Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 289.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации12.04.2014
Размер289.08 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Культура > Диплом
  1   2   3


ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

Ф.М. Достоевский и гуманизм.

(Оценка проблемы гуманизма в творчестве Достоевского на основании работ Л. Шестова и И. Поповича)

Автор: ученица 10 класса «Б»

Ковалева Анастасия

Руководитель: к.ф.н. Гутлин М.Н.
Москва
2013


Cодержание

Введение......................................................................................................................3

Глава I.

§1. Биография Льва Шествова. ..................................................................................6

§2. Лев Шестов о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. ………………….….8

§3. Влияние творчества Ф.М. Достоевского на Л. Шестова..................................14

Глава II.

§1. Биография Иустина Поповича...........................................................................15

§2. Иустин о творчестве Ф.М. Достоевского. Влияние Достоевского.................17

§3. Лев Шестов и Иустин Попович об эволюции взглядов Достоевского на гуманизм.....................................................................................................................21

Заключение...............................................................................................................23

Список используемой литературы.......................................................................25

Введение.
Ф.М. Достоевский - такой писатель, у которого вечные проблемы человеческого духа нашли очень широкое, глубокое и всестороннее исследование. Жизнь и творчество Достоевского интересовали литературоведов и философов. Его произведения вызывали полемику среди разнообразной публики. Достоевский получил всемирное признание как великий писатель - гуманист. Однако гуманистом в традиционном смысле этого слова он не был. Традиционное понимание гуманизма — это не просто синоним милосердия и человеколюбия. Это прежде всего философская установка антропоцентризма. В которой человек объявляется высшей ценностью мироздания, то есть фактически ставится на место христианского бога. Это установка предполагает «все во имя человека, все на благо человека»1. Фактически означающая оправдание любых средств для благоденствия людей.

В своей дипломной работе я поставила цель оценить соотношение творчества Достоевского с современным пониманием гуманизма. Для этого необходимо выявить понимание Достоевским гуманизма. Это понимание впоследствии прояснялось и развивалось многочисленными религиозными философами. В своей работе я обращаюсь к сочинениям русского философа-экзистенциалиста Льва Шестова и сочинениям сербского богослова Иустина Поповича.

Задачами данного исследования являются:

  • во-первых, исследовать понимание гуманизма в творчестве Достоевского Львом Шестовым на основе его работы «Достоевский и Ницше»

  • во-вторых, исследовать понимание Достоевским гуманизма Иустином Поповичем на основе его работы «Достоевский о Европе и славянстве»

  • в-третьих показать черты эволюции в пониманием Достоевским гуманизма в рассмотрении Шестовым и Иустином

  • в-четвертых, сравнить аспекты и специфику такого понимания Достоевским гуманизма, выявить общие черты и отличия в подходах Льва Шестова и Иустина

Гуманизм понимается самим Достоевским и этими мыслителями непросто как синоним милосердия или человеколюбия, а , прежде всего, как философская установка антропоцентризма, в которой человек объявляется творцом и хозяином жизни и преподносится как высшая ценность, то есть ставится на место христианского Бога и тем самым приобретает зловещие черты Антихриста. Главная установка Достоевского есть именно любовь к человеку как носителю образа Божия, образа искореженного грехом, но все же ищущего восстановления, стремящегося к спасению. Это не антропоцентричный гуманизм, то есть это не идея высшей и последней ценности человека. Это – христоцентричное человеколюбие, то есть отношение к человеку целиком определено отношением ко Христу как к богочеловеку. Именно он есть абсолютный критерий милосердия и человеколюбия. Отдельный человек по Достоевскому не может быть законодателем в области нравственности, в определении добра и зла.

Актуальность всего творческого наследия Достоевского сегодня очевидна и неоспорима. В то же время это творчество является объектом ожесточенной идейной полемики.

Проблемы, поставленные Достоевским вечны и предельно обнажены. В наше время вновь во всей остроте стоит вопрос о ценности человеческой личности и самой жизни. Очень важно отметить, что это подвергают сомнению современные гуманисты, оказывающие всякое сопротивление злу и насилию призывами к милосердию для убийц. Достоевский современен как никогда, но необходима глубокая философская оценка его наследия, чтобы оно послужило острейшим оружием в борьбе с капитуляцией перед силами зла. С разных позиций Лев Шестов и Иустин Попович рассматривают творчество Достоевского, при этом их объединяется кровная любовь к писателю, преклонение пред его творениями, при чем оба открыто провозглашают себя его учениками. Однако особенно интересно выявить специфику их подходов, поскольку оба мыслителя принадлежат к разным философским и религиозным направлениям.

Глава I
§1. Биография Льва Шествова.
Лев Исаакович Шестов является одним из величайших философов-экзистенциалистов. Родился 31 января 1866 года в Киеве, в семье богатого фабриканта Исаака Моисеевича Шварцмана. Обучался в Московском университете сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете. Диссертация, посвящённая рабочему вопросу, была отвергнута цензурой.


Несколько лет Шестов жил в Киеве, где работал в деле отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 г. Шестов тяжело заболел нервным расстройством, а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно ещё будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В Риме Шестов женился в 1896 г. на православной девушке Анне Елеазаровне Березовской. Поскольку отец Шестова был ортодоксальным иудеем, мыслитель был вынужден долгие годы хранить этот брак в тайне, большую часть времени проводя за границей. В 1898 г. в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей — Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал с его журналом «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова — «Апофеоз беспочвенности». В ней он высказал идею абсурдности человеческого существования и приоритета свободы человеческой личности над общественными нормами.

Льва Шестова можно назвать сознательным противником рационализма, абстрактного гуманизма и глубоко религиозным экзистенциальным философом, но при этом вряд ли христианского типа. Скорее Шестов стоит на позициях иудейского монотеизма в той его интерпретации, которая подчеркивает особый трагизма бытия. Фактически Шестов не верует во Христа как Спасителя и все его надежды связаны с иррациональным вмешательством Бога в бытие, который по своей воле изменит мир, избавит его от зла и всяческих прикрытий этого зла. Поэтому Шестову очень близки подпольные образы Достоевского, они соответствуют его беспредельному отчаянию в иррациональном восприятии мира во всей его бессмысленности.  Традиционной философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре которой — абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению — откровение, которое даруется всемогущим Богом.

Февральская революция особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. В 1920 г. Лев Шестов с семьёй покинул Советскую Россию и обосновался во Франции, где и жил до своей смерти. Теперь предметом его философского интереса стало творчество Мартина Лютера и средневековых немецких мистиков, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также своего современника Эдмунда Гуссерля. Шестов входил в элиту западной мысли того времени: общался с Эдмундом Гуссерлем, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, читал в Сорбонне лекции.

19 ноября 1938 г. Лев Шестов скончался в Париже, в клинике на улице Буало.

§ 2. Лев Шестов о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского.

Раннее творчество Ф.М .Достоевского говорит о нем, как о писателе-гуманисте, увидевшем во всяком униженном и оскорбленном человеке брата своего. Первые произведения Достоевского получили лестные отзывы критиков радикально-демократических взглядов. Сострадание обездоленным, беспрекословное служение добру, самоотверженная борьба за свободу – такова была гуманность в понимании В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова, молодого Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича и многих других критиков и писателей того времени.

Насколько трудным и тяжелым оказалось для Достоевского перерождение его прежнего гуманистического мировоззрения, показывает нам в своей работе «Достоевский и Ницше» Лев Шестов. В этой работе Шестов проделывает доскональный анализ творчества Достоевского, сохранивший свою весомость для русской литературной критики по сей день. Лев Шестов делит все творчество Ф.М. Достоевского на два периода: первый начинается романом «Бедные люди», второй - «Записками из подполья». Шестов обращает свое и наше внимание не столько на содержании новых идей Достоевского, сколько на сам процесс перерождения убеждений писателя, скрытой и мучительной эволюции его взглядов. Такой эволюции во многом послужила ссылка в Сибирь, в которую был отправлен Достоевский, и из которой он вынес чувство свободы и желание забыть те ужасы, которые ему пришлось вынести; ему нет дела до тех, кто остался на каторге и кому еще суждено там оказаться.

Однако арест и ссылка не могут считаться единственными причинами отказа писателя от революционных путей преображения реальности. Суть изменений, произошедших с Достоевским, находится в экзистенциальной плоскости. И с этой точки зрения писатель оказал огромное влияние на содержание гуманистического идеала самого Шестова. Ведь неслучайно философ так досконально исследует мировоззрение Достоевского и все его изменения в малейших нюансах. Совсем незадолго до крушения своих старых идеалов Достоевский предпринял все попытки, чтоб сохранить свою «старую веру», горячо прославляя западничество и реализм. Шестов полностью понимает, отчего писатель так держался за свои прежние идеалы: «Достоевский, как и всякий человек, не хотел себе трагедии и избегал ее всячески… Он все сделал, чтоб забыть каторгу – но каторга не забыла его. Он всей душой хотел примириться с жизнью, но жизнь не захотела мириться с ним…это сказывается во всем, что он писал в первые годы по выходе из каторги. Из своего нового опыта он вынес лишь сознание, что есть на земле великие ужасы и глубочайшие трагедии и что от этих ужасов нужно спасаться всякому, кто может.»2

Однако, не смотря на это стремление, в душе Достоевского тайно просыпается «нечто стихийное, безобразное и страшное с чем совладать ему было не по силам»3: на его обозрение открывается истина подполья, ужаснувшая писателя до такой степени, что забыть её уже было невозможно никогда. Эта истина вовсе не успокаивала, а наоборот, предназначена была лишь для того, чтоб обидеть, насмеяться над человеком. Она явно убеждала, что успокаивающие идеи - безобразная ложь, что «вечным истинам» ни в коем случае нельзя верить, что самые низменные и отвратительные человеческие побуждения могут надевать на себя прекрасные и соблазнительные формы. Достоевский понял, что годами он считал как святую истину, выдумки мудрецов, необходимые для их же утешения. Именно с этого момента начинается коренной переворот в творчестве Достоевского. Его произведения обретают иных героев и иные сюжеты, здесь начинается его «подполье».

«Записки из подполья», написанные в 1864 году, представляют собой рассказ-отречение Достоевского от своего прошлого, в котором он был убежден сам и убеждал других, что высшая цель существования — служение и сочувствие человеку. До этого он считал себя человеком, предназначенным для великого дела, теперь же он почувствовал, что он такой же, как и любой другой смертный человек и ему нет дела до того, какие события происходят в мире, какие идеи появляются. Подпольный герой борется за личную свободу. Достоевский вдруг понял, что всю своею жизнь он лгал, но больше он не в силах сдерживать в себе эту ложь и решил явиться пред людьми со своими новыми мыслями. В «Записках из подполья» он сознается: «Не могу больше притворяться, не могу жить в этой лжи идей, а другой правды нет у меня; будь, что будет»4. Гуманистическое мировоззрение Достоевского осталось в прошлом, он больше не считает человека высшей ценностью. Он не может больше выступать в качестве судьи человека. Он обнаруживает, что есть только один судья – Бог, он воспринимается как человечность.

Писатель осознал, что задача человека не обливаться слезами над Макаром Девушкиным и мечтать о таком будущем, когда всё устроится хорошо, а принять действительность со всеми ее ужасами. Шестов, назвавший творчество Достоевского «философией трагедии»: «Достоевский собирал все имевшиеся в его распоряжении средства, чтоб вновь с неведомой силой ударить по сердцу читателя, но на этот раз уже не затем, чтобы читатель стал добрее и великодушно согласился по воскресеньям и в праздничные дни называть последнего человека своим братом. Теперь задача другая. Теперь нужно вырвать от науки признание, что благополучное устройство большинства, будущее счастье человечества, прогресс, идеи и т. д., словом, все то, чем до сих пор оправдывались гибель и позор отдельных людей - не может разрешить главного вопроса жизни».5

Есть еще один эпизод жизни писателя, который явился толчком к иному пониманию жизни. На Достоевского повлиял случившийся с ним эпилептический припадок. В припадке он лицезрел ад. Он осознал, что ад там, где нет Бога, т.е. в его сердце. Достоевский понимает, что человек - источник зла, зло в его сердце. Достоевский теперь не сочувствует человеку, он заставляет его страдать, чтобы, он пройдя через страдания, он познал себя. Писатель спускается со своими героями в ад и заставляет себя и их страдать. Поэтому, если до 1864 года, Христос воспринимался Достоевским, как учитель, то теперь он для него - единственный спаситель. Атеизм и безбожие воспринимаются Достоевским как уклон от истины.

На мой взгляд, с этого момента гуманизм предстал перед писателем как некая нравственная ценность, христианское человеколюбие, без которого невозможен мир. Любой человек – это грешник, полный пороков и, по мнению Достоевского, от социального зла единственным спасением для человека является христианская этика и писатель, как своеобразный гуманист, думает не о народе в целом, а об отдельном человеке. Гуманизм является не благодушием, а болью. Герой Достоев­ского будет уважать свою добропорядочность до тех пор, пока не увидит свою совесть в зеркале.

Мучительную духовную борьбу, исповедальные моноло­ги, обнажающие душу человека никак нельзя назвать привычным для «традиционного» гуманизма. Для Достоевского самым главным было вывести область подсознания с ее неясными эмоциями и инстинктами, в мир жизнен­ных деяний.

Достоевский является противником, так называемого гуманизма, который хочет завоевать себе право на существование в обществе исключительно благодаря своей полезности и выгодности. Например, такая позиция выражена в главе "Маловерная дама" романа «Братья Карамазовы». Госпожа Хохлакова признается старцу Зосиме в порыве откровения: «Я так люблю человечество, что мечтаю иногда бросить все, что имею и идти в сестры милосердия…Никакие раны, никакие гнойные язвы не могли бы меня испугать. Я бы перевязывала и обмывала собственными руками, я была бы сиделкой у этих страдальцев, я готова целовать эти язвы...  Но долго ли бы я могла выжить в такой жизни? И если больной, язвы которого ты обмываешь, не ответит тебе тотчас же благодарностью, а напротив станет тебя же мучить капризами, не ценя и не замечая твоего человеколюбивого служения - что тогда? Продолжится твоя любовь или нет? И вот - представьте, я с содроганием это уже решила: если есть что-нибудь, что могло бы расхолодить мою "деятельную" любовь к человечеству тотчас же, то это единственно неблагодарность. Одним словом, я работница за плату, я требую тотчас же платы, то есть похвалы себе и платы за любовь любовью. Иначе я никого не способна любить!»6 Таким образом, вопрос о помощи упирается в плату каждый раз, как только человек готов сделать над собой усилия и придать любви какую-либо конкретную форму. В образе госпожи Хохлаковой пародируется традиционный гуманизм, в котором сам человек объявляет себя законодателем добра и зла. Родион Раскольников есть подобный законодатель, решающий по своему разумению кому позволено жить, а кому нет. Иван Карамазов также является подобным законодателем.

Христианское человеколюбие же, по мнению Достоевского бескорыстно, потому что христианин "даже враждебен к идее о вознаграждении, о гонораре, он понимает ее как бессмыслицу и просит вознаграждения только от любви к дающему или потому только, что чувствует, что после этого еще сильнее будет любить дающего..."7 Любимые герои Достоевского как князь Мышкин, Соня Мармеладова или старец Зосима не выступают в роли законодателей а принимают христовы установки того что есть добро, а что есть зло. Поэтому они противостоят традиционным гуманистическим идеалам.

Таким образом, поднимая образ человека в литературе до философии человека, Достоевский думает об отдельной личности, не пытаясь ее «обобщить» и не рассматривая это как отвлеченное понятие. Конечно, в жизни люди говорят и ведут себя несколько иначе, чем в романах Достоевского. Но наедине с собой каждый человек ведет себя именно так. И этот мир тайных переживаний писатель выводит в свет как подлинную реальность. Создается ощущение, что общаются души людей, спор и мука происходит внутри человека и из этой муки есть только один выход – абсолютная вера в Бога, а отсюда понимание христианского человеколюбия, в котором законодателем является богочеловек Христос, как противоположного традиционному гуманизму.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск