Скачать 37.92 Kb.
|
Конспект открытого урока по литературному чтению. Тема: А.П. Чехов. Ванька. Цель: воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора и собственному суждению о произведении, учить размышлять над прочитанным, составлять сравнительную характеристику героев, формировать навык сознательного выразительного чтения, воспитывать чувство сострадания. Оборудование: картины В. Маковского «Свидание», портрет А.П. Чехова, толковые словари,презентация. Ход урока.
- Как автор описывает переживание мальчика? 3. Постановка учебной задачи.
Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас. - Определите по первым буквам автора и название произведения, которое будем читать.
(портрет А.П. Чехова, биография Чехова –Никитин М.) -Какие произведения А.П. Чехова читали?
- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?
- Встретились слова в этом рассказе, которые в нашей речи не используются.. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем. (Каждая группа ищет слова в толковых словарях. 1гр. заутреня, колодка,; 2гр. –людская, тулуп, 3гр. - иезуитское, ледник, горничная; 4гр.- подпасок, кучер, ямщик ). (Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви, людская- помещение для слуг в барском доме, тулуп – долгополая меховая шуба; иезуитское – лживое, лицемерное; ледник – погреб; колотушка- устройство из дощечек для постукивания; орничная – работница для уборки комнат; подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер)
(Общими проблемами являются бесправие и скука. И того, и другого по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того и другого неоправданно обижают. И тот и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.)
(Он наблюдательный и сообразительный, активный и находчивый.)
(Ваньку бьют, он недоедает, недосыпает. Ваньке влетает и за чужие грехи и за свои, он не утрачивает живого интереса к жизни. Петька спит много, у него не было до поездки на дачу никакого жизненного стимула, не было ярких свежих впечатлений. У Ваньки и Петьки есть своя мечта.) - Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька? (Ваньку выучили читать и писать, танцевать кадриль. Ванька получил то развитие, которое не получил Петька. Он более развит и менее забит. В нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам, он не менее впечатлителен, чем Петька, но более активный, шустрый и жизнеспособный) - Какая мечта у Петьки и Ваньки?
( Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.) - Почему же Ванька так промахнулся с адресом? ( Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.) - Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) -_Какая часть письма Ваньки кажется вам наиболее драматичной?
(Чередуется текст от 3-его лица – от имени автора и от первого – от имени Ваньки.) - Почему? Как относится автор к Ваньке? С каким чувством он пишет о Ваньке? - Представьте, что вы можете встретиться с Алёхиным. Что бы вы ему сказали? Попробуйте предсказать реакцию на ваши слова.
Небо, астра, дым, енот, рама, ельник, вышка, нож, юность, декабрь, ералаш, дракон, удочка, шапка, кольцо, единство. -Что обозначает данная крылатая фраза? ( Неизвестно куда)
- Внимательно рассмотрите картину В. Маковского «Свидание». Этот художник был современником А.П. Чехова. - Как вы понимаете слово «современник»? (Тот, кто живет в одно время с кем-нибудь) - О чем рассказывает картина? ( Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому – то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику ). Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.) Итог. - Что объединяет рассказ А.П. Чехова и картину В.Маковского? Дом. задание по выбору. - Выберите задание, которое вам понравилось. |
Конспект открытого урока по литературному чтению Цель урока Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан | Конспект открытого урока по литературному чтению Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект открытого урока по литературному чтению Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 | ||
Тема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже» План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
Тема: Эстетика одежды План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Конспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей» Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | ||
Конспект урока по литературному чтению Тема: Буквы К, к Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | Конспект урока по литературному чтению Тема: Сказки Г. Х. Андерсена Цель: активизировать читательский интерес путём включения детей в коллективную творческую деятельность | ||
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Конспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.... М. М. Разумовской. В данную рабочую программу введен региональный компонент на основе Региональной программы по обучению русскому... | Конспект открытого урока литературы в 8 классе Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (А. П. Чехов «О любви», А. И. Куприн «Куст сирени») | ||
Конспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке.... Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому... | Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» |