Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры»





Скачать 310.46 Kb.
НазваниеРеферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры»
страница1/3
Дата публикации07.07.2015
Размер310.46 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3


Образовательное учреждение профсоюзов

высшего образования

«Академия труда и социальных отношений»
Кафедра философии и политологии

РЕФЕРАТ

Для сдачи кандидатского экзамена

по истории и философии науки

на тему: «Эволюция корпоративной культуры»

Выполнила: аспирант

Ишмуратова Людмила Робертовна

Проверила: д.э.н., профессор

Псарева Надежда Юрьевна

Москва 2015

Оглавление
Введение…………………………………………………………………….......3

    1. Эволюция появления корпоративной культуры…………………………..7

    2. Понятие и основные типы корпоративной культуры……………………..8

    3. Функции и основные элементы корпоративной культуры……………….11

    4. Нормы организационной культуры………………………………………..13

    5. Сравнительная классификация подходов корпоративной культуры…….15

Заключение……………………………………………..…………………….....22

Список использованной литературы……………..……………………...…26

Введение

Феномен корпоративной культуры является результатом взаимовлияния и взаимодействия феноменов культуры и корпорации - организации. Культура - это ядро концепций многих наук. Сам термин «культура» (cultura) - латинского происхождения и первоначально означал возделывание, обрабатывание. Понятие «культура» прочно вошло в лексикон социологов, психологов, публицистов, политиков, экономистов, в обыденную речь широких слоев населения в XIX и особенно XX веке.

В современной литературе существует множество феноменов корпоративной культуры, зачастую она трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами. Корпоративная культура, по Эдгару Шейну, – это «ряд базовых предположений, которые данная группа создала, открыла и выразила с целью соотнесения их с проблемами внешней среды адаптации и внутренней интеграции».1

Следует отметить, что, несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований корпоративной культуры, им присущ общий недостаток, выражающийся в замене сущности понятия феноменологическим изображением самого явления. Большая часть исследователей феномена корпоративной культуры определяют ее как некоторую «совокупность», «набор» или «комплекс» разнообразных (заведомо неполных) элементов. Выяснить причину возникновения и пути преодоления этого недостатка представляется возможным посредством обращения к истории возникновения и развития терминообразующего понятия «культура» и исследования существующих философских подходов к его определению. Эта задача кажется особенно важной в свете утверждения о том, что термин «корпоративная культура» есть ограниченный вариант термина «культура» и, следовательно, современные тенденции в определении термина «корпоративная культура» неразрывно связаны с аналогичными тенденциями в определении «культуры», движущимися по пути поиска сущностного понятия данного термина. Первоначально смысл идеи, воплощенной в понятии «культура», не имел ясного характера. В просветительских взглядах на культуру он обрисовался лишь в самом общем виде. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии.

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры: аксиологический, опирающийся на духовную культуру, и антропологический, рассматривающий материальную культуру.

В настоящее время антропологический и аксиологический подходы к определению культуры сосуществуют. Нередко ими пользуются, не сознавая различия, и подчас трудно разобрать, когда речь идёт о культуре в широком, антропологическом смысле, а когда – в узком, аксиологическом. Оба эти подхода, очевидно, стали основой для современных разработок концепции корпоративной культуры в узком и широком смысле, при этом восприимчивость понятия корпоративной культуры ко всем особенностям данных подходов и стала причиной замены сущности понятия феноменологическим описанием самого явления.

Корпоративная культура, как и другие феномены в области менеджмента, тесно связано с социальными привычками и традициями, социальной психологией, специфическими для каждой нации культурными особенностями и мотивацией персонала.

Любое эффективное научное исследование процессов управления возможно только при наличии достаточно разработанных философско-методологических основаниях исследовательской области. В полной мере это относится и к изучению особенностей корпоративной культуры в современных российских условиях.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ корпоративной культуры потребовал обращения к источникам, затрагивающим целый спектр исследовательских направлений.

Особое значение для данного исследования имели труды, специально посвященные корпоративной культуре. В работах Т.Дила и А.Кеннеди, Дж.П.Коттера и Дж.Л.Хескетта, К.Камерона и Р.Куинна, Е.Х.Шейна и др. были предложены разнообразные модели корпоративной культуры, выделены и проанализированы ее структурные элементы, разработаны классификации корпоративных культур. Существенное внимание в них уделено путям формирования и динамике данного социального явления.2

В отечественных исследованиях - Э.А. и А.Э.Капитоновых, Т.Н.Персиковой, В.А.Спивака, А.Г.Клещева, А.И.Кравченко и И.О.Тюриной, A.А. и К.А.Радугиных, Б.А.Чуба и Р.С.Курчакова - подробно рассмотрены вопросы о структуре и функциях корпоративной культуры, исследованы такие ее элементы, как ценности и убеждения, традиции и нормы, культура организации труда и культура управления, культура коммуникаций и духовная культура. Существенное внимание в ряде из этих работ уделено также вопросу о роли основателей организации в создании корпоративной культуры и алгоритмам ее формирования.3

Целью исследования является изучение теоретико-методологических основ развития корпоративной культуры с использованием основных подходов в философии.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю появления корпоративной культуры;

  • проанализировать существующие подходы к понятию корпоративной культуры;

  • изучить функции и основные элементы корпоративной культуры;

  • выявить нормы организационной культуры.

Объектом исследования является феномен корпоративной культуры.

Предметом исследования является развитие и совершенствование корпоративной культуры, факторы ее формирования.


1.Эволюция появления корпоративной культуры.

Исследования в области корпоративной культуры имеют довольно длительную историю. Профессор Корнелльского университета (США) Харрисон Трайс склонен считать первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте работу группы американских учёных во главе с Э. Мэйо в начале 30-х годов при проведении известного Хоуторнского эксперимента в копании Western Electric в Чикаго. Этот эксперимент проводился в 4 этапа в течение пяти лет (1927-1932 гг.) и имел целью выяснение влияния на производительность труда отобранных для исследования работников компании самых разных факторов.

Выводы Мэйо о необходимости «осмысленной жизни для индивидуума» в компании, развития «чувства групповой сопричастности» на основе общих групповых ценностей явились своеобразным толчком для дальнейших попыток изучения потребностей и поведения работников с точки зрения культуры их организации.

В 50-е годы известный американский социолог М. Далтон провёл исследования в десятках крупных и средних фирм США и Канады на предмет изучения естественного возникновения культур и субкультур, исходя из разных потребностей работников, и обобщил результаты своих исследований в книге «Человек, который управляет».

В 1969 г. в США вышла книга, написанная группой исследователей из Корнелльского университета во главе с Х. Трайсом и посвященная различным производственным традициям и обрядам.

В 1982 г. увидела свет ставшая популярной книга экспертов Бостонской консультационной группы Дила и Кеннеди “Корпоративные культуры”. Только в период с марта 1983 г. по октябрь 1984 г. в Канаде и Европе были проведены пять значительных конференций по проблемам организационной культуры, организационного фольклора и символизма.

Позже появились две объёмные, ориентированные на достаточно узкий круг специалистов, книги Э. Шайна и В. Сате, полностью посвящённые проблематике организационной культуры. Затем в этой области увидели свет и другие многочисленные работы (книги, научные доклады и др.). В результате такого “бума” интереса к корпоративной культуре в академических программах многих западных университетов стали появляться новые учебные курсы, непосредственно или косвенно с ней связанные. Различные аспекты культуры компании стали включаться в магистерские и докторские диссертации.

Понятие корпоративной культуры активно исследуется и в наши дни представителями различных направлений.А. Занковским организационная культура рассматривается в как обобщенные идеологические и философские представления, ценности, убеждения, верования, ожидания и нормы, которые способны связать организацию в единое целое и которые разделяют все ее члены. Э. Брауном, была поддержана идея А. Занковского о ценностях, он видел определение корпоративной культуры как совокупность убеждений работников, их убеждения, ценности, а также готовые алгоритмы решения проблем, которые проявляются в поведении и конечных итогах работы членов организации.

2. Понятие и основные типы корпоративной культуры

Корпоративная культура сегодня исследуется на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология.

Так, например, по мнению М. Армстронга, корпоративная культура является совокупностью убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников организации. Они могут не быть четко выражены, но они определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы.4

Э. Шейн определяет организационную (корпоративную) культуру, как паттерн (схема, модель, рамки) коллективных базовых представлений, обретаемых групповой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.5

Подобная точка зрения близка А.О. Блинову и О.В. Василевской, рассматривающих корпоративную культуру как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного общения.6

Р.Л. Кричевский утверждает, что термин «корпоративная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установление стандарта качества выпускаемого продукта и т.д.7

В.А. Спивак видит в культуре корпорации очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное, и духовное в поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам.8

Из представленных выше определений можно сделать вывод, что основы корпоративной культуры, будь то ценности, нормы поведения, принятый корпоративный кодекс, стандарты поведения или внешнего вида обязательно должны приниматься большинством членов организации, использоваться в процессе профессиональной деятельности и быть обязательным элементом, а не просто декларируемым.

Одной из ключевых фигур в процессе формирования корпоративной культуры, конечно, является руководящий состав, поскольку в корпоративной культуре, как правило, воплощаются ценности и методы управления лидеров. От их знаний, квалификации, опыта зависят действенность управленческого труда и конечные результаты производства. От уровня подготовки управленческих кадров зависит уровень культуры производства и управления, которой зависит экономическое и социальное развитие.

Корпоративная культура определяет, какое поведение является ценным для организации, а какое нет. Это не обязательно диктуется регламентами или должностными инструкциями.

Таким образом, корпоративная культура современного общества представляет собой сложное многогранное социокультурное явление, основанное на общих ценностях, профессионализме, самовыражении и саморазвитии, творчестве, «соучастии» личности в деятельности современной корпорации и общества, определяющее смысл существования организации, ее отношения к сотрудникам и обществу. Корпоративная культура представляет собой не только оригинальную смесь ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, характерных для конкретной организации, но и среду обитания и самоосуществления фирмы, присущей ей стиль отношений и поведения в обществе.

При анализе корпоративной культуры следует выделить три основных момента:

  • базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведение и действия; они редко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, общества и т.д.) и регулирующих ее переменных (природа, время, работа, характер отношений и т.д.);

  • ценности, которые может придерживаться человек; ценности определяют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; принятая ценность позволяет человеку понять, как он должен действовать в конкретной ситуации;

  • «символика», посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации, - специальные документы, в которых детально описаны ценностные ориентации, легенды и мифы.

Выделяют два аспекта корпоративной культуры: объективный и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемым в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем пространства, удобства и пр.). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее «духовной части» (герои организации, мифы, истории, обряды и ритуалы и пр.). Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.

Существует множество подходов к определению различных компонентов, характеризующих ту или иную конкретную организационную культуру: 9

  • особенности ценностей и норм;

  • осознание себя и своего места в организации;

  • коммуникационная система и язык общения;

  • внешний вид, одежда;

  • осознание фактора времени, отношение к нему, его использование;

  • характер взаимоотношений между людьми;

  • вера, оптимистичное отношение к жизни;

  • процесс развития работников, их обучение и переобучение;

  • трудовая этика и мотивация;

  • привычки и традиции в области.

Важным аспектом корпоративной культуры является ее разделение на ряд частных культур. В одной организации может быть много субкультур (уровней, подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных и других групп). Корпоративная культура должна носить интегративный характер, то есть каждым работником организации должна обнаруживаться причастность к тем или иным ее элементам.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...

Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по «Истории и философии экономической науки»

Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
В основу написания научного реферата положены базовые законы, принципы, и категории философии и диалектики: «переход от количественного...
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Правовое регулирование охраны труда в императорской России
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconПо истории соответствующей отрасли науки
Порядок подготовки и требования к оформлению реферата для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРасписание сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки

Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconТребования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат
Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов...
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconТемы рефератов по истории психологии для сдачи кандидатского экзамена...
Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Фромма и других исследователей
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconТемы рефератов по истории экономических учений для сдачи кандидатского...
Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы политической экономии
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconТемы рефератов для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии...
Реферат сдать на кафедру общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconТемы рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена...
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Все эти процессы смогут давать большую прибыль лишь в том случае, если каждый работник будет знать свои функции и выполнять их на...
Реферат Для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «Эволюция корпоративной культуры» iconИнструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки
Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск