Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош»





Скачать 167.11 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош»
Дата публикации11.08.2015
Размер167.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа




2.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана для обучения в 9 классе МБОУ

« Покровская ООШ» на основе программы элективного курса «Культура речи» по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. Москва. Мнемозина.2009 год. Автор Львова С.И.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М.,Дрофа, 2010.

Цели курса:

-Содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию через овладение навыками успешной коммуникации.

- Воспитание сознательного отношения к языку как средству устного общения в различных сферах человеческой деятельности.

- Развитие коммуникативных способностей детей: умение понимать и анализировать как собственную речь, так и речь собеседника.

- Овладение навыками знания речевой коммуникации (речевой ситуацией).

- Способствовать росту речевой культуры школьников.

Задачи курса.

- Углубить и расширить знания учащихся о культуре речевого общения.

- Дать знания о нормах современного русского литературного языка, о качествах речевого мастерства.

- Формирование умений анализа и оценки устной речевой ситуации в соответствии с нормами, задачами и условиями речевого общения.

- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике через овладение речевой культурой.

- Развитие умения использовать жесты и мимику при устном речевом общении.

- Углубление практических навыков при работе со справочной лингвистической литературой.

3. Общая характеристика учебного курса

Культура речи- лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.

Элективный курс «Культура речи» поможет учащимся развить те речевые способности, которыми обладает или может иметь каждый из них, научит точнее и правильнее передавать свои мысли и лучше понимать собеседника, обобщить и закрепить важнейшие умения, которые должны быть сформированы у учеников. Занятия на курсе направлены на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника.Обучение культуре устной речи включает уроки по технике орфоэпии, которые учат говорить чисто, правильно, интонационно выразительно. Уроки речевого этикета помогут целенаправленно использовать речевые этикетные формулы, умело вести себя в различных ситуациях общения. Занятия об использовании неречевых средств общения (жесты и мимика) могут оказать помощь для более точной передачи смысла высказывания. Отдельное внимание уделено созданию на уроках обстановке диалогового и монологового общения. Предлагаются различные варианты речевых ситуаций повседневной жизни. В ходе творческого поиска наилучшего разрешения проблемных ситуаций учащиеся высказывают свои мнения, становясь при этом активными участниками диалога и приобретая практические навыки речевого общения. Таким образом, элективный курс «Культура речи » имеет ярко выраженную практическую направленность, связанную с устной речевой практикой, и вызван жизненной необходимостью. Данный курс рассчитан на 68 часов, предназначен для учащихся 8 -9 классов.

4. Место учебного курса в учебном плане

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы данного курса, определен учебным планом МБОУ « Покровской ООШ» Рабочая программа рассчитана на 34 часа учебного времени в 9 классе, из расчета 1 час в неделю.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса «Культура речи» ученик:

Должен знать:

- содержание курса, цели и задачи его изучения;

- отдельные нормы устного литературного языка, смысл понятий : речь устная, монолог - диалог, сфера и ситуации речевого общения;

- основные стилистические признаки речевой ситуации;

- нормы речевого этикета;

- лингвистические пособия и справочники.

Уметь:

- определять тему, основную мысль общения;

- различать и умело использовать стилистическую окраску речи;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, выражая свое отношение к фактам и явлениям действительности;

- соблюдать в практике устного речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- умело использовать жесты и мимику как средство внеязыкового общения;

- свободно пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;

- использовать приобретенные знания на практике для развития личной речевой культуры и общения в различных сферах деятельности;

- создать проект по тематике данного курса.

Эффективно использовать:

- речевую ситуацию, отбирая фактический и языковой материал для собственной речи;

- теоретические материалы и вопросы проблемного характера;

- самостоятельные сообщения как результат наблюдений.

6. Содержание программы учебного курса

9 класс (34ч)

Нормативный аспект культуры речи (27 ч)

Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологичес­кие) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний сог­ласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особен­ности произношения иноязычных слов, а также русских имён и от­честв. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответ­ствии с его лексическим значением — важное условие речевого об­щения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг (кру­той, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласо­вания, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Норма­тивное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное пост­роение предложений с обособленными членами, а также сложно­подчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интона­ции в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция инто­нации в речевом общении.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препина­ния при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этический аспект культуры речи (7 ч )

Речевой этикет как совокупность правил речевого обще­ния. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стере­отипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дис­танционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, теле­факс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением пра­вил речевого этикета.

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

7.Календарно - тематическое планирование


№ п\п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

План.

Дата

факт

Примечание




Нормативный аспект культуры речи.

27










1-2

Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.


2







Беседа. Создание проблемной

ситуации


3

Роль орфоэпии в устном общении.

1







Выступления обучающихся с

докладами.


4

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний сог­ласных.

1







Практикум: работа с текстом

5

Произношение некоторых грамматических форм. Особен­ности произношения иноязычных слов, а также русских имён и от­честв.

1





Практикум: работа с текстом


6

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения

1





Практикум.

Работа со словарями

(орфоэпическим, толковым);

7

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответ­ствии с его лексическим значением — важное условие речевого об­щения

1







Самостоятельная работа (подбор материалов к занятию


8-9

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств.

2







Самостоятельная работа (подбор материалов к занятию)

10-11

Молодёжный сленг (кру­той, клёвый и т. п.) и отношение к нему.


2







Создание и защита презентаций творческими группами учащихся

12

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

1







Практикум

13-14

Нормативное построение словосочетаний по типу согласо­вания, управления.

2








Практикум

15

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний

1







Практикум

16-17

Правильное построение предложений.

2







Выступления обучающихся с

сообщениями;

18

Норма­тивное согласование сказуемого с подлежащим.

1







Практикум: работа с текстом

19

Правильное пост­роение предложений с обособленными членами, а также сложно­подчинённых предложений

1







Практикум. Анализ текста;


20

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.


1







Семинар. Рефераты учеников

21

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи

1







Практикум

22

Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интона­ции в передаче смысла речи и подтекста.

1







Ролевая игра

23

Этикетная функция инто­нации в речевом общении.


1







Практикум

24-25

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания

1







Выступления обучающихся с

сообщениями

26-27

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них

2







Самостоятельная работа (подбор материалов к занятию)




Этический аспект культуры речи

7










28

Речевой этикет как совокупность правил речевого обще­ния и как компонент культуры речи

1







Выступление обучающихся с сообщениями, докладами

29

Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет.

1







Ролевая игра

30

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. Языковые средства выражения речевого этикета.

1







Выступление обучающихся с сообщениями, докладами

31

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.


1







практикум

32-33

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного, в Интернете

2







Выступление обучающихся с сообщениями, докладами

34

Виды коммуникативных неудач. Роль невербальных средств в общении; их этикетная функция.


1







Ролевая игра


8. Формы и средства контроля

На занятиях по культуре речи средствами контроля могут быть: взаимооценка работ учащихся, создание собственных высказываний, мнений, самостоятельный отбор темы для исследовательской деятельности, написание докладов, рефератов и их защита.

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.

Колесов ВЗ. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.

Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.

Львова СМ. Речевой этикет — М., 1995.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.

Милаславскип И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.

Норман Б.Х. Язык — знакомый незнакомец. — Минск., 1987.

Розенталъ Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.

Скворцов ЛЛ. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

Словари

БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.

Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами — М., 2000.

Для учителя

Акишина АЛ., Формановская Н.И. Этикет русского пись­ма.—М., 1981.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура ре­чи: Учебник для студ. сред. проф. учеб, завел. — М., 2006.

ВведенскаяЛА. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

Введенская Л А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону 2001.

Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма — Л 1978.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературно­го языка. — М.. 1994.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.

Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.

Минеева СЛ. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.

Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование сти­листического мышления). М., 1994.

Розентпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.

Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.

Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистичес­кий и методический аспекты. — М., 2006.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.

Уайтпсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5...
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5 классе мбоу «Покровская основная общеобразовательная школа»...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош»
Требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень),2004г
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по обществознании в 7 классе Сармановского муниципального...
Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования,...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconО подведении итогов районного этапа регионального конкурса
Мбоу сош №1 г. Спасска (директор Денисова О. А.), Мбоу оош г. Спасска (директор Герасина Г. М.), Мбоу оош с. Липлейка (директор Филина...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconАнализ работы по проекту «1ученик 1компьтер» в мбоу «оош№1» 2012-2013 учебный год
...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального...
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, М.: Просвещение, 2011 г., инструктивно-методического письма на 2013-2014 учебный год. Учебник...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»
Н. И. Сонина Биология. 5-11 классы. М., Дрофа, 2010 год и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа Хамидовой Светланы Батыровны по предмету «Русский...
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 9 классе мбоу «Ржавецкая средняя общеобразовательная школа»...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по физической культуре 1-4 классы
Рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов мбоу оош с. Отрадное. Сроки реализации программы 2013-2017 гг. Предмет «Физическая...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по английскому языку разработана для обучения в...
Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н к линии умк и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconУрок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился...
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса мбоу «Красноярская оош» разработана на основе
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Основы...
Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана для обучения в 3 классе мбоу «Ржавецкая средняя общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск