Скачать 45.68 Kb.
|
Мачехина Клавдия Филипповна – учитель физкультуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 4 г. Охи Тема опыта: «Нетрадиционные формы и методы обучения как фактор оздоровления детей с отклонениями в развитии» Педагогический стаж: 41 год Закончила: Хабаровский государственный педагогический институт в 1962 годуКатегория: высшая Звания, награды: Ветеран труда. Обобщался ли ранее опыт: обобщение опыта на уровне РМО – январь, 2003 г.; выступление на районных педагогических чтениях – г. Оха, февраль, 2003г. Опыт представлен научно – исследовательской разработкой, фото-, видеоматериалами. Актуальность. Детское население в стране около 39 млн. человек. Общая заболеваемость детей по России за последние три года увеличилось на 10,2 %, устойчиво продолжает снижаться процент абсолютно здоровых детей. Детское здоровье стало не только медицинской, но и педагогической категорией. Распространенность детской инвалидности составила 205.6 на 10.000 детей в возрасте до 16 лет. Здоровье ученика - стратегическая национальная проблема. Здоровьесберегающее обучение является неотъемлемой частью всей системы учебно – воспитательной работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Характерной особенностью учащихся коррекционной школы является наличие у них разнообразных дефектов умственного и физического развития. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащихся, приводит к неровномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеется нарушение сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы, наблюдается аритмия, отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У детей замечено отставание в росте, весе, различные отклонения в осанке: боковое искривление позвоночника (сколиоз), круглая спина (кифоз), отстающие лопатки, опущенные плечи, плоская грудь. Одной из основных задач коррекционно - развивающего обучения педагог определяет как охрану и укрепление здоровья каждого ребенка через реализацию системы физкультурно-оздоровительной работы:
Степень новизныНаряду с традиционной программой по физическому воспитанию педагогом используются нетрадиционные формы оздоровления: - упражнения из системы хатха – йога; - дыхательные упражнения; - точечный массаж. Основная цель йоговских упражнений – формирование правильной осанки, гибкости позвоночника и укрепление мышечно – связочного аппарата. Полноценное здоровье школьника возможно только при сохранении правильной осанки. Нарушение осанки может привести к серьезным расстройствам деятельности организма, а в запущенных случаях – к инвалидности. Правильное дыхание - действенный метод профилактики многих заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, легочных и кроветворных. Ритмичное дыхание, хорошее средство для снятия нервного возбуждения, что характерно для учащихся с отклонениями в развитии. Цель точечного массажа – профилактика простудных заболеваний и мобилизация защитных сил организма детей. Ценность опыта заключается и в том, что наряду с коррекционным воздействием и положительным терапевтическим эффектом, эти упражнения не требуют специального оборудования и дополнительных материальных затрат. Содержательно – целевая линия опыта Для создания условий обучения для каждого ребенка с учетом его индивидуальных и типологических особенностей, коррекции имеющихся недостатков, возможности оказания максимальной помощи детям учителем разработана поэтапная коррекционная работа по физическому воспитанию. В задачи первого этапа входит:
На втором этапе развиваются двигательные способности с применением общеразвивающих упражнений; вводятся нетрадиционные упражнения хатха-йога, как эффективный фактор коррекции недостатков физического развития детей. С чисто практической точки зрения Хатха - йога – это здоровое тело и дух, умение активно противодействовать неблагоприятным физическим и психическим факторам, долголетие. Йога доступна любому человеку и возрасту. На третьем этапе применяются физические упражнения по методу Шолеха «Круговая тренировка» на уроках физкультуры для подготовки к профессиональному труду. Выпускники специальной школы пополняют ряды неквалифицированных рабочих на предприятиях, поэтому за годы обучения в школе они должны быть подготовлены к физическим нагрузкам и обрести необходимый уровень выносливости. Длительность функционирования: 14 лет. История развития опыта Впервые данная система была использована в общеобразовательной школе п. Новые Лангры Охинского района с 1989 по 1994 годы. Работа по данной системе дала положительные результаты. С сентября 1994 года нетрадиционные формы обучения стали применяться в работе с воспитанниками специальной (коррекционной) общеобразовательной школы г. Охи. РезультативностьДети научены
Начиная со 2 по 9 классы, ребята умеют выполнять:
Многолетний и результативный опыт педагога, с которым имели возможность познакомиться учителя физической культуры, доказывает, что нетрадиционные формы и методы, к которым привёл Клавдию Филипповну Мачехину педагогический поиск, полезны абсолютно всем детям массовых школ и вполне доступны, если применять их в системе. |
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников... Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате | Положение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной Оровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №1 содержит информацию об основных результатах деятельности... | Здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной Оровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №1 содержит информацию об основных результатах деятельности... | ||
Пояснительная записка Программа по русскому языку для 5 класса специальной... Программа по русскому языку для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната составлена на основе следующих... | Пояснительная записка к учебным планам гксоу «Специальной (коррекционной)... Пояснительная записка к учебным планам гксоу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната | ||
Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» в 5-9 классах создана... Составитель: Киямов А. С., учитель трудового обучения «специальной (коррекционной) общеобразовательной школы «23» | Семенкова Людмила Григорьевна – учитель истории, граждановедения,... Суде в отношении тех Высоких Договаривающихся Сторон, которые выразили свое согласие применять на временной основе положения Протокола... | ||
Учреждения Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида | Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)... Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида | ||
Выступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального... Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... | Рабочая программа по музыке для 1- 6 классов школы VIII вида «Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной | ||
Отчет о проведении заседания №1 кмо учителей технологии На заседание зарегистрировалось 51 человек. По инициативе Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната... | Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:... | ||
Отчёт по самообследованию к государственной аккредитации Амурской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной... | Конспект открытого урока письма во втором классе Специальной (коррекционной)... Маоу сош №1 села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан |