Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского





Скачать 254.82 Kb.
НазваниеПроблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского
страница1/3
Дата публикации03.07.2015
Размер254.82 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
РЯБОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРОБЛЕМЫ КОМИЧЕСКОГО И ТРАГИЧЕСКОГО

В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Специальность 10.01.01 – русская литература




АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Тверь – 2008

Работа выполнена на кафедре русской литературы

и методики её преподавания

ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»
Научный руководитель: доктор филологических наук

профессор В. В. Ильин
Официальные оппоненты: доктор филологических наук

профессор В. А. Редькин

кандидат филологических наук

доцент Т. Н. Хриптулова
Ведущая организация: Ивановский государственный

университет

Защита состоится « 9 » октября 2008 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета по филологическим наукам Д 212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170 002, Тверь, пр. Чайковского, д. 70, корп. 4, ауд. 48.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки Тверского государственного университета по адресу: Тверь, ул. Володарского, д. 44а.

Автореферат разослан « 7 » сентября 2008 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор С. Ю. Николаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертационная работа посвящена исследованию одной из проблем поэтики творчества А. Т. Твардовского, эксплицируемой в диалектическом единстве эстетических категорий комического и трагического.

Актуальность работы обусловлена необходимостью углубления и расширения представлений об особенностях поэтики творчества А. Т. Твардовского в рамках проблемы соотношения комического и трагического. Из-за невнимания к эстетической природе его творчества выпали из поля зрения исследователей некоторые ранние произведения, написанные в 1925-1935 годах: первые прозаические опыты, отдельные лирические произведения, поэмы «Путь к социализму», «Вступление», «Мужичок горбатый». Между тем, именно в этот период происходило становление категорий комического и трагического в творчестве поэта. В свете этого вопроса также большой интерес представляет недостаточно исследованная сатирическая поэма «Тёркин на том свете», заключающая в себе трагические коннотации.

Избранный аспект детерминировал необходимость формирования чёткого представления о диалектике комического и трагического, об основных формах и способах взаимодействия этих категорий.

В истории литературы и эстетики можно обнаружить различные толкования диалектики комического и трагического. Проанализировав их, мы выделили в нашей работе две основные формы, в которых она может проявляться:

1. Сатира. Природа сатиры двойственна: «по форме своей она комична, так как пользуется всеми эффектами комического искусства, по содержанию же она трагична, так как этим содержанием будут страшные и неразрешимые противоречия и конфликты человеческого общества»1.

В сатирических произведениях, при явной доминанте комического, трагическое остается в той или иной степени скрытым, завуалированным. Но комическое и трагическое могут открыто переплетаться в одном произведении, так, что их невозможно разделить. В этом случае полярные элементы перерастают в новое качество – трагикомическое.

2. «Трагикомический эффект». Его достижение предполагает, что «писатель видит и отражает одни и те же явления действительности одновременно в комическом и трагическом освещении, причем, ни комическое, ни трагическое не умаляют, а чаще усиливают друг друга»2. Обозначим основные признаки «трагикомического эффекта»:

1) Наличие трагикомического героя, который обычно зависит от обстоятельств, часто выступает в роли жертвы событий и судьбы.

2) Внутренняя нерешенность конфликта, открытый финал произведения.

3) Наличие трагической иронии: «свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает именно там, где он пытается преодолеть её или уйти от неё»3.

Проблематика работы связана с выявлением в раннем творчестве А. Т. Твардовского произведений, в которых элементы комического и трагического диалектически связаны, и рассмотрением эволюции обозначенных элементов на примере поэмы «Тёркин на том свете».

Предмет исследования: поэтика творчества А. Т. Твардовского с точки зрения функционирования комического и трагического в диалектическом единстве.

Материалом исследования стало раннее творчество А. Т. Твардовского (произведения 1920-х – 1930-х годов, опубликованные в «Собрании сочинений» в 6 томах, в книге «Из ранних стихотворений», составленной М. И. Твардовской, а также в газетах и журналах 1920-х – 1930-х годов), поэма «Тёркин на том свете», «Рабочие тетради», в которых нашла отражение редакторская и общественная деятельность поэта.

Цель исследования – рассмотреть становление и динамику развития литературной деятельности А. Т. Твардовского, исследовать её под углом диалектики комического и трагического как особенности поэтики его произведений.

Цель определяет конкретные задачи:

1) охарактеризовать процесс становления комического и трагического в их диалектическом единстве в раннем творчестве А. Т. Твардовского;

2) определить, как функционируют данные категории в конкретных текстах;

3) выделить и охарактеризовать основные формы и способы диалектики рассматриваемых нами эстетических категорий в динамике развития творчества поэта;

4) выявить качественные характеристики природы смеха А. Т. Твардовского, порождаемого взаимодействием комического и трагического;

5) проследить эволюцию некоторых тем и образов в творчестве А. Т. Твардовского.

Теоретико-методологическая база диссертации обладает многоуровневой структурой. Целью и задачами работы обусловлено комплексное использование разработанных литературоведением методов исследования: культурно-исторического и формального. Для решения поставленных задач в качестве теоретической опоры привлечены труды по истории и теории литературы М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа, А. С. Бушмина, а также работы по эстетике В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Ю. Б. Борева, В. П. Шестакова, Т. Г. Свербиловой и др. В работе используется комплексный подход к творчеству А. Т. Твардовского, включающий в себя элементы сравнительно-сопоставительного, историко-типологического, системного, текстологического и генетического анализа.

Научная новизна работы состоит в том, что творчество А. Т. Твардовского впервые рассматривается под углом зрения диалектики комического и трагического, что способствует уточнению и углублению существующих представлений о его эстетической природе. В ходе исследования открывается недостаточно изученная до сих пор сторона творчества поэта, связанная с трагикомическим мироощущением.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии диалектики трагического и комического применительно к творчеству А. Т. Твардовского. В результате системного анализа форм и способов взаимодействия этих категорий формируется более чёткое представление о сатире и трагикомическом как особой эстетической категории.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при чтении лекций по истории русской литературы XX века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по изучению творчества А. Т. Твардовского, а также при преподавании регионального компонента в школьной практике (литература Смоленщины).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление категорий комического и трагического в творчестве А. Т. Твардовского происходило параллельно со становлением его как писателя. Диалектика обозначенных эстетических категорий в раннем творчестве принимает форму сатиры. Истоки сатиры А. Т. Твардовского своими корнями уходят в его журналистскую деятельность, на основе которой формируется поэтическое творчество.

2. Ранее творчество сыграло важную роль в становлении А. Т. Твардовского как писателя: отдельные мотивы, образы, темы, поднимаемые в лирике и прозе 1925 – 1935 годов, получили дальнейшее развитие в поэмах «Страна Муравия» и «Тёркин на том свете».

3. Переплетение ярких элементов комического и трагического в ранних поэмах А. Т. Твардовского способствует возникновению категории трагикомического. При этом трагические элементы постепенно нарастают: от поэм «Путь к социализму», «Вступление», в которых доминирует категория комического, поэмы «Мужичок горбатый», в большей степени насыщенной драматизмом, до «Страны Муравии», где обнаруживаются основные признаки «трагикомического эффекта». Композиция поэмы, а также её отдельные эпизоды свидетельствуют о том, что она испытала на себе влияние поэтики карнавального фольклора, однако возникновение драматических и трагических мотивов способствует отступлению от ее основных правил.

4. В сатирической поэме А. Т. Твардовского «Тёркин на том свете» трагизм комического находит отражение, в первую очередь, в фигуре главного героя: в поэме очевидна некоторая деформация общеизвестного образа солдата-весельчака Тёркина, которого автор наделяет трагическими чертами. Автор, используя распространенные сатирические приёмы (сатирическая фантастика, гипербола, гротеск, абсурд и алогизм, карикатура), а также психологический анализ, создаёт оригинальное пространство – «тот свет», представляющий собой метафору тоталитарных систем XX века.

5. Авторский смех, возникающий на пересечении комического и трагического, претерпевает заметную эволюцию: сатирический смех, «растворённый горечью», – юмористический, иронический, карнавальный смех, заглушаемый трагическими нотами, – грозный сатирический смех, явившийся основным средством борьбы с недостатками бюрократической системы.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях, включая статью в рекомендованном ВАК РФ журнале «Русская речь». По материалам диссертации сделано 9 докладов на научных конференциях разного уровня: на ежегодных аспирантских научных конференциях кафедры русской литературы и методики ее преподавания в 2006, 2007 гг.; на ежегодных конференциях, посвященных Дням славянской письменности и культуры СмолГУ (2006, 2007, 2008); на международной конференции «Язык. Текст. Культура» (2006); на ежегодных конференциях «Твардовские чтения» (2005, 2006, 2007).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников текстов и литературы.

Основная часть диссертации изложена на 194 страницах, 26 страниц занимает список источников и литературы (345 наименований).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении поставлена проблема, обоснована актуальность и научная новизна исследования, даётся краткий анализ взглядов на теорию вопроса, а также обозначается теоретическая база исследования, указываются его цели, задачи и методы, определяется теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В Главе 1 «У истоков сатиры А. Т. Твардовского» рассматриваются сатирические произведения и яркие сатирические элементы отдельных несатирических произведений в раннем творчестве поэта. Параграфы в главе дифференцированы по жанровому принципу: 1-ый параграф посвящен прозаическим произведениям публицистических жанров; во 2-ом определяются темы и мотивы сатирической лирики А. Т. Твардовского; в 3-ем – рассматривается развитие сатирической линии в ранних повестях («Дневник председателя колхоза», «Наброски неудавшейся повести»). Такая структура главы помогает проследить постепенную эволюцию сатиры А. Т. Твардовского, а также показать взаимосвязь и взаимозависимость отдельных жанров в его творчестве.

§ 1. «Сатирические опыты селькора А. Твардовского».

Анализ творчества юного селькора А. Твардовского позволил выделить следующие отличительные черты сатиры этого периода.

1) Тематика его сатирических корреспонденций не выходит за пределы традиционных проблем, поднимаемых в печати в 1920-30-е годы: самогоноварение, пьянство («Урожай кричит: кар-раул!.. По-прежнему “загоняют” его на самогон»), халатность и недостатки местных властей («Наконец-то! Построили школу», «Комсомольцы разбудили сельсовет», «Три комиссии – и ни одна не работает», «Предательский мост», «“На бурого вали”… А если “бурый” вывезти не может…», «Лебедь тащит в облака, а щука в воду…», серия «судебных очерков» под общим заголовком «Кардымовщина», «Заброшенный музей»), взяточничество («Где нельзя пройти, там ползут»).

2) На наш взгляд, первый шаг начинающего писателя в области сатиры – меткие и ёмкие названия статей 1926 года. Они представляют собой своего рода сжатые сатирические зарисовки, в которых большую смысловую нагрузку несут вычитываемые из контекста импликатуры дискурса: «Наконец-то! Построили школу», «Комсомольцы разбудили сельсовет», «“На бурого вали”… А если “бурый” вывезти не может…», «Лебедь тащит в облака, а щука в воду…».

3) Композиция каждой заметки трёхчастна: вначале сообщается о конкретном факте, событии; затем пересказываются подробности случившегося, сопровождающиеся размышлениями, комментариями автора; в заключении делается краткий вывод, представляющий собой авторскую оценку в форме похвалы или осуждения, совета или предупреждения.

4) В корреспонденциях и очерках 1928 – 1934 годов, написанных в свойственной А. Т. Твардовскому насмешливо-иронической манере, более ощутимо сатирическое звучание, чем в заметках 1926 – 1927 годов. По жанру некоторые из них приближаются к фельетону с характерными для него художественными приёмами и чёткой структурой.

Среди собственно сатирических приёмов, характерных для этого периода, можно отметить использование прямых авторских комментариев, обобщенных выводов, сатирических характеристик, реже применяется речевая самохарактеристика образа.

§ 2. «Темы и мотивы сатирической лирики А.Т. Твардовского 1925-1934 годов».

В реферируемой работе сатирические стихотворения А. Т. Твардовского классифицированы с точки зрения тематики с учётом специфики авторского смеха, характер которого обусловлен соотношением комического и трагического в произведении.

По тематике сатирические стихотворения поэта в диссертационном исследовании делятся на две группы:

1. Стихотворения на деревенские темы: самогоноварение, пьянство («Самогонщику», «Хозяин»); вырубка лесов («Сказка не про белого бычка»); кулачество, коллективизация («В дороге», «Враг», «Борода», «Хлебный запах», «Случай в кино», «Гостеприимство»).

2. Стихотворения на городские темы: мещанство («Честность», «Варенье», «Яблоки», «Лето в коммуне», «Сидят и смотрят», «Друг мой вовремя уехал»); бюрократизм («Зима», «Гибель канцеляриста», «Телеграфист», «Доклад», «Юбилей», «Новый работник»).

В зависимости от корреляции комического и трагического эти же стихотворения подразделяются на три группы:

1. Стихотворения на «жгучую тему деревни» («В дороге», «Враг», «Борода», «Хлебный запах», «Случай в кино»), на тему мещанства («Честность», «Варенье», «Яблоки», «Лето в коммуне», «Сидят и смотрят», «Друг мой вовремя уехал»), бюрократизма («Зима»), в которых аккумулируются сатирические элементы, а их драматическая составляющая редуцируется. Создавая сатирические образы кулаков, горожан, представителей власти, автор симультанно использует все смеховые оттенки: от весёлой насмешки до едкого сарказма и самые разнообразные виды комического. Среди средств сатирической типизации можно отметить сатирический портрет, речевую самохарактеристику образа, пародирование, заострение одной главной черты образа.

2. Стихотворения, в которых появляется мотив бюрократического обезличивания человека («Гибель канцеляриста» («Красивый почерк»), «Телеграфист», «Доклад», «Юбилей», «Новый работник»). Сатирическое осмеяние в них осуществляется посредством «иронического восхваления». Основным средством раскрытия характера персонажа является психологизм. Сквозь авторскую насмешку и иронию проступает осознание глубокой жизненной драмы героев. В связи с этим сатирический смех приобретает трагикомический оттенок и сопровождается горьким чувством сожаления по поводу того, что люди, неплохие по своим задаткам, стремясь сделать карьеру, теряют при этом лучшие человеческие качества. В отдельных стихотворениях драматический конфликт приобретает трагическое разрешение («Красивый почерк»).

3. Стихотворения «Самогонщику», «Хозяин», «Гостеприимство», «Сказка не про белого бычка», где драматическое и трагическое содержание сатиры выступает синсемично и наиболее открыто, элиминируя её комическую форму. Здесь звучит так называемый «смех сквозь слёзы», порожденный как сочувствием своим героям, так и осознанием трудноискоренимости их пороков.

Таким образом, сатирическая линия, появившаяся в лирике А. Т. Твардовского в результате длительных «поисков себя», не стала случайным ответвлением в его творчестве. Исследованные прецедентные тексты, многие из которых в художественном отношении далеки от совершенства, демонстрируют процесс становления его как сатирика.

§ 3. «Сатирический смех и «смех сквозь слёзы» в ранних повестях А. Т. Твардовского («Дневник председателя колхоза», «Наброски неудавшейся повести»)».

С 1930 года А. Т. Твардовский обращается к эпическому жанру. «Дневник председателя колхоза» представляет для нас интерес с точки зрения развития сатирической линии его творчестве. В центре нашего внимания образ счетовода Ерофеева. Несмотря на то, что он не похож на традиционные сатирические образы-маски, образы-карикатуры, его с полным правом можно квалифицировать как сатирический. Для его создания автор применяет те же средства сатирической типизации, которые он использовал ранее в стихотворениях, публицистических статьях и очерках, однако, он совершенствует их, осложняя новыми приемами. Например, в психологическом анализе более заметную и существенную роль начинает играть детализация: героя характеризует теперь не только его речь, но и жесты, мимика.

Если в «Дневнике председателя колхоза» звучит собственно сатирический смех, то в «Набросках неудавшейся повести» он приобретает трагический оттенок, что позволяет говорить о зарождении категории трагикомического, которая получит дальнейшее развитие в поэмах «Путь к социализму», «Вступление», «Мужичок горбатый», «Страна Муравия». Кроме того, в незаконченной повести возникают мотивы, которые А. Т. Твардовский параллельно развивал в этих поэмах, а образ одного из её центральных персонажей – Юрочки явился одним из первых подступов к созданию трагикомического образа Никиты Моргунка.

Если образ Ерофеева, создан согласно традиции как образ «классового врага», то образ Юрочки более реалистичен. Автор демонстрирует постепенную эволюцию его характера: в начале повести Юрочка показан как комичный, жалкий персонаж (описание портрета, поведения и отдельных черт его характера сопровождается авторским смехом), ближе к концу автор наделяет его трагическими чертами. А. Т. Твардовский, понимая сложность ситуации, в которую попал крестьянин-середняк, не осуждает его, а скорее сочувствует ему, поэтому по мере развития событий «грустный» смех исчезает. Таким образом, оформленный в комическом ключе, образ Юрочки внутренне трагичен.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconТрогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского
Охватывает широкий диапазон чувственных состояний героя, от трогательно-трагического до трогательно-умилительного и от трогательно-комического...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconОтдел общего обслуживания читателей Гуманитарный центр чтения
Книги о жизни и творчестве А. С. Пушкина приобретенные Смоленской областной универсальной библиотекой им. А. Т. Твардовского в 2007-2008...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconТрадиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов
Дон Кихот, Гамлет, король Лир); поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в " Ромео и Джульетте")...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconУрок русского языка (развитие речи) и литературы (6 класс) Тема:...
Цель: в ходе совместной аналитической работы помочь обучающимся найти основные приемы создания комического эффекта, чтобы на их основе...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твардовского; познакомиться с общественной деятельностью писателя; увидеть постоянный и мучительный путь Твардовского к правде; проследить...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconАлександра Трифоновича Твардовского посвящается…
По всей России почитатели таланта Александра Трифоновича Твардовского 21 июня 2010 года отметят 100 лет со дня рождения великого...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconОсмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной...
Целью настоящего реферата является исследование того, как на страницах произведений Твардовского и Симонова воплощается великий подвиг...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconБиблиографический указатель издан с идейно-воспитательной целью для...
Родины и за рубежом. Твардовский всем сердцем болел за завтрашний день, за судьбу молодежи. Произведения А. Т. Твардовского глубоко...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconОтчет перед населением Смоленск 2007 Смоленская областная универсальная...
С 51 Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского – 2006 : отчет перед населением / Смол обл универс б-ка...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оценка проблемы гуманизма в творчестве Достоевского на основании работ Л. Шестова и И. Поповича
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconУрок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина»
Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне»
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconА. Т. Твардовского «Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии»...
Б-59 Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии: Сборник материалов «круглого стола» по проблемам чтения / Смоленская...
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconЯсенецкого Министерство Здравоохранения России Фармацевтический колледж...
Контекст и подтекст как основные категории художественного комического текста
Проблемы комического и трагического в творчестве а. Т. Твардовского iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск