|
Федулова Лидия Николаевна Конспект
открытого урока по литературному чтению на тему:
«Делу время – потехе час»
(Урок - обобщение)
2010 – 2011 уч.год
Школа №809
|
|
Тема урока: «Делу время – потехе час»
Цели урока:
повысить уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания;
активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.
Задачи урока:
закреплять умение анализировать художественные произведения;
развивать и активизировать внимание, мышление и память учащихся;
развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу;
учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, умению рассуждать, аргументировано, обосновано выражать свои мысли;
вводить элементы поисковой работы, учить применять знания в нестандартной ситуации;
учить прогнозировать свои действия;
расширять представления об окружающем мире;
воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма, стремление к высокому уровню притязаний;
воспитывать любовь к классической литературе, любовь к своей Родине, чувство патриотизма;
воспитывать чувство ответственности к учебному труду.
Конечный результат:
уметь находить нужную информацию в книге;
уметь взаимодействовать с другими детьми;
практический результат: придумать рассказ, который можно было бы вставить в раздел.
Оборудование урока:
портреты В.В. Голявкина, В.Ю.Драгунского, Е.Л.Шварца;
стен-газета, выпущенная редколлегией класса «Делу время – потехе час»;
пословицы на ватмане: « Откладывай безделье, да не откладывай дела», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки» ;
фрагмент с песней А. Пугачевой «Делу время, а потехе час»;
Ход урока.
Актуализация знаний учащихся.
Отгадайте:
Без ног и крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время.) Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья не бейте нас. (Часы.)
- Тема нашего урока спряталась в этих загадках. Хорошо бы определить как эти два слова – «время и час» могут быть связаны друг с другом
(Слушаются ответы детей).
(Иногда кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его с пользой)
2. Формулировка темы и цели урока.
- Итак, тема урока, - «Делу время – потехе час»; (Хором) -Это – обобщающий урок, и мы проведем его в форме «Круглого стола», как телевидении.
-Я – ведущий программы, а вы – главные приглашенные на программу, у нас есть зрители, которые вас будут поддерживать, и даже некоторые фрагменты урока будут сниматься на камеру.
- Давайте, определим, какие цели сегодня мы поставим перед собой: чего мы хотим добиться, чему хотим научиться?
- Пожалуйста:
1. В области познавательных задач: (Слушаются ответы детей).
(хорошо изучить т-во писателей, лучше познать мир, учиться любить русскую литературу)
-повысить уровень осмысления изученного материала, закрепить умение анализировать художественные произведения.
2. В области развития:
(Слушаются ответы детей).
- развивать память, мышление, речь, внимание, логику, учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.
3. В области коммуникабельных отношений. (Слушаются ответы детей). - учиться взаимодействовать с другими детьми, уметь внимательно слушать друг друга, смело высказывать свои мысли, и мягко вступать в полемику, если у вас другое мнение. То есть, уметь работать в коллективе.
-Эти цели записаны на доске, они совпадают с вашими мыслями, в конце «Круглого стола» мы подведем итог, добились ли мы этих целей. 3. Постановка проблемного вопроса.
- И сразу хочу задать вам проблемный вопрос, на который вы мне тоже ответите в конце урока: на ваш взгляд, почему нужно проводить обобщающие уроки? 4. Основная часть.
-Итак, приступаем к основной части часть урока.
Прежде, давайте поблагодарим нашу редколлегию, которая предоставила нам наглядность к уроку. Нашла в Интернете замечательный материал, которым мы сегодня воспользуемся. Нашла портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.
Это - Виктор Юзефович Драгунский, Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.
Важно, что новое поколение опять обращается к их произведениям, учится по ним жить, потому что каждое поколение решает одни и те же проблемы в детском возрасте.
.
- Прочитайте пословицы (на плакате) и скажите: - Можно ли название раздела «Делу время – потехе час» заменить на одну из этих пословиц? ( например: « Откладывай безделье, да не откладывай дела», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».) (Слушаются ответы детей).
- Да, я согласна с вами, что другое название полностью не отразило бы суть данного раздела. Следует отметить, что авторы учебника во главе с Горецким нашли очень точное, яркое название раздела, прочитав которое сразу поймешь, о чем пойдет в нем речь. - Почему произведения Шварца, Драгунского, Голявкина объединены в этот раздел?
- Какой рассказ Драгунского вам запомнился особенно и почему?
- Что вы можете сказать о Дениске? Как его поступки помогают понять его характер?
- Чем Дениска отличается от Мишки?
- Почему именно от имени Дениски, а не от имени его друга ведется рассказ в произведениях Драгунского?
- Как Дениска оценивает свои и Мишкины поступки?
Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?
(Дал клятву, что будет учить уроки всегда. До глубокой старости)Главные реки.
- Как к героям рассказа относится автор?
- - Зачем Драгунский создавал свои рассказы. Что он хотел сказать читателю? -Можно ли назвать рассказ Драгунского юмористическим?
-Можно ли назвать рассказ Голявкина смешным, веселым? Объясни.
- Почему мальчику было скучно в солнечный день? Чтобы ты посоветовал ему сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?
- К какому жанру относятся произведения Драгунского и Голявкина? (рассказ)
- Чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе повествуется об определенных событиях из жизни героя.) - Первую часть раунда мы провели достойно. А теперь – веселая пауза.
Физкультминутка – под песню Пугачевой. - Почему произведение Шварца названо сказкой?
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
- Одинаково ли было поведение детей, и почему они смогли победить волшебников?
- Как ты относишься к ребятам? А как к ним относится автор?
- Какой момент в сказке самый напряженный?
- Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Зачем писатель создал ее?
- Перечитай конец сказки Шварца? Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.
(Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет) Я предлагаю члену редколлегии прочитать выдержку из статьи стенгазеты, это будет звучать как обобщение, всему сказанному:
-Раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность.
Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.
А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями - Основную часть мы закончили. Я думаю, что вы теперь более глубоко стали понимать произведения изучаемых авторов.
- Перейдем к следующей рубрике «Круглого стола»: Творческое задание
- Вам предлагалось, придумать рассказ, который можно было бы включить в раздел, и начинался бы он со слов: «Однажды я…».
- Кто придумал такой рассказ? (Прочитать 2 рассказа)
Я уверена, что они все очень интересные, но, к сожалению, на уроке нет возможности все их прочитать. После окончания занятия, вы прикрепите свои работы на доску. У каждого будет возможность прочитать рассказы товарищей. На классном часе мы их обсудим. И создадим новую книгу. (У нас уже есть подобный опыт). Это и будет элементом практического применения тех знаний, которые вы получили на уроке. А теперь -
Проблемный вопрос:
- Почему нужны уроки обобщения? Рефлексия деятельности. (Подведение итогов урока.)
Итак, подведение итогов. - Посмотрите на доску: достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. (Цели должны быть написаны на доске).
(Слушаются ответы детей).
- Удался нам «Круглый стол»?
На самом деле мне хочется, чтобы вы в жизни следовали тем принципам, о которых мы сегодня говорили. И последнее:
- Оцените работу класса на уроке по шкале в сто баллов.
(100 баллов! Я согласна. Пусть я всех не успела спросить, но я видела огонек в ваших глазах, видела, что к уроку были все готовы и я всем за урок ставлю «5»)
- Но, у меня просьба: мне интересно узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке и поэтому вы заполните индивидуальную шкалу. Сдайте ее, а потом мы в индивидуальном порядке обсудим результаты.
Работа над пословицами и поговорками.
- Какие ещё пословицы и поговорки на эту тему вы знаете?
(Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял; чтобы научится трудолюбию нужно три года, чтобы научится лени – только три дня) Пословица «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность.
Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан. Вырастаем беззаботными бездельниками, которым нужна сильная поддержка родителей. А мы, сами-то, когда будем их опорой и радостью? Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями
Без ног и крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время.) Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья не бейте нас. (Часы.) Ребята, раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность.
Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.
А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями
Викторина «Узнай произведение» ( Для тех, кто не успел сегодня выступить)
Проверим, насколько хорошо вы знаете произведения. Вам нужно определить их по одной фразе.
Попробуй в классе запой – сразу выгонят. (Г. Никакой горчицы)
Они разбрызгивались и получалось что-то очень приветливое и радостное (Д. Что любит Мишка)
Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. (Шварц)
Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. (Д. Главные реки)
- Попробуем собрать рассыпавшиеся пословицы. (в газете)
Собрали. Думаю, вы обратили внимание на то, что все эти пословицы имеют отношение к теме нашего урока.
| |