Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка





Скачать 393.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка
страница1/2
Дата публикации19.09.2013
Размер393.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины
ДН(М).Ф.6 История художественной культуры

подготовки бакалавра по направлению
подготовки 050600.62 – Художественное образование


профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика
Пояснительная записка:

В результате освоения курса «История художественной культуры» формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к различным типам культуры, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Освоение курса «История художественной культуры» предполагает два этапа. Первый этап – ознакомление с содержанием культурологии как науки, ее местом в системе наук, общей эволюцией культурологического знания, основными понятиями и методами, ее связей с задачами прикладной культурологии. Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата.
Цель курса – формирование системы знаний о культуре как целостности и освоение содержания фундаментальных культурологических знаний по истории художественной культуры; представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества.
Задачи курса:

  • изучить структуру, феномены, формы и типы культуры;

  • освоить многоуровневую структуру научного обобщения феноменов культуры;

  • познать закономерности исторического развития культурных форм;

  • освоить соотношение культуры с природой, обществом, человеком;

  • знакомство с выдающимися произведениями различных видов искусства;

  • раскрыть содержание традиционных сюжетов живописи, скульптуры, графики, часто связанных с верованиями и религиозными представлениями и мировоззрением различных народов знакомство с особенностями стилей и направлений, раскрывая преемственность процессов происходящих в культуре и искусстве;

  • показать социокультурные доминанты каждой эпохи, ее основные художественные идеи;

  • выявить надличностный характер древнего и средневекового искусства и роль творческой личности в художественной культуре;

- дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней;

- охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства;

- охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира;

- дать представление о направлениях и стилях.

Место курса в общей системе подготовки бакалавра:

На современном этапе дисциплина «История художественной культуры» вошла как обязательный компонент в структуру высшего образования. Аналогичный процесс начинает складываться и в средней школе. Многообразие курсов по изучению художественной культуры связано с необходимостью достижения соответствия между образовательными системами и культурными аспектами развития России.

Интегрированность, исторический объем, целостность и многоаспектность художественной культуры выдвигают особые требования к процессу подготовки педагогических кадров. Преподавателю, учителю, студенту необходимо освоить значительный объем информации. Это предполагает знание комплексной организации процесса обучения и воспитания школьников, а также места и значения художественной культуры в системе среднего образования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате обучения студенты должны знать:

Понятие «художественная культура».

Систему и структуру художественной культуры.

Способы изучения компонентов художественной культуры.

Типы художественной культуры.

Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры.

Художественную культуру России в контексте развития мировой культуры.

Этнические культуры России.

Способы охраны и использования художественно-культурного наследия.

Ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в искусстве.

Роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества.

Становление и развитие науки о культуре.

Объектную, предметную, феноменологическую области художественной культуры.

Методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры.
В результате обучения у студентов должны быть сформированы следующие умения:

Воспринимать и анализировать произведения искусства в рамках культурологического подхода.

Соотносить произведения искусства с определённой эпохой, стилем, направлением.

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями различных видов искусств.

Использовать достижения мировой художественной культуры для личного духовного, эстетического развития и в профессиональной деятельности.

Использовать полученные знания в педагогической деятельности.

Осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры.
Тематическое содержание дисциплины:

Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры

План:

  1. Характеристика основных понятий: «культура», «художественная культура», «художественная культура личности».

  2. Искусство как явление культуры и особенности его восприятия.

  3. Характеристика видов искусства и их взаимосвязей.

  4. Характеристика понятий: «стиль», «жанр», «творческий метод», «художественный вкус».

Литература:1-6,13, 14, 16, 18, 23.

Тема 2. Изобразительное искусство в системе культуры

План:

  1. Изобразительное искусство как явление культуры. Возникновение изобразительного искусства и особенности его развития.

  2. Общая характеристика пространственных искусств.

  3. Видовое и жанровое разнообразие изобразительного искусства.

Литература: 1-6, 14, 18.
Тема 3. Архитектура в системе культуры

План:

  1. Архитектура как вид искусства. Общая характеристика.

  2. Функции в архитектуре.

  3. Особенности художественного языка в архитектуре.

  4. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства.

Литература: 1-6, 14, 18.
Тема 4. Музыка в системе культуры

План:

  1. Музыка как явление культуры и вид искусства.

  2. Видовое и жанровое разнообразие музыки.

  3. Выразительные средства и функции музыки.

Литература: 1-6, 14, 18.
Тема 5. Зрелищные искусства в системе культуры

План:

  1. Характеристика зрелищных искусств и их особенностей.

  2. Основные компоненты зрелищных искусств.

  3. Спектакль как художественное явление.

Литература: 1-6, 14, 18.
Тема 6. Искусство балета в системе культуры

План:

  1. Балет как вид искусства

  2. Русская балетная школа: истоки и развитие.

  3. Мариинский театр и творчество артистов театра.

Литература: 1-6, 14, 18.
Тема 7. Художественная культура первобытного общества

План:

  1. Особенности культуры первобытного общества.

  2. Формирование мифологического сознания народов Востока и Запада.

  3. Генезис искусства и этапы его развития.

  4. Традиционная культура и ее современные типы.

Литература:1-6, 13, 21, 22, 23
Тема 8. Искусство в культуре Древнего Востока

План:

1.Общая характеристика культуры Древнего Египта.

2.Особенности искусства Древнего Египта.

3. Жанровое и видовое разнообразие искусства арабо-мусульманского мира.

4.Художественная культура Китая и ее влияние на культуры Японии и стран Азии.

Литература:1-6, 13.
Тема 9. Художественная культура античности

План:

  1. Античная культура как явление. Основные этапы развития.

  2. Греческая и римская мифологии.

  3. Особенности развития античного искусства.

  4. Особенности античной философии.

Литература:1-8, 13.
Тема 10. Художественная культура западноевропейского средневековья

План:

  1. Характеристика эпохи средневековья и периодизация средневековой культуры.

  2. Особенности средневековой культуры

  3. Особенности искусства средневековья.

  4. Книгопечатание: возникновение и роль в развитии культуры.

Литература:1-6, 10,11,13.
Тема 11. Художественная культура Византии и Древней Руси

План:

  1. Возникновение и развитие Византийского государства.

  2. Особенности развития Византийской художественной культуры.

  3. Византийские традиции в культуре Древней Руси.

Литература:1-6,13.
Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения

План:

1. Особенности развития эпохи Возрождения.

2. Культура эпохи Возрождения.

3. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения.

Литература: 1-6,13.
Тема 13. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение

План:

  1. Культура Нового времени. Общая характеристика.

  2. Искусство Нового времени. Возникновение и развитие барокко.

  3. Просвещение и культура эпохи просвещения.

  4. Особенность развития искусства эпохи Просвещения.

  5. Русское Просвещение и его роль в развитии культуры страны.

Литература: 1-6,13.
Тема 14. Художественная культура 19 в.. Европа и Россия

План:

  1. Характеристика европейской художественной культуры 19в.

  2. Романтизм и реализм как основные направления художественной культуры.

  3. Национальные варианты романтизма. Русский романтизм и художественная жизнь России 19в.

Литература: 1-6,13.


Тема 15. Современная художественная культура: тенденции и противоречия

План:

  1. Общая характеристика культуры 20в.

  2. Особенности развития искусства 20в.

  3. Модернизм и постмодернизм как основные художественные направления.

  4. Диалогичность современной культуры.

Литература: : 1-6,13,20.
Темы для самостоятельного изучения:


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Искусство в системе культуры. Понятие «художественная культура». Природа, сущность и функции культуры.

Работа с теоретической литературой.

4

Проверка

2.

Система и структура художественной культуры и способы изучения ее компонентов. Культурология в системе наук.

Разработка проекта

4

Защита проекта

3.

Целостность мира художественной культуры. Типы художественной культуры (традиционные и личностно-креативные, восточные и европейские и т.д.). Морфология культуры. Основные подходы и методы культурологических исследований.

Работа с теоретической литературой. Й.Хейзенга «Homo ludens»

4

Конспект

4.

Художественная культура личности. Субкультура, культурная картина мира. Культура и цивилизация.

Работа с теоретической литературой. (О.Шпенглер.

«Закат Европы»)

4

Конспект

5.

Диалогическое взаимодействие искусства в современной мировой культуре. Культурогенез и динамика культуры.

Работа с теоретической литературой П.Сорокин «Человек, цивилизация, общество»

4

Конспект

6.

Охрана и использование художественно-культурного наследия. Типология культур.

Работа с теоретической литературой

Э. Тайлор «Первобытная культура»



4

Конспект

7.

Формирование навыков культурологического подхода к восприятию и анализу произведений искусства. Элитарная и массовая культуры. Этническая и национальная культуры.

Работа с теоретической литературой

Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

2

Конспект

8.

Сложность и многомерность мирового историко-художественного процесса. Культурные ценности и нормы. Культурные традиции и инновации. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры.

Работа с теоретической литературой. Н.Бердяев «Русская идея»

4

Конспект

9.

Художественная культура первобытного общества. Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки и Америки.

Презентация

4

Демонстрация презентаций

10.

Европейская античная художественная культура.

Презентация

4

Демонстрация презентаций

11.

Художественная культура средневекового мира.

Презентация

4

Демонстрация презентаций

12.

Христианская художественная культура, ее православная ветка (Византия, Русь и др.)

Презентация

4

Демонстрация презентаций

13.

Возрождение как переходный тип художественной культуры.

Презентация

4

Демонстрация презентаций

14.

Художественная культура Нового времени: эпоха барокко (классицизм, реализм, барокко), эпоха Просвещения, эпоха Романтизма и Позитивизма.

Презентация

4

Демонстрация презентаций

15.

Художественная культура Новейшего времени (Модернизм и Постмодернизм).

Презентация

4

Демонстрация презентаций

16.

Художественная культура мира и российская художественная культура на рубеже XXI в. Художественная культура России в контексте развития мировой культуры. Этнические культуры современной России.

Подготовка к тестированию

12

Тесты




Итого




70




Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Основная:

  1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология: учебник для вузов / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшее образование, 2008. Питер, 2005.

  2. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2007.

  3. Столяренко, Л.Д., Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, Л.Г. Сущенко. – М.: ИКЦ»МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

  4. Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб.: Питер, 2008.

  5. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная:


  1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры.– СПб., 1997.

  2. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций.–СПб, 1994.

  3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.–М., 1989.

  4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Б.А.Барская. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.–М., 1993, 1999.

  6. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.–М., 1995.

  7. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.–М., 1990.

  8. Бодриар Ж. Система вещей.– М., 1995, 2000.

  9. Гачев Г. Д. Национальные образы мира.– М., 1987.

  10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.– М., 1993.

  11. Культурология как она есть и как ей быть./ Гл.ред.Л.Морева.– СПб,.1998.

  12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.– М., 1991.

  13. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин, 1992.

  14. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999

  15. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2–х тт./ Гл.ред. С.А.Токарев (любое издание).

  16. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте

  17. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.– М., 1987, 1995.

  18. Метаморфозы культурных форм. – СПб, 1997.

  19. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры. – М. 1997

  20. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.

  21. Культуры в современном обществе. – М., 1991.

  22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество .– М., 1992.

  23. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. – М., 1997

  24. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.

  25. Успенский, Б. А. Семиотика иконы. Семиотика искусства / Б.А.Успенский. – М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. – С. 221 – 303.

  26. Флиер А.Я. Культурогенез. – М. 1994.

  27. Флиер Я.Я. Культура как основа национальной идеологии России. – М., 1999.

  28. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1998


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень используемых технических средств:

  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • Интернет.


Перечень используемых пособий:

Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения:

Электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся в библиотеке МГПУ, чит. зал ул.Егорова, 15:

  • Русские народные праздники, обряды и обычаи - М. : Falcson-Technology : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Pentium 100 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; Windows 98SE/Me/2000/XP ; экран 800х600х16 ; IE 4 ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 250-00.

  • Монастыри и храмы Подмосковья : 1300 изображений с краткими истор. сведениями и муз. сопровожд. Ч. 1 - М. : ATOLL.SV, 2006 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; Pentium 100 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; экран 1024х768х16 ; программа проигрывания DVD-Video ; устройство для чтения DVD-дисков, Загл. с контейнера, Текст на экране рус., англ., нем.. - ISBN 5-9900266-7-6 : 450-00.

  • Импрессионизм. Постимпрессионизм : [более 50 художников, свыше 2300 изображений] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-94865-035-9 : 250-00.

  • Барокко : [более 4000 иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-98465-043-Х : 350-00.

  • Орнамент : [свыше 1500 цв. иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, [б. г.] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-026-Х : 350-00.

  • Пейзаж : [более 2500 работ 870 европейских и 180 русских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-007-3 : 350-00.

  • Мифы народов мира : [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Большая Рос. Энциклопедия : Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-108-8 : 500-00.

  • Портрет : [от эпохи Возрождения до первой половины XX в.], [более 3000 репродукций русских и европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-008-1 : 350-00.

  • 5000 шедевров рисунка : [репродукции произведений более 700 европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2003 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-009-х : 350-00.

  • Искусство Древнего Египта : [более 1500 цв. изображений] - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-032-4 : 350-00.

  • Архитектура - М. : Равновесие : Вече, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Великое наследие. Т. 8) - Систем. требования : Pentium 233 ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 9.х совместимо с Windows 2000/NT/XP ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 200-00.

  • Культурология : учеб. пособие; Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса - М. : Лаб. Мультимедиа НИМБ ; ПТИ, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; экран 800х600 ; CD-ROM ; зв. карта, Загл. с контейнера. : цв., зв. : 1125-00.

  • Лекции по истории искусств : для компьютера и мобилы, [курс для вузов и лицеев] - М. : Мебиус Артс : Бизнессофт, 2006 - 1 электрон. опт. диск (MP3) - (Аудиокурсы) - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 98/2000/Ме/XP ; зв. карта SVGA ; CD-ROM, Загл. с контейнера. : зв. : 220-00.

  • Шедевры русской живописи - М. : Кирилл и Мефодий, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/MacOS 7.5 ; Pentium 75 МГц /PowerPC 75 МГц ; ОЗУ 16 Мб ; CD-ROM 4x ; 800х600, 65536 цв. ; зв. карта ; мышь, Загл. с контейнера. : зв., цв. ; 12 см : 112-60.

  • От плуга до лазера : интерактивная энциклопедия науки и техники, пер. с англ.; авт.-сост. Маколи Д. - Версия 2.0 - М. : Новый диск, 1998 - 1 опт. электрон. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/98/2000 ; Pentium 100 МГц ; ОЗУ 32 Мб ; 640х480х16 ; зв. карта ; CD (DVD) - ROM 4x ; мышь, Загл. с контейнера.. : зв., цв. ; 12 см : 112-00.


Интернет-ресурсы:

http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и пр.);

http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин);

http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - раздел библиотеки Янко Славы, посвящённый культурологии (книги, учебники)

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию

http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf – учебник по Социальной культурологии, Ерасов В.Б.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/bagdasaryan-culturology-8l.pdf — учебник по Культурологии, Багдасарьян, Н.Г.

http://www.museum.ru/ - сайт о музеях России

http://yanko.lib.ru/books/cultur/karmin-culturology.pdf - учебник по культурологии, Кармин, А.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult.rar – учебник (в архиве)

Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult-8l.pdf - учебник (как файл pdf) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/ageev-semiotika-8l.pdf - учебник по семиотике

http://www.philosophy.ru/edu/ref/vsk/index.html — культурологический словарь

http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия

http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия.

Методические указания к подготовке и проведению семинарских занятий.

Одной из учебных форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов совместно с преподавателем навыков применения полученных знаний для решения практических задач.

Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

В высшей школе практикуется три типа семинаров: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы; семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Формы семинарских занятий: развернутая беседа по заранее известному плану; небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Семинар – это всегда непосредственный контакт преподавателя со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. В данном процессе реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.

Работа на семинарских занятиях может включать:

- выступление на семинарских занятиях;

- защита реферата;

- рецензирование студентом реферата;

- проведение тестирования;

- проведение контрольных работ.

Подготовительная работа участников семинара заключается в самостоятельной работе с литературой по заданной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (в форме аннотаций, выписки цитат, тезисов, конспектов) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности студента: его склад ума, умение формулировать мысль, использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.

Способам и приемам выступления на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

Выступление на семинаре, как правило, не должен быть длительным, но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна...
Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины история искусств и стилей
Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины в12 Полиграфический дизайн и реклама...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля) д 2 Основы дизайнобразования...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля) дв. 11. 1 Художественная обработка...
Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля) в. 21 Современные отделочные...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля) дв13. 1 Основы архитектуры...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconНаправление: «050100 – Педагогическое образование» Профиль: Художественное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля) в. 20 Компьютерное проектирование...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка icon050100 Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование...
Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогическое образование (профиль Дополнительное образование. Дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600. 62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для студентов по направлению подготовки 072500...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск