цель, объем и содержание дисциплины. Литература. Задачи дисциплины и ее связь с другими дисциплинами. Место технологии среди других наук. Химико-технологический процесс и его содержание. Классификация химических реакций. Технологические критерии эффективности химико-технологического процесса. Степень превращения (конверсия), выход продукта, селективность, производительность, интенсивность. Технико-экономические показатели: расходный коэффициент по сырью и энергии, фабрично-заводская себестоимость, качество.

4

2

Тема 1.2. Термодинами-ческие расчеты в химической технологии

Термодинамические расчеты в химической технологии. Оценка возможности протекания реакции. Расчет теплового эффекта реакции. Расчет равновесного состояния. Расчет максимально достижимых степени превращения и выхода целевых продуктов. Оценка селективности процесса. Выбор оптимальных условий протекания химической реакции.

Основные начала (законы) термодинамики. Первое начало термодинамики. Теплоемкость и энтальпия. Энтальпия реакции. Энтальпия образования соединения. Энтальпия сгорания. Закон Гесса и энтальпия реакции.

Второе начало термодинамики. Энтропия. Функция Гиббса. Изменения функции Гиббса при протекании химической реакции. Константа равновесия и функция Гиббса. Термодинамическая оценка вероятности протекания реакции.


6

3

Тема 1.3. Кинетические закономернос-ти физико-химических процессов

Скорость гомогенной реакции. Кинетическое уравнение реакции. Основные принципы химической кинетики (зависимость скорости от концентрации, суммарная скорость сложной реакции и скорость лимитирующей стадии). Константа скорости. Законы скоростей реакций первого и второго порядков. Интегральные и дифференциальные уравнения законов скоростей. Полупериод реакции. Энергия активации реакции. Влияние температуры на скорость химической реакции. Способы изменения скорости химической реакции.

4

4

Тема 1.4.

Гетерогенные процессы

Общие закономерности гетерогенных процессов. Многостадийность гетерогенных процессов. Скорость химической реакции и скорость процессов переноса массы и тепла. Лимитирующая стадия гетерогенной реакции. Диффузионная и кинетическая области гетерогенного процесса. Определение области протекания гетерогенного процесса. Гетерогенный процесс в системе газ-твердое вещество. Основные стадии процесса. Скорость процесса. Лимитирующая стадия. Способы определения лимитирующей стадии. Способы интенсификации гетерогенных реакций.

2

5

Тема 1.5. Гетерогенно-каталитичес-кие процессы

Катализ и катализаторы. Технологические характеристики твердых катализаторов (активность, селективность, пористость и кристалличность, отравление и яды). Основные стадии и кинетические особенности гетерогенно-каталитических процессов в системе газообразные реагенты - твердый катализатор: внешняя и внутренняя диффузия, абсорбция на поверхности, химическая реакция, десорбция, внутренняя и внешняя диффузия.

2

6

Тема 1.6. Обратимые химические реакции (объекты и методы управления).

Скорости прямой и обратной реакции. Равновесие. Константа равновесия. Термодинамический подход к рассмотрению равновесия. Смещение равновесия. Принцип Ле Шателье. Влияние температуры и давления на положение равновесия (экзо- и эндо-термические реакции, реакции с изменением объема и с неизменным объемом). Влияние температуры на скорость обратимой реакции. Влияние температуры на степень превращения.

4

7

Тема 1.7. Химический реактор

Химический реактор – основной аппарат химического производства. Основные показатели химического реактора.

Классификация химических реакторов и режимов их работы. Классификация реакторов по фазовому составу реакционной смеси. Реакторы периодического и непрерывного действия. Реакторы идеального смешения (периодического и непрерывного действия) и вытеснения. Адиабатический, изотермический и автотермический режимы работы реактора.

2

8

Тема 1.8. Математическая модель химического реактора

Уравнение материального баланса химического реактора. Конвекционный и диффузионный перенос массы. Математические модели периодического реактора идеального смешения, проточного реактора идеального смешения в стационарном режиме, реактора идеального вытеснения.

2

9

Тема 1.9. Эффективность химического реактора

Сравнение эффективности проточных реакторов идеального смешения и идеального вытеснения. Сравнение реакторов периодического и непрерывного действия. Выбор реактора по селективности.

2

10

Тема 1.10. Уравнение теплового баланса химического реактора

Общее уравнение теплового баланса химического реактора. Уравнение теплового баланса для химических реакторов, работающих в изотермическом, адиабатическом и промежуточном тепловых режимах. Тепловая устойчивость химических реакторов в случае экзо- и эндотермических реакций. Реактор с обратимой реакцией.

2

11

Тема 1.11. Математичес-кое моделирова-ние и оптимизация химической технологии

Математическое моделирование в химической технологии. Оптимизация условий проведения процесса. Критерии оптимизации. Влияние параметров процесса на производительность и селективность. Примеры оптимизации химико-технологического процесса с использованием математических моделей (определение максимальной производительности реактора).

2

12

Тема 1.12. Сырье химической промышлен-ности

Виды сырья. Нефть и природный газ. Тенденции развития сырьевой базы. Обогащение сырья (гравитационное, электромагнитное, электростатическое, термическое, флотация, концентрирование). Обогащение газов – конденсация, испарение, абсорбция-десорбция. Комплексное использование сырья, Переработка отходов. Замена пищевого сырья.

2


5.4. План практических занятий


№№

п/п

Номер раздела дисциплины

Темы практических занятий

Количество

Часов




Раздел 1




34

1




Термохимия

6

2




Химическое равновесие

6

3




Химическая кинетика

6

4




Технико-экономические показатели химических производств.

6

5




Задачи с экономическим содержанием

6

6




Производство органических соединений

4


5.5. Лабораторных работ учебным планом не предусмотрено.
5.6. Расчетно-графических работ учебным планом не предусмотрено

5.7. Курсовых проектов (работ) учебным планом не предусмотрено

5.8. Самостоятельная работа студентов


Раздел дисциплины

№ п/п

Вид СРС

Количество часов

Виды и формы контроля

Раздел 1

1

Изучение теоретического материала.

Работа с рекомендуемыми методическими материалами.

Выполнение заданий по пройденным темам.

Работа над допущенными ошибками.

Подготовка к практическим работам. Выполнение практических работ. Выполнение контрольной работы.

34

Текущий контроль (опрос, проверка выполненных заданий по пройденным темам).Включение вопросов, выносимых на СРС, в экзаменационные билеты.

Самостоятельное решение задач на практических занятиях.


Раздел 6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы текущего контроля: устный опрос, доклад, письменная работа. Формы промежуточного контроля: экзамен.
Раздел 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная и дополнительная литература



№№

п/п


Автор


Наименование

Год

изда-

ния


Колич.

экземпляров

в библ.

на ка-федре

Основная


1.




Общая химическая технология/ Под ред. А.Г.Амелина. М.:Химия. Академкнига.410с.


1997-2007




1

2.




Общая химическая технология: в 2 кн. / Под ред. И.П.Мухленова. М.: Высшая школа. Академкнига.

1984-2002




1

3

Кутепов А.М., Бондарева Т.И., Беренгантер М.Г.

Общая химическая технология. М.: Высшая школа. Академкнига. 520 с.

1985-2002




1

ДОполнительная

1

Иванов В.Г., Кузнецова И.М., Харлампиди Х.Э., Чиркунов Э.В.

Введение в теорию химико-технологических систем: в 2 кн., Казань: Изд. КГТУ.

2001




2

7.2. Методические разработки



№№

п/п


Автор


Наименование

Год

изда-

ния


Количество

экземпляров

в библ.

на ка-федре

1

Борисов Ю.А.

Лекции по ОХТ. ВФ МарГТУ, Волжск,42с. Задания к практическим и контрольным работам. ВФ МарГТУ, Волжск,43с

Сайт: Borisov.3dn.ru

2011




3

2

Ремизов А.Б.

Термодинамические расчёты в химической технологии. Конспект лекций, КГТУ, Казань, 40 с.


1999-2001




1

3




Расчёт состава исходных и реакционных смесей. Метод. указ./КГТУ, Сост.: И.М.Кузнецова, Э.В.Чиркунов. Казань,

19 с.


1991-2001







4




Методические указания к расчёту материальных балансов химико-технологических процессов. Метод. указ./КГТУ, Сост.: И.М.Кузнецова, Т.П.Бурмистрова. Казань, 43 с.


1982-2001








7.3. Технические и электронные средства обучения, иллюстративные материалы (в т.ч. учебные фильмы), программное обеспечение, Интернет-ресурсы



№№

п/п


Автор


Наименование

Год

изда-

ния














Борисов Ю.А.


Сайт: http://web-lokal/rudn/ru

Сайт: Борисов Ю.А.

Сайт: Задачи по ОХТ

2010

2012




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconФедеральноное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 240100. 62
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины культурология федеральное...
«Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. В. В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология федеральное агентство...
«Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. В. В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю в11
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю кв2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю кв2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс история уровень основной образовательной
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю(б в7) «Архивоведение»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «марийский государственный технический университет» волжский филиал учебно методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю б2 «Психология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск