Скачать 393.08 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Ф.6 История художественной культуры подготовки бакалавра по направлению подготовки 050600.62 – Художественное образование профиль 540708 Дизайн и компьютерная графика Пояснительная записка: В результате освоения курса «История художественной культуры» формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к различным типам культуры, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Освоение курса «История художественной культуры» предполагает два этапа. Первый этап – ознакомление с содержанием культурологии как науки, ее местом в системе наук, общей эволюцией культурологического знания, основными понятиями и методами, ее связей с задачами прикладной культурологии. Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата. Цель курса – формирование системы знаний о культуре как целостности и освоение содержания фундаментальных культурологических знаний по истории художественной культуры; представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества. Задачи курса:
- дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней; - охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства; - охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира; - дать представление о направлениях и стилях. Место курса в общей системе подготовки бакалавра: На современном этапе дисциплина «История художественной культуры» вошла как обязательный компонент в структуру высшего образования. Аналогичный процесс начинает складываться и в средней школе. Многообразие курсов по изучению художественной культуры связано с необходимостью достижения соответствия между образовательными системами и культурными аспектами развития России. Интегрированность, исторический объем, целостность и многоаспектность художественной культуры выдвигают особые требования к процессу подготовки педагогических кадров. Преподавателю, учителю, студенту необходимо освоить значительный объем информации. Это предполагает знание комплексной организации процесса обучения и воспитания школьников, а также места и значения художественной культуры в системе среднего образования. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате обучения студенты должны знать: Понятие «художественная культура». Систему и структуру художественной культуры. Способы изучения компонентов художественной культуры. Типы художественной культуры. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры. Художественную культуру России в контексте развития мировой культуры. Этнические культуры России. Способы охраны и использования художественно-культурного наследия. Ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в искусстве. Роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества. Становление и развитие науки о культуре. Объектную, предметную, феноменологическую области художественной культуры. Методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры. В результате обучения у студентов должны быть сформированы следующие умения: Воспринимать и анализировать произведения искусства в рамках культурологического подхода. Соотносить произведения искусства с определённой эпохой, стилем, направлением. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями различных видов искусств. Использовать достижения мировой художественной культуры для личного духовного, эстетического развития и в профессиональной деятельности. Использовать полученные знания в педагогической деятельности. Осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры. Тематическое содержание дисциплины: Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры План:
Литература:1-6,13, 14, 16, 18, 23. Тема 2. Изобразительное искусство в системе культуры План:
Литература: 1-6, 14, 18. Тема 3. Архитектура в системе культуры План:
Литература: 1-6, 14, 18. Тема 4. Музыка в системе культуры План:
Литература: 1-6, 14, 18. Тема 5. Зрелищные искусства в системе культуры План:
Литература: 1-6, 14, 18. Тема 6. Искусство балета в системе культуры План:
Литература: 1-6, 14, 18. Тема 7. Художественная культура первобытного общества План:
Литература:1-6, 13, 21, 22, 23 Тема 8. Искусство в культуре Древнего Востока План: 1.Общая характеристика культуры Древнего Египта. 2.Особенности искусства Древнего Египта. 3. Жанровое и видовое разнообразие искусства арабо-мусульманского мира. 4.Художественная культура Китая и ее влияние на культуры Японии и стран Азии. Литература:1-6, 13. Тема 9. Художественная культура античности План:
Литература:1-8, 13. Тема 10. Художественная культура западноевропейского средневековья План:
Литература:1-6, 10,11,13. Тема 11. Художественная культура Византии и Древней Руси План:
Литература:1-6,13. Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения План: 1. Особенности развития эпохи Возрождения. 2. Культура эпохи Возрождения. 3. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Литература: 1-6,13. Тема 13. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение План:
Литература: 1-6,13. Тема 14. Художественная культура 19 в.. Европа и Россия План:
Литература: 1-6,13. Тема 15. Современная художественная культура: тенденции и противоречия План:
Литература: : 1-6,13,20. Темы для самостоятельного изучения:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии: Основная:
Дополнительная:
Материально-техническое обеспечение дисциплины Перечень используемых технических средств:
Перечень используемых пособий: Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения: Электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся в библиотеке МГПУ, чит. зал ул.Егорова, 15:
Интернет-ресурсы: http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и пр.); http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин); http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - раздел библиотеки Янко Славы, посвящённый культурологии (книги, учебники) http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf – учебник по Социальной культурологии, Ерасов В.Б. http://yanko.lib.ru/books/cultur/bagdasaryan-culturology-8l.pdf — учебник по Культурологии, Багдасарьян, Н.Г. http://www.museum.ru/ - сайт о музеях России http://yanko.lib.ru/books/cultur/karmin-culturology.pdf - учебник по культурологии, Кармин, А.С. http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult.rar – учебник (в архиве) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С. http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult-8l.pdf - учебник (как файл pdf) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С. http://yanko.lib.ru/books/cultur/ageev-semiotika-8l.pdf - учебник по семиотике http://www.philosophy.ru/edu/ref/vsk/index.html — культурологический словарь http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия. Методические указания к подготовке и проведению семинарских занятий. Одной из учебных форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов совместно с преподавателем навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. В высшей школе практикуется три типа семинаров: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы; семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки. Формы семинарских занятий: развернутая беседа по заранее известному плану; небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Семинар – это всегда непосредственный контакт преподавателя со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. В данном процессе реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов. Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Работа на семинарских занятиях может включать: - выступление на семинарских занятиях; - защита реферата; - рецензирование студентом реферата; - проведение тестирования; - проведение контрольных работ. Подготовительная работа участников семинара заключается в самостоятельной работе с литературой по заданной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (в форме аннотаций, выписки цитат, тезисов, конспектов) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности студента: его склад ума, умение формулировать мысль, использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью. Способам и приемам выступления на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей. Выступление на семинаре, как правило, не должен быть длительным, но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна... Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Методические рекомендации по изучению дисциплины история искусств и стилей Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины в12 Полиграфический дизайн и реклама... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 2 Основы дизайнобразования... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) дв. 11. 1 Художественная обработка... Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 21 Современные отделочные... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) дв13. 1 Основы архитектуры... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Направление: «050100 – Педагогическое образование» Профиль: Художественное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 20 Компьютерное проектирование... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) | ||
050100 Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование... Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Рабочая программа дисциплины (модуля) Педагогическое образование (профиль Дополнительное образование. Дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера) | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для студентов по направлению подготовки 072500... |