Конспект открытого урока по литературному чтению





Скачать 92.91 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по литературному чтению
Дата публикации12.10.2013
Размер92.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок





Федулова Лидия Николаевна
Конспект

открытого урока по литературному чтению
на тему:

«Делу время – потехе час»

(Урок - обобщение)

2010 – 2011 уч.год

Школа №809





Тема урока: «Делу время – потехе час»

Цели урока:

  • повысить уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания;

  • активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.


Задачи урока:

  • закреплять умение анализировать художественные произведения;

  • развивать и активизировать внимание, мышление и память учащихся;

  • развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу;

  • учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, умению рассуждать, аргументировано, обосновано выражать свои мысли;

  • вводить элементы поисковой работы, учить применять знания в нестандартной ситуации;

  • учить прогнозировать свои действия;

  • расширять представления об окружающем мире;

  • воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма, стремление к высокому уровню притязаний;

  • воспитывать любовь к классической литературе, любовь к своей Родине, чувство патриотизма;

  • воспитывать чувство ответственности к учебному труду.

Конечный результат:

  • уметь находить нужную информацию в книге;

  • уметь взаимодействовать с другими детьми;

  • практический результат: придумать рассказ, который можно было бы вставить в раздел.

Оборудование урока:

  • портреты В.В. Голявкина, В.Ю.Драгунского, Е.Л.Шварца;

  • стен-газета, выпущенная редколлегией класса «Делу время – потехе час»;

  • пословицы на ватмане: « Откладывай безделье, да не откладывай дела», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки» ;

  • фрагмент с песней А. Пугачевой «Делу время, а потехе час»;


Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.



Отгадайте:

Без ног и крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

(Время.)
Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья не бейте нас.
(Часы.)

- Тема нашего урока спряталась в этих загадках. Хорошо бы определить как эти два слова – «время и час» могут быть связаны друг с другом

(Слушаются ответы детей).

(Иногда кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его с пользой)

2. Формулировка темы и цели урока.

- Итак, тема урока, - «Делу время – потехе час»; (Хором)
-Это – обобщающий урок, и мы проведем его в форме «Круглого стола», как телевидении.

-Я – ведущий программы, а вы – главные приглашенные на программу, у нас есть зрители, которые вас будут поддерживать, и даже некоторые фрагменты урока будут сниматься на камеру.

- Давайте, определим, какие цели сегодня мы поставим перед собой: чего мы хотим добиться, чему хотим научиться?

- Пожалуйста:

1. В области познавательных задач: (Слушаются ответы детей).

(хорошо изучить т-во писателей, лучше познать мир, учиться любить русскую литературу)

-повысить уровень осмысления изученного материала, закрепить умение анализировать художественные произведения.

2. В области развития:

(Слушаются ответы детей).

- развивать память, мышление, речь, внимание, логику, учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.

3. В области коммуникабельных отношений. (Слушаются ответы детей).
- учиться взаимодействовать с другими детьми, уметь внимательно слушать друг друга, смело высказывать свои мысли, и мягко вступать в полемику, если у вас другое мнение. То есть, уметь работать в коллективе.

-Эти цели записаны на доске, они совпадают с вашими мыслями, в конце «Круглого стола» мы подведем итог, добились ли мы этих целей.
3. Постановка проблемного вопроса.

- И сразу хочу задать вам проблемный вопрос, на который вы мне тоже ответите в конце урока: на ваш взгляд, почему нужно проводить обобщающие уроки?
4. Основная часть.

-Итак, приступаем к основной части часть урока.

Прежде, давайте поблагодарим нашу редколлегию, которая предоставила нам наглядность к уроку. Нашла в Интернете замечательный материал, которым мы сегодня воспользуемся. Нашла портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.

Это - Виктор Юзефович Драгунский, Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.

Важно, что новое поколение опять обращается к их произведениям, учится по ним жить, потому что каждое поколение решает одни и те же проблемы в детском возрасте.

.

- Прочитайте пословицы (на плакате) и скажите:
- Можно ли название раздела «Делу время – потехе час» заменить на одну из этих пословиц? ( например: « Откладывай безделье, да не откладывай дела», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».) (Слушаются ответы детей).

- Да, я согласна с вами, что другое название полностью не отразило бы суть данного раздела. Следует отметить, что авторы учебника во главе с Горецким нашли очень точное, яркое название раздела, прочитав которое сразу поймешь, о чем пойдет в нем речь.
- Почему произведения Шварца, Драгунского, Голявкина объединены в этот раздел?

- Какой рассказ Драгунского вам запомнился особенно и почему?

- Что вы можете сказать о Дениске? Как его поступки помогают понять его характер?

- Чем Дениска отличается от Мишки?

- Почему именно от имени Дениски, а не от имени его друга ведется рассказ в произведениях Драгунского?

- Как Дениска оценивает свои и Мишкины поступки?

Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?

(Дал клятву, что будет учить уроки всегда. До глубокой старости)Главные реки.

- Как к героям рассказа относится автор?

- - Зачем Драгунский создавал свои рассказы. Что он хотел сказать читателю?
-Можно ли назвать рассказ Драгунского юмористическим?

-Можно ли назвать рассказ Голявкина смешным, веселым? Объясни.

- Почему мальчику было скучно в солнечный день? Чтобы ты посоветовал ему сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?

- К какому жанру относятся произведения Драгунского и Голявкина? (рассказ)

- Чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе повествуется об определенных событиях из жизни героя.)
- Первую часть раунда мы провели достойно. А теперь – веселая пауза.

Физкультминутка – под песню Пугачевой.
- Почему произведение Шварца названо сказкой?

- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

- Одинаково ли было поведение детей, и почему они смогли победить волшебников?

- Как ты относишься к ребятам? А как к ним относится автор?

- Какой момент в сказке самый напряженный?

- Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Зачем писатель создал ее?

- Перечитай конец сказки Шварца? Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.

(Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)
Я предлагаю члену редколлегии прочитать выдержку из статьи стенгазеты, это будет звучать как обобщение, всему сказанному:

-Раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность.

Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями
- Основную часть мы закончили. Я думаю, что вы теперь более глубоко стали понимать произведения изучаемых авторов.

- Перейдем к следующей рубрике «Круглого стола»: Творческое задание

- Вам предлагалось, придумать рассказ, который можно было бы включить в раздел, и начинался бы он со слов: «Однажды я…».

- Кто придумал такой рассказ? (Прочитать 2 рассказа)

Я уверена, что они все очень интересные, но, к сожалению, на уроке нет возможности все их прочитать. После окончания занятия, вы прикрепите свои работы на доску. У каждого будет возможность прочитать рассказы товарищей. На классном часе мы их обсудим. И создадим новую книгу. (У нас уже есть подобный опыт). Это и будет элементом практического применения тех знаний, которые вы получили на уроке.
А теперь -

Проблемный вопрос:

- Почему нужны уроки обобщения?
Рефлексия деятельности. (Подведение итогов урока.)

Итак, подведение итогов.
- Посмотрите на доску: достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. (Цели должны быть написаны на доске).

(Слушаются ответы детей).

- Удался нам «Круглый стол»?

На самом деле мне хочется, чтобы вы в жизни следовали тем принципам, о которых мы сегодня говорили.
И последнее:

- Оцените работу класса на уроке по шкале в сто баллов.

(100 баллов! Я согласна. Пусть я всех не успела спросить, но я видела огонек в ваших глазах, видела, что к уроку были все готовы и я всем за урок ставлю «5»)

- Но, у меня просьба: мне интересно узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке и поэтому вы заполните индивидуальную шкалу. Сдайте ее, а потом мы в индивидуальном порядке обсудим результаты.

Работа над пословицами и поговорками.

- Какие ещё пословицы и поговорки на эту тему вы знаете?

(Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял; чтобы научится трудолюбию нужно три года, чтобы научится лени – только три дня)
Пословица «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность.

Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан. Вырастаем беззаботными бездельниками, которым нужна сильная поддержка родителей. А мы, сами-то, когда будем их опорой и радостью? Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями

Без ног и крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

(Время.)
Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья не бейте нас.
(Часы.)
Ребята, раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность.

Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями


Викторина «Узнай произведение» ( Для тех, кто не успел сегодня выступить)

Проверим, насколько хорошо вы знаете произведения. Вам нужно определить их по одной фразе.



  1. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. (Г. Никакой горчицы)

  2. Они разбрызгивались и получалось что-то очень приветливое и радостное (Д. Что любит Мишка)

  3. Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. (Шварц)

  4. Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. (Д. Главные реки)

- Попробуем собрать рассыпавшиеся пословицы. (в газете)

Собрали. Думаю, вы обратили внимание на то, что все эти пословицы имеют отношение к теме нашего урока.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект открытого урока по литературному чтению Цель урока
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект открытого урока по литературному чтению
Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект урока по литературному чтению с использованием технологии...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Конспект открытого урока по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К....
М. М. Разумовской. В данную рабочую программу введен региональный компонент на основе Региональной программы по обучению русскому...
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект открытого урока по литературному чтению. Тема : А. П. Чехов. Ванька
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Конспект открытого урока по литературному чтению iconТема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже»
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе
Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь»
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100»
Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Конспект открытого урока по литературному чтению iconТема: Эстетика одежды
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект открытого урока по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Конспект открытого урока по литературному чтению iconПрирода и человек в лирике Есенина
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект открытого урока по литературному чтению iconКонспект урока по литературному чтению Тема: Буквы К, к
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск