Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект)





Скачать 38.25 Kb.
НазваниеСпособы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект)
Дата публикации24.09.2013
Размер38.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект)
Дать ученику целостную картину окружающего мира - актуальное требование системы образования. Во всем мире в основу передовых систем образования закладываются идеи педагогики и культурологии XX в., принадлежащие в том числе и русским мыслителям (В.В. Рязанову, П.А. Флоренскому, А.Ф. Лосеву, М.М. Бахтину). Для того, чтобы гуманизировать преподавание гуманитарных предметов, необходимо вспомнить, что их содержание тесно связано с понятием "человек", и изучать их вне активно-диалогического, субъективно-человеческого восприятия бессмысленно.
"Любой объект знания (в том числе и человек) может быть воспринят и познан как вещь, - замечал Бахтин. - Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим".
Думается, при изучении литературных произведений следует отказаться от узкого историко-литературного подхода, а заменить его широким историко-культурным. При этом "тип культуры" следует понимать как тип сознания, тип миросозерцания (менталитет русского человека). Постепенно усложняя культурные задачи (в той реальной последовательности, в какой они усложнялись и для растущего человечества), ученику дается тот материал, который поможет ему с этими задачами справиться. Цель познания - не сама история культуры, а развитие личности в истории.
Способы и методы введения культурологического аспекта при изучении художественных произведении недостаточно изучены. Ранее в методической литературе этот аспект рассматривался на уровне межпредметных связей, что, естественно, не давало возможности полно и глубоко осмыслить поведение литературных героев прошлого, так как необходимо знать их культуру; их простую, обычную жизнь, их привычки, представления о мире и т.д. В культурологическом плане очень важными являются книги Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Г. Гачева и др.
Нам представляется важным проследить некоторые способы читательской деятельности при изучении культурного аспекта художественного произведения. Методы обучения на уроках литературы могут быть рахитичными и между собой тесно связанными (О методах и приемах смотри книгу Кудряшева Н.И, Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы М., 1981). Каждый "шаг" школьного чтения - это "лаборатория" читательского мастерства, его "практикум". Следует отметить особые способы читательской деятельности:
1) Установление символики имен, отчеств, фамилий, прозвищ персонажей. Задание побуждает к чтению, вызывает ассоциативные связи. Это - своеобразная игра знаков языка, символов. При этом используется исследовательский метод, приемы самые разнообразные: учитель может дать группам работать с символикой имен или отдельным ребятам, указать источники или самостоятельно найти их; составить таблицу (карточку), "опорный конспект" (смотри М.Ф. Лучанова. Читатель в мире искусства и слова. Методическое пособие по теории и истории литературы, Омск, 1997);
2)Поиски ответа на проблемный вопрос. Например, чтобы определить жанровую природу драмы Островского "Бесприданница", предлагается вопрос: "Почему по "Бесприданнице" наш современник режиссер Э.Рязанов поставил мелодраму "Жестокий романс"?;
3)Работа учащихся с комментариями к художественному произведению. Используется исследовательский метод в сочетании с эвристическим (предполагается консультация учителя, где в процессе работы рождается общее состояние серьезной вдумчивости, "вслушивания", "вглядывания" в себя);
4) Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением. Этот вид деятельности дает возможность ученику выявить особенности индивидуального взгляда художника на то или иное произведение. Используется исследовательский метод в сочетании с другими. Думается, интересным будет провести сравнение иллюстраций Глазунова и других художников к рассказу Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", а также спектакля и фильма;
5)Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию;
6) Театрально-игровая деятельность дает возможность ученику войти в культуру той или иной эпохи (сочетание исследовательского метода с творческим);
7)Анализ эпизода (фрагмента) художественного текста - одна из форм деятельности учащихся (письменная или устная). Читательская интерпретация является условием и источником развития навыка и умения наблюдать за движущейся речью писателя, художественной деталью, тончайшими нюансами психологической мотивировки образа, характера, личности героя, что помогает определить взаимосвязи в культурных традициях;
8)Биографический анализ художественного произведения позволяет ученикам успешно выйти на осмысление культурологического аспекта в произведении (используется эвристический метод во взаимосвязи с исследовательским). Способы читательской деятельности могут быть разными в зависимости от жанровой природы художественного произведения. Изучая литературу в школе, ученик должен знать, какой древний смысл в слове "человек", как он отражает его появление, природу, основной смысл бытия в мире.
Таким образом, различные способы читательской деятельности (а их очень много), их взаимосвязь дают возможность ученикам познать глубоко литературный быт, литературное окружение автора, его психологическую биографию и судьбу (при эвристической установке биографический способ прочтения); понять художественное произведение как часть духовной культуры конкретной эпохи (историко-культурный анализ); воспроизвести культурный контекст, выявить культурные традиции (герменевтический анализ).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconПриёмы активизации познавательной деятельности воспитанников при...

Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconН. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности
«Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика»
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconПояснительная записка Цели
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconРабочая программа по литературе 4 класс
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconТемы вашего учебного проекта
Так же мой проект включает проведение опытов с этим элементом. В проекте есть способы оценивания результатов проектной деятельности...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconФормирование представлений учащихся о художественном пространстве...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconПрограмма кружка «Литературная гостиная»
Программа поможет учителю-словеснику расширить гуманитарное пространство лицея, позволит усилить культурологический аспект в преподавании...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconМетодические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины...
...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconМетодическая разработка по теме: «Развитие критического мышления...
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов...
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория...
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconКак средство повышения учебной мотивации при изучении химии
Самостоятельность при этом играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconФормирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов...
Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект) iconРеферат «прогулки по парижу» составитель: никольская в. В. Учитель...
«Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так в общеобразовательных и при изучении французского языка в качестве второго....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск