Учебно-методический комплекс по модулю кв2





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв2
страница1/12
Дата публикации27.03.2015
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1

от 10 сентября 2013 г



Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.КВ2 «Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии»

Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Кафедра русского языка
Составители: к.ф.н., доц. Давыдова О.А.
Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

(к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.)

Решение заседания

кафедры Протокол № 1

от 10 сентября 2013 г.

Рабочая учебная программа дисциплины/ модуля

«Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Филологическое образование

Квалификация: бакалавр

Составители: доц. Давыдова О.А.

Москва-2013

Цель: сформировать лексикографическую компетенцию.

Задачи: - напомнить об актуальных проблемах особого раздела современного русского языка – лексикологии;

- познакомить с наукой лексикографией (теоретической и практической);

- дать представление о многообразии словарей, познакомить с их основными типами и видами;

- сформировать потребность обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач;

- развить умение выбрать нужное лексикографическое издание с учетом его типа и жанра;

- сформировать умение работать со словарями разных типов, извлекать из него необходимую информацию о слове.

Объем в ЗЕ: _______4_________________________________

Время изучения: курс_____4_______семестр_______8_________/ (год набора 2013)

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Современный русский язык, Основы языкознания

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Современный русский язык, Стилистика речи, Функциональная стилистика; Язык писателя

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческая

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02

- Владеет основными понятиями и терминами филологической науки.

- Имеет представление о современных проблемах и перспективах развития филологии.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Задача Ф06ПедБ10/23

Знание и выбор лексикографических источников с учетом целей и задач лингвистического описания
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование активных методов обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой заданий, опрос, классификация, ранжирование

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02


Тема 1

Истоки и традиции русской лексикографии


Конспекты, презентации


Опрос, тест с заданиями на исключение лишнего


Структурирование проблемы


Рабочая тетрадь


Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02

Тема 2

Типология словарей русского языка


Конспекты, презентации


Опрос, тест на соответствие


Структурирование проблемы


Рабочая тетрадь


Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02



Тема 3

Толковые словари. Строение словарной статьи

Словарная статья как достижение лексикологии

Словари иностранных слов и новых слов

Конспекты, презентации

Опрос, тесты индификации

анализ различных типов данных

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02


Тема 4

Актуальные проблемы семасиологии в словарях лексической парадигматик

Конспекты, презентации

Опрос, тест на соответствие


Конспектирование,

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02


Тема 5 Узкое и широкое понимание фразеологии. Объем фразеологических словарях

Конспекты, презентации

Опрос, тест на соответствие


Конспектирование,

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02


Тема 6

Стремительное изменение русской лексики.

Этимологические, диалектные словари и словари нелитературной лексики

Конспекты, презентации

Опрос, тест на соответствие


Структурирование проблемы, слуховой анализ


Рабочая тетрадь

Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02


Тема 7

Терминологические. Учебные.

Конспекты, презентации

Опрос, тест на исключение лишнего

Структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02я

Тема 8

Словари языка писателей

Конспекты, презентации

Опрос, тест на соответствие

Конспектирование, структурирование проблемы


Рабочая тетрадь

Устный и письменный

ПК ПедБ-10-М01

ПК ПедБ-10-М02я

Тема 9

Словари в ресурсе Интернета.


Конспекты, презентации

Опрос, тест на соответствие


Реферат

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

2. ОБЪЕМ МОДУЛЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Очная форма обучения

Год набора 2013

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа







Лекции

14

37

8

Практические/семинарские

20

37

8

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








8

Общий объем часов по дисциплине

34

74

108



3. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ/ ДИСЦИПЛИНЫ

Краткое содержание курса

1.Истоки и традиции русской лексикографии. От глоссов (объяснения значений отдельных – трудных для понимания- слов), через азбуковники и лексиконы к словаря. Важнейшие словари ХIХ века: «Словарь Академии Российской» (СПб,1789-1794); «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, академические словари начала ХХ века.

2. Типология словарей русского языка. Классификация словарей Л.В.Щербы. Другие типологии: В.В.Морковкина, П.Н.Денисова, В.Г.Гака и др.).

3. Лингвистические и энциклопедические словари. Отличие словников и способов представления материала. Важнейшие из общих энциклопедий, частные энциклопедические словари.

4.Толковые словари – важнейший тип лингвистических словарей. Главные толковые словари ХХ века. Академические толковые словари и словари для массового читателя. Нормативные толковые словари и словари-тезаурусы.

5.Строение словарной статьи в толковых словарях разных типов.

6.Словари иностранных слов и иностранные слова в толковых словарях разных типов.

7. Словари новых слов и значений и словари устаревших слов. Словари редких слов.

8.Семасиологическая структура русского языка в словарях синонимов, антонимов, омонимов и др.

9.Словари паронимов, словари трудностей русского языка, орфоэпические словари и орфографические словари как источники повышения культуры речи.

10.Фразеологические словари, словари крылатых слов и выражений как средство фиксации русской идиоматики.

11.Этимологические и исторические словари - словари, отражающие появление и жизнь слова в языке.

12.Диалектные словари – словари, отражающие богатство русского национального языка.

13.Словари субстандартной лексики. Их многообразие.

14.Словари языка писателей. Место «Словаря языка Михаила Шолохова» среди немногочисленных словарей языка писателей.

15. Учебные словари. Их виды и предназначение.

16. Терминологические словари. Словари лингвистических терминов.

17. Словари в ресурсе Интернета.
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по каждой форме обучения)

Очная форма обучения

Год набора 2013

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Истоки и традиции русской лексикографии.

2 ч










4 ч

2.

Типология словарей русского языка

2 ч

4 ч







4 ч

3.

Толковые словари. Строение словарной статьи Словари иностранных слов и новых слов

2 ч

4 ч







12ч

4.

Словари лексической парадигматики Фразеологические словари

2 ч

2 ч







12 ч

5.

Этимологические, диалектные, нелитературной лексики

2 ч









12 ч

6.

Тема 6

Терминологические. Учебные.




4 ч







12 ч

7.

Словари языка писателей

2 ч

2 ч







8 ч

8.

Словари в ресурсе Интернета

2 ч

2 ч







8 ч

всего: 14 20 72

3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

Очная форма обучения

Год набора 2013

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Истоки и традиции русской лексикографии.

Истоки и традиции русской лексикографии. От глоссов (объяснения значений отдельных –трудных для понимания - слов), через азбуковники и лексиконы к словаря. Важнейшие словари ХIХ века: «Словарь Академии Российской» (СПб,1789-1794); «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, академические словари начала ХХ века.


Лекция 1.

Важнейшие словари ХIХ века: «Словарь Академии Российской» (СПб,1789-1794); «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, академические словари начала ХХ века.





2.

Типология словарей

Типология словарей русского языка. Классификация словарей Л.В.Щербы. Другие типологии: В.В.Морковкина, П.Н.Денисова, В.Г.Гака и др.).

Лингвистические и энциклопедические словари. Отличие словников и способов представления материала. Важнейшие из общих энциклопедий, частные энциклопедические словари.


Лекция 2. Типология словарей.

Занятие 1.Типология словарей.
Занятие 2. Лингвистические и энциклопедические словари

3.

Толковые словари Строение словарной статьи в толковых словарях разных типов.


Толковые словари – важнейший тип лингвистических словарей. Главные толковые словари ХХ века. Академические толковые словари и словари для массового читателя. Нормативные толковые словари и словари-тезаурусы.


Лекция 3. Толковые словари – важнейший тип лингвистических словарей

Занятие 3-4. Строение словарной статьи в толковых словарях разных типов.


4


Семасиологические словари


Актуальные проблема семасиологии и их отражение в словарях синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и др.

Фразеологические словари, словари крылатых слов и выражений как средство фиксации русской идиоматики

Лекция 4. Семасиологические словари разных видов и типов.

Занятие 5 Словари синонимов, антонимов, омонимов и др

5


Фразеолоческие словари


Лекция 5.

Узкое и широкое понимание фразеологии и го отражение в словниках фразеологических словарей

Занятие 6. Фразеологические словари, словари крылатых слов и выражений как средство фиксации русской идиоматики.

6.

Терминологические. словари. Учебные. словари

Учебные словари. Их виды и предназначение.

Терминологические словари. Словари лингвистических терминов.


Лекция 6. Учебные словари. Их виды и предназначение.

Терминологические словари. Словари лингвистических

Занятие 6-7. Учебные словари. Их виды и предназначение.

Терминологические словари. Словари лингвистических

6.

7.

8.

Этимологические, диалектные, нелитературной лексики

Этимологические и исторические словари - словари, отражающие появление и жизнь слова в языке.

Диалектные словари – словари, отражающие богатство русского национального языка.


Лекция 6. Этимологические и исторические словари - словари, отражающие появление и жизнь слова в языке.

Диалектные словари – словари, отражающие богатство русского национального языка.


Занятие 8. Этимологические и исторические словари - словари, отражающие появление и жизнь слова в языке.

Диалектные словари – словари, отражающие богатство русского национального языка.


Словари языка писателей

Словари языка писателей. Место «Словаря языка Михаила Шолохова» среди немногочисленных словарей языка писателей.


Лекция 7 Словари языка писателей. Место «Словаря языка Михаила Шолохова» среди немногочисленных словарей языка писателей.

.

Занятие 9 Словари языка писателей. Место «Словаря языка Михаила Шолохова» среди немногочисленных словарей языка писателей.


Словари в ресурсе Интернета

Словари в ресурсе Интернета




Занятие 10 Словари в ресурсе Интернета



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Лексикография, лексикология, слово, лексико-семантический вариант, словарная статья, номинация, грамматические пометы, стилевые пометы, эмоционально-экспрессивные пометы, этимологическая справка, иллюстративный материал, толковые словари, норма, вариант.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения

Год набора 2013

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование. Профиль филологический

1. Истоки и традиции русской лексикографии.

6

2







4




2. Типология словарей

10

2

4




4

февраль

3. Толковые словари Строение словарной статьи в толковых словарях разных типов.


18

2

4




12

февраль

4. Словари лексической парадигматики Фразеологические словари

16

2

2




12

март

5. Терминологические. словари. Учебные. словари

16

2

2




12


март

6. Этимологические, диалектные, нелитературной лексики

18

2

4




12

апрель

7 Словари языка писателей

12

2

2




8

апрель

8. Словари в ресурсе Интернета

12




2




8

май



ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Года набора 2013

направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе




февраль

март

апрель

май

Педгическое образование. Профиль филологическое образование

1. Истоки и традиции русской лексикографии.

реферат

*










2. Типология словарей

доклад

*










3. Толковые словари Строение словарной статьи в толковых словарях разных типов.

эссе




*







4. Словари лексической парадигматики Фразеологические словари

реферат




*







5. Терминологические. словари. Учебные. словари

эссе







*




6. Этимологические, диалектные, нелитературной лексики

реферат










*


4. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1.Словари неологизмов

2. Словари иностранных слов

3.Словари синонимов

4.Словари антонимов

5.Словари омонимов

6.Словари паронимов

7.Фразеологическе словари

8.Словари крылатых слов, пословиц и поговорок

9.Идеографические словари

10.Ассоциативные словари

11.Грамматические словари

12.Словари сочетаемости

13.Словари эпитетов

14.Словообразовательные словари

15.Словари трудностей русского языка

16.Словари редких и устаревших слов

17.Этимологические словари

18.Исторические словари

19.Диалектные словари

20.Словари субстандартной лексики

21.Антропонимические словари

22.Топонимические словари

23.Лингвострановедческие словари

24.Лингвокультурологические словари

25. Словари в Интернете
5. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

Не предусмотрено

6. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Не предусмотрено

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

Рекомендуемая литература.

Основная:

Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Шеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч.: Ч 1/ Под ред. Е.И.Дибровой. 4 изд., перераб. М., 2011 (и последующие издания). Базовый учебник.

Леденева В.В. Лексикография современного русского языка. Практикум: учебн. пособ. М.: Высшая школа, 2008.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: Пособие для вузов. М., 2010

Шимчук Э.Г.Русская лексикография: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ,2003.

Дополнительная:

1. Русский язык: Энциклопедия /Под ред. Ф.П.Филина. М.,1979 ( и последующие издания)

2.Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В.Н.Ярцевой. М.,1990 (и последующие издания)

3.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. /Глав. ред. М.Д.Аксенова. М.,1998

4.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов, М.,1984.

5.Энциклопедический словарь юного лингвиста /Сост. М.В.Панов. 2-е изд., перераб и доп.М.,2006.

6.Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты /Под ред. А.П.Сковородникова.М.,2005.

7. Словарь Академии Российской . СПб,1789-1794.

8.Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный. СПб., 1806-1822.

9.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1863-1866 (и последующие издания)

10.Толковый словарь русского языка: В 4 ./ Под ред. Д.Н.Ушакова. М., 1935-1940 (и последующие издания).

11.Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.; Л.,1950-1965.

12.Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М.,1957-1961 и последующие издании.

13.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1949 и последующие издания.

14.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1993 и последующие издания.

15.Большой толковый словарь русского языка /Под ред. С.А.Кузнецова. СПб, 2002.

16.Большой академический словарь русского языка /Гл ред. К.С. Горбачевич. М.; СПб, 2002

17.Фразеологический словарь русского языка /Под ре. А.И.Молоткова.М.,1967 и последующие издания

18. Федоров А.И.Фразеологический словарь русского литературного языка: в 2 т. Новосибирск, 1997 и последующие издания

19. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник.СПб,1998.

20.Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка.М.,2000.

21.Ашукин И.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам А.Н.Островского (реп.).М.,1993.

22. Бельчиков Ю.А., Панюшева Ю.А.Словарь паронимов современного русского языка.М.,1994.

23. .Большой толковый словарь донского казачества. М.,2003.

24. Грачев М.А., Мокиенко В.М. Историко-этимологический словарь воровского жаргона. СПб,2000.

25. Дубягина О.П., Смирнов Г.Ф. Современный русский жаргон уголовного мира: Словарь-справочник. М.,2001.

26. Елистратов В.С.Словарь языка Василия Шукшина. М.,2001.

27. Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона. М.,1999.

27. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов их произведений русской литературы ХVIII –ХIХ веков. Оренбург,1998.

28. Квеселевич Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. М.,2003.

29. Квятковский А.П.Поэтический словарь. М.,1966.

30. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы ХIХ –ХХ вв.. Вып. 1: «Птицы». М.,2000.

31.Колесников Н.П., Корнилов Е.А. Поле русской брани. Словарь бранных слов и выражений в русской литературе (от Н.С.Баркова и А.С.Пушкина до наших дней). Ростов-на-Дону,1996.

32.Коровушкин В.П. Словарь русского военного жаргона. Екатеринбург, 2000.

33. Коурова О.И. Словарь традиционно-поэтической лексики и фразеологии пушкинской эпохи. Шадринск,2001.

34. Макаров В.И., Матвеева Н.П. Русская художественная литература: лексические трудности. М.,1998.

35. Миртов А.В.Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов-на-Дону,1929.

36.Михельсон М.И.Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии: в 2 т.М.,1994.

37. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. СПб.,2000.

38.Никитина Т.Г.Молодежный сленг. Толковый словарь. М.,2003.

39.Павлович Н.В.Словарь поэтических образов. Т.1-2.М.,1999.

40.Перцова Н.Н.Словарь неологизмов Велемира Хлебникова.Wien-Moscau,1995.

41.Ремчуков В.Н.Толковый казачий словарь. Волгоград,2007.

42.Рогожникова Р.П., Карская Т.С.Школьный словарь устаревших слов русского языка. М.,1996.

43.Русское культурологическое пространство: Лингвокультурологический словарь: Вып.1 /И.С.Брилева и др. М.,2004.

44. Словарь автобиографической трилогии М.Горького /Ред. Л.Ковтун и др. Вып. 1-6. Л.,1974-1990.

45.Словарь поэтического языка Марины Цветаевой /Рук. О.Г.Ревзина. М.,1996 –

46.Словарь языка Достоевского /Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М., 2001 –

47.Словарь языка Михаила Шолохова. М.,2005.

48. Словарь языка Пушкина. Т.I-IV /Отв. Ред. В.В.Виноградов. М.,1956 -1961. Изд.2-е, доп. /Отв. Ред. В.А.Плотникова. М.,2000.

49.Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. М.,1999.

50.Сомов В.П.Словарь редких и забытых слов. М.,1996.

51.Ткаченко П.И. Кубанский говор. Краснодар,2008.

52.Фасмер М.Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.,1964-1973 (и последующие издания)

53.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т.М.,1993.

54.Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга (сленговые слова и выражения 50-90-х годов). М.,1997.

Электронные ресурсы

Портал «Русский язык» (http// gramota.ru)

На нем доступны словари:

Русский орфографический словарь. Российской академии наук/ Отв. ред. В.В.Лопатин

Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имен.М.:ЭНАС,2001.

Агеенко Ф.Л Русское словесное ударение. Словарь имен собственных. М.:ЭНАС,2001.

Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русский словари, 1999.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.

Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М.: Русские словари,2000.

Елистратов В.С. Словарь русского арго.

Портал Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (http// w.w/w/feb-web.ru)

На нем доступны словари:

Словарь русского языка: В 4 томах/Под ред. А.П.Евгеньевой. М.: Русский язык, 1999.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. Энцикл.,1966.

Портал «Русское слово» (http// ropval.ru)

Энциклопедия Кирилла и Мефодия (http//mega.rm.ru)

Википедия (http//wikipedia)

  1. Методическое обеспечение модуля

1. Методические рекомендации для преподавателей
При обучении по направлению «филологическое образование» дисциплина «Лексикография» изучается на первом курсе и находится в тесной связи с курсом «Лексикология современного русского языка», дополняет его, расширяет знания студентов в области устройства лексического и фразеологического уровня языка, в области норм литературного словоупотребления.

Тот факт, что лексикография изучается на первом курсе, необходимо учитывать при выборе содержания, средств и методов обучения. Во-первых, необходимо выявить имеющиеся у студентов представления и знания о лексической стороне речи, выявить вместе с ними тот круг вопросов, который входит в изучение лексики в школе. Во-вторых, для облегчения усвоения абстрактного научного материала нужно излагать новый научный материал системно, с учетом имеющихся знаний. Необходимо все время показывать на реальных примерах реальной речи изучаемые теоретические явления. Лучше заранее обрисовать перспективу всего курса как в плане теоретических тем, так и плане требований к знаниям и умениям на зачетах и экзаменах. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями тренировочного и творческого характера, элементами лабораторных работ. Выполнение практических заданий вырабатывает у студентов навыки записи звучащей речи, практического анализа звуковой оболочки языка. Изложение дополняется иллюстрациями в виде таблиц и схем, помогающих лучшему усвоению курса. В связи с балльной оценкой знаний необходимо представить данную систему оценивания и предупредить о строгом следовании ей во время всего обучения.

Курс призван сформировать у студентов полное представление об особенностях лексического уровня языка: его единицах и законах их функционирования. Данная дисциплина является понятийной и методологической базой для последующего изучения дисциплин, входящих в программу подготовки бакалавра, таких, как история русского языка, все другие разделы курса «Современный русский язык», культура речи и др. Кроме теоретических знаний и практических навыков, лексикография русского языка способствует решению методической задачи: формирование лингвистического мышления студента-филолога. Особая роль курса обусловлена своеобразием лексического уровня языка - логичностью и строгостью.

По проведению аудиторных занятий

При проведении аудиторных занятий необходимо активизировать внимание студентов на базовых понятиях курса.

По подготовке к практическим занятиям

В начале каждого занятия целесообразно систематически проводить повтор теоретического материала (в форме вопросов к аудитории, в форме небольшого проверочного теста и др.), что активизирует домашнюю подготовку, закрепляет знания, позволяет системно сопоставлять материал разных тем.

Необходимо вводить задания, требующие творческого подхода к решению, поиска способа решения. Для таких заданий имеет смысл заранее продумать систему наводящих (но не подсказывающих) вопросов.

Важной составляющей практического занятия является подготовка к нему, выполнение заданных упражнений и заданий творческого характера. Все выполненные домашние работы собираются преподавателем, проверяются и фиксируются.

Каждый блок тем заканчивается аудиторной контрольной работой или тестом. В конце семестров предлагается домашняя контрольная работа по разделу, изучаемому в семестре, ее тщательное выполнение и положительная оценка служат допуском к экзамену.

По индивидуальному консультированию:

Индивидуальное консультирование проводится по сложным темам курса, обычно при подготовке к промежуточному и итоговому контролю, т.е. аудиторным и ректорским контрольным работам.

  1. по выполнению контрольных работ:

Аудиторные контрольные работы предлагаются на индивидуальных карточках для более успешного выявления степени освоения материала каждым студентом. Предварительно предлагается самостоятельная работа дома, затем самостоятельная работа в аудитории с использованием справочного материала, и только на третьем этапе предлагается контрольное выполнение заданий.

2) по выполнению домашних заданий:

Все выполненные домашние работы собираются преподавателем, проверяются и фиксируются

2. Методические рекомендации для студентов

Основной формой работы студента является восприятие материала на лекции, изучение рекомендованной литературы, подготовка к практическим занятиям. При изучении данного курса важно понимать, что он основывается на курсе «Фонетика современного русского литературного языка». Необходимо с особой тщательностью подходить к изучению каждого раздела в курсе фонетики, каждой учебной темы и в случае необходимости обязательно обращаться за консультацией к преподавателю.

На первом этапе подготовки к тем или иным заданиям рекомендуется изучить вопросы лекционного материала.

На втором этапе подготовки самостоятельных заданий требуются умения применять теоретические сведения в практике комментирования и интерпретации языковых процессов в связи с историей народа, используя образцы практических заданий подготовленнных преподавателем и отработанных на аудиторных занятиях.

Практические занятия

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что в начале каждого занятия проходит систематическое повторение основных теоретических положений. Поэтому необходимо готовить не только текущий материал, но и повторять пройденное. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При подготовке домашнего задания необходимо

воспроизвести по памяти определения, правила, законы, формулировки основных положений.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Консультации

За консультацией следует обращаться и при недопонимании теоретического материала, и при спорных вариантах решения тех или иных вопросов и заданий, и при подготовке к практическим занятиям.

Подготовка к экзамену

Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Не следует думать, что 3-4 дня достаточно для успешной подготовки к зачету. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

В период подготовки к зачету нужно систематизировать уже имеющиеся знания. При подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
III

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв2
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв2
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю кв2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю кв2 «Корпоративная социальная...
Составитель: кандидат юридических наук Крайнов В. И., доцент кафедры государственного управления, административного и муниципального...
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю в11
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю в1 «Методы логопедической коррекции и нейрореабилитации»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 8 Эффективная коммуникация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю «Основы речевой культуры дефектолога»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии»
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по профессиональному модулю пм. 05 Приготовление блюд
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области
Учебно-методический комплекс по модулю кв2 iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Заикание») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск