Скачать 266.61 Kb.
|
Попова Клавдия Аркадьевна, директор МОУ Кебанъельская СОШ Усть-куломского района Взаимодействие школы с родителями как компонент социального партнёрства в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ВВЕДЕНИЕ Новое время диктует новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Школа как авторитарное явление теряет свою актуальность. Ей как социальному институту приходится приспосабливаться в новых социальных реалиях, искать новые пути и формы взаимодействия с другими социальными партнерами, такими как, например, семья. Сближение школы и семьи повышает эффективность воспитания подрастающего поколения. Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию и обучению детей. Эффективность ее работы несомненна, влияние ее на подрастающее поколение в плане личностного его становления очевидна. Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности – повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность совместной воспитательной деятельности школы и семьи многократно возрастет. Итак, в настоящее время к этому аспекту педагогической деятельности возрастает интерес, а значит и возрастает актуальность, которую в настоящее время подчеркивают видные представители педагогической науки, такие как В.В. Чечет, И.Ф. Харламов, Т.П. Елисеева и другие. В частности, В.В. Чечет подчеркивает необходимость повышения воспитательного потенциала семьи через повышение педагогической культуры родителей. Т.П. Елисеева говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры. И.Ф. Харламов говорит о необходимости повышения педагогической культуры родителей, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы. В докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» отмечается, что система образования не может быть переведена на новое качество без учета интересов как минимум трех основных субъектов: учащихся и их семей, профессионального сообщества преподавателей и работодателей. В данном случае социальное партнерство рассматривается как важный аспект государственно-общественного управления образованием, главная идея которого заключается в объединении усилий заинтересованных сторон как равных партнеров в качественном образовании. Успешность воспитания детей зависит не только от воспитательного потенциала школы, но и от воспитательного потенциала семьи. И чем успешнее работа школы в направлении организации взаимодействия школы и семьи, тем выше эффективность воспитательного процесса. Цель работы: разработка системы совместной деятельности школы и родителей как социальных партнёров в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО к воспитанию обучающихся. Мы предполагаем, что взаимодействие школы с родителями в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования будет эффективным, если будет построено на основе: - разработки системы совместной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся; - разработки и заключения договоров о социальном партнерстве. Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи: 1. Определить теоретические основы социального партнерства. 2. Изучить формы и виды взаимодействия школы с родителями. 3. Изучить особенности современной системы работы с родителями в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты 4. Провести анализ системы работы с родителями в МОУ Кебанъёльской СОШ. 5. Представить систему совместной деятельности школы и родителей как социальных партнёров по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся МОУ Кебанъёльской СОШ. 6. Разработать договор о социальном партнерстве школы и родителей по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся МОУ Кебанъёльской СОШ. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа взаимодействия школы и родителей Опыт взаимодействия семьи и школы сложился в прошлом столетии в условиях образования советского периода, когда обеспечивался государственный заказ на обучение и воспитание детей. Профессионально подготовленные учителя, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали школе бесспорное главенство в отношениях с семьей. Школа определяла все параметры жизни школьника, подчас не изучая мнение и пожелание родителей и обучающихся. Ни юридически, ни фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо особых требований к образовательному учреждению. Тем более она не имела возможности контролировать, и не мела прав официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса. [4] От семьи требовались только безусловная поддержка воспитательных и образовательных программ школы, посильная помощь детям в учебе, контроль за их поведением, регулярное посещение родительских собраний. Семейное воспитание носило специфический характер, обеспечивая природные потребности ребенка, и опиралось в основном на традиции народной, семейной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию школьных учителей. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги в этих условиях не существовало, и не могло существовать. Перемены в социальной и экономической жизни общества за последние несколько десятилетий, привели к существенным изменениям и в системе российского образования, и в институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения возникли уровни и профили образовательной и развивающей деятельности, расширилась сфера услуг системы дополнительного образования. Это повысило интерес к системе образования, обеспечило семье реальные возможности выбора образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Одновременно произошло заметное расслоение общества по социальным и экономическим показателям. Родители, соответственно материальным и социальным возможностям начали осмысливать специфику своих образовательных потребностей и формировать собственные требования к образованию и воспитанию детей. В отдельных группах населения социально-образовательный уровень оказался выше учительского. В результате школа оказалась в центре весьма критического внимания родителей, СМИ и общества в целом. Всё это привело к объективной необходимости пересмотра ролей в отношениях семьи и школы, в системе их взаимодействий в образовательном и воспитательном процессе. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым требованиям и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения. Если школьное образование строится на авторитете учителя, на особой форме взаимоотношений по горизонтали (ученик-ученик) и вертикали (учитель-ученик), то семейное воспитание носит особо эмоциональный характер и основано оно на родственных чувствах, глубокой и бескорыстной любви родителей к детям и детей к родителям. Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:
Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие: 1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими общественными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы. 2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования. 3. Большое значение семья имеет в овладении человеком общественными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. 4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов. Итак, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.[21] В непростой ситуации сегодняшних дней семья часто передает свои функции по воспитанию школе, которая теперь отвечает не только за уровень образования, но и за уровень воспитанности, социальной адаптированности, духовности детей. Таким образом, родители и школа являются основными звеньями в системе воспитания нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в жизни общества в условиях глобализации, нравственного разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов воспитания в соответствие с требованиями жизни. Большую роль в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и родителей. Те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия родителей. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Учителю важно завоевать доверие родителей и не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе, получить союзника и единомышленника в семье. В практики японской школы существует уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в начальной школе одновременно ведут и учитель, и родители каждого ученика. Мама, провожая ребенка в школу, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за ребенком в течение предыдущего дня. А учитель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего ребенка в школе, и учитель не упускает своих учеников из виду даже вне школы. Подобное возможно и в российской школе. Личность учителя имеет огромное влияние на маленького ученика. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие родителей и школы будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности младшего школьника. За последний год система образования в России претерпела существенные изменения. Был принят федеральный государственный образовательный стандарт. Впервые в материалах стандарта расставлены акценты на вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в контексте внеурочной деятельности обучающихся. В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды» [4]. Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом. В Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и родителей. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с родителями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. В области формирования семейной культуры:
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). [4]. При этом содержательная сторона нравственных понятий будет обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Результат школьного воспитания проявится в отношениях детей к своим учебным и внеучебным обязанностям, к другим людям. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в жизни школьного сообщества. Здесь практически любая деятельность имеет нравственную окраску. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении, в подготовке своих учеников к жизни, в формировании активной жизненной позиции. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к своему делу. Из этого следует, что суть нравственной воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами: 1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны. 2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь. 3. Личность толерантная, доброжелательная. 4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании. 5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлению, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом. 6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства. Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению. Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме родительских ожиданий, представлений, претензий. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, как одной из составляющих духовного воспитания. Другие – к естественнонаучному образованию, как форме социальной и профессиональной адаптации ребенка. Сегодня можно говорить не только о «классическом образовании», в традиционном понимании, а о «формировании компетентностей», что подчас важнее и нужнее ребенку. В планах совместной деятельности родителей и школы указывают следующие направления: 1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении 2. Ознакомление родителей (их законных представителей) с законами, защищающими семью и ребенка, 3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде оставляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации. 4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки. 5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка. И т.д. Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой важнейший компонент, формирующий нравственный уклад жизни обучающегося. Однако говорить о всеобщей и обязательной грамотности родителей в наше непростое время очень сложно. Большинство родителей не вполне осознают необходимость и важность совместной работы со школой. Только крайний случай, когда собственная интуиция и жизненный опыт не помогают в решении сложных воспитательных задач, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, заставляет родителей обратиться за помощью к учителю. Для предвосхищения подобных случаев, можно выстроить систему диагностики состояния воспитательного процесса в каждой семье. Для этого создана определенная методика и инструментарий изучения семей обучающихся.[20] Итак, родители являются главными трансляторами социального и нравственного опыта, главным механизмом которого от поколения к поколению была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им. Поэтому работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и родители, создав единую систему, помогут детям не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры. 2. Система совместной деятельности школы и родителей по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся МОУ Кебанъёльской СОШ Кебанъёльская школа имеет богатую историю и замечательные традиции в работе с семьей и родителями своих учеников. Добрыми традициями на протяжении всех лет являются: тимуровская работа, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, линейки памяти, митинги, экскурсии. Большое внимание уделяется работе с родителями: изучение семей будущих первоклассников, посещение семей опекаемых детей, регулярное посещение проблемных семей, проводятся вечера вопросов и ответов, однодневные походы, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», выставки поделок семейного творчества, индивидуальные беседы с родителями, проведение педсоветов. Родители являются единомышленниками, помощниками классных руководителей, школы. Наиболее приемлемыми формами являются: диспуты, конкурсные программы, вечера отдыха, походы, поездки, экскурсии. За основу разработки системы взаимодействия школы и родителей взята Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, шестой раздел которой должен быть посвящен совместной деятельности образовательного учреждения с родителями обучающихся и общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Система взаимодействия школы и родителей как социальных партнеров в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Таким образом, предложенная система работы с социальными партнёрами может стать связующим звеном между деятельностью школы по достижению целей духовно- нравственного развития и воспитания, заявленных в ФГОС, активизации родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также реализацией направлений социального партнерства. Организации – партнёры, представленные в нашей системе взаимодействия, являются одновременно местом работы родителей. Данное обстоятельство позволяет выстраивать отношения партнёрства на личностно-ориентированной основе. Традиционно принятым образовательным сообществом механизмом реализации предложенного взаимодействия является система договоров с социальными партнёрами. Мы решили начать разработку договоров с основного документа, обеспечивающего ответственность за реализацию ФГОС всех заинтересованных в качественном результате образования сторон. Далее приводим проект нашего договора. 3. Проект договора о социальном партнерстве между родителями и Муниципальным общеобразовательным учреждением Кебанъёльская общеобразовательная школа Муниципальное общеобразовательное учреждение Кебанъёльская средняя общеобразовательная школа в лице директора (ФИО директора), действующего на основании лицензии А №347817, выданной 24 марта 2010г. Министерством образования Республики Коми, свидетельства о государственной аккредитации №274-ОУ, выданного 11 мая 2010г. Министерством образования Республики Коми, и Устава, именуемого в дальнейшем Школа, с одной стороны, и в лице (ФИО родителя), именуемого в дальнейшем Родители, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1. По настоящему договору Стороны путем объединения усилий договорились совместно действовать и сотрудничать как социальные партнеры по направлениям Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 1.2. В рамках настоящего договора под совместной деятельностью и сотрудничеством следует понимать участие в духовно-нравственном воспитании обучающихся по направлениям Программы (практикумы, диспуты, организацию совместных досуговых мероприятий, организацию различных кружков, спортивных секций, университет педагогических знаний, помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, лекции, конференции, открытые уроки, родительские вечер). |
Сухотина Надежда Аркадьевна Сухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закончила Ивановский государственный педагогический... | Книга издана при поддержке Национального центра книги Министерства... Дочки-матери. Третий лишний?— Перевод с французского О. Бессоновой под редакцией Н. Поповой. М.: Наталья Попова | ||
Авторы: директор школы Г. Я. Шик, заместители директора по увр иванова И. Г Моу сош им. А. С. Попова открыта в 1961 году, в декабре 2011 года ей исполнилось 50 лет. По ходатайству администрации школе в 1962... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магергут Клавдия Валерьевна, г. Сургут, моу сош №1 с углублённым изучением отдельных предметов | ||
Попова М. Г.: 221-983-003; Попова Е. А.: 232-149-435 «Про первых…», побывали на выставке космических картин, узнали про трудные полёты в космос А. А. Леонова и Б. В. Волнынова, космонавтов... | Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» Магергут Клавдия Валерьевна, г. Сургут, моу сош №1 с углублённым изучением отдельных предметов | ||
Программа курса «Барнауловедение»: -1-4 классы классы классы II.... Попова М. В., Добрынина Л. А валецкая О. В., Моу «сош №89». «Хочу все знать» | Гукасян Руфина Аркадьевна В последнее время все успешнее развивается компьютерная сеть и возможность доступа к электронным «книгохранилищам» центральных библиотек... | ||
Мачехина Клавдия Филипповна – учитель физкультуры специальной (коррекционной)... Основания для разработки программы, дата принятия решения о разработке программы, дата утверждения программы (реквизиты... | Конспект урока «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных... Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с п. Хамидие» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила и провела Богданова Елена Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории гбдоу д\с №20 Выборгского района | Календарно тематическое планирование уроков литературы для 7 класса... Демина Алевтина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №52 г. Краснодара | ||
Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга... Васенева Клавдия Георгиевна кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор | Организация образования в школе. (Сырчикова Н. Н., Сырчиков И. В.,... Школа молодого учителя: Организация образования в школе. (Сырчикова Н. Н., Сырчиков И. В., Одегова О. Ю., Попова Е. Н., Власова А.... | ||
Конспект урока почему мы часто слышим слово «экология?» Фио верхунова... Цель урока: формировать первоначальное представление об экологии; показать взаимосвязь между человеком и природой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тимофеева Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №2 города Всеволожска... |