Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности





Скачать 338.81 Kb.
НазваниеН. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности
страница1/3
Дата публикации07.03.2015
Размер338.81 Kb.
ТипУчебная программа курса
100-bal.ru > Литература > Учебная программа курса
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Н.А. Рогачева
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРАКТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 05070800.65 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика».

Форма обучения – дневная

Тюменский государственный университет

2008


Рогачева Н. А. Теория литературы и практика читательской деятельности:

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 05070800.65 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика». Форма обучения – дневная.

УМК соответствует требованиям ГОС ВПО по специальности 05070800.65 (031200) «Педагогика и методика начального образования» (от 31.01.2005) и отражает опыт преподавания теоретико-литературных и специальных дисциплин сотрудниками кафедры русской литературы Тюменского государственного университета.

Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Теория литературы и основы читательской деятельности [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией филологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор,

зав.кафедрой русской литературы

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

© Н. А. Рогачева, 2008.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа курса «Теория литературы и практика читательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, минимума содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 05070800.65 (031200) Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика».

Цели и задачи дисциплины

Курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» имеет определяющее значение в системе освоения студентом теоретико-литературных знаний и практической подготовке учителя к преподаванию курса литературного чтения в начальной школе. Содержание дисциплины нацелено на формирование представлений о месте искусства слова в истории и социокультурной жизни, о системно-целостном единстве художественного произведения, исторических фазах литературного процесса, о путях и методах понимания и анализа литературных явлений.

цель курса: освоение ключевых понятий, терминов, категорий и принципов поэтики литературного произведения, осмысление эстетической сущности искусства слова, овладение первичными навыками системно-целостного анализа художественного текста, понимание сущности читательской деятельности.

Задачи:

1) обеспечить усвоение основ теоретической поэтики, общих свойств художественной литературы как вида искусства, ее роли и места в социокультурной жизни;

2) познакомить студентов с основными фазами историко-литературного процесса;

3) раскрыть основные структурные принципы формирования художественной целостности литературного произведения;

4) обучить разным методикам анализа литературного произведения;

5) дать представление о целях и формах читательской деятельности, истории читателя и его роли в понимании и интерпретации художественного текст;

6) продемонстрировать приемы организации читательской деятельности младшего школьника на уроке и вне учебных занятий;

7) помочь в выборе произведений при составлении программ для чтения и литературного образования учеников младших классов.

Место дисциплины в учебном процессе. ДПП. Цикл дисциплин предметной подготовки. Федеральный компонент. Курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» входит в цикл дисциплин профессиональной подготовки учителя младших классов и соотносится с курсами «Истории русской литературы», «Детской литературы», «Методики преподавания литературы», «Современного русского языка».

Требования ГОС. Требования к уровню освоения материала курса определены обязательным минимумом содержания основной образовательной программы специальности 05070800.65 (031200) «Педагогика и методика начального образования» ДПП. Ф. 05 (гос. регистрация от 31.01.2005).

«Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы. Литературное произведение как целостная структура. Форма и содержание художественного произведения. Принципы анализа художественного произведения. Автор, герой и читатель в художественном произведении. Закономерности литературного процесса.

Теория литературы – одна из научных основ читательской деятельности. Понятие читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников. Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов.  Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста. Моделирование фрагментов организации читательской деятельности младших школьников».
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • основные принципы литературоведческого анализа художественного произведения;

  • основные принципы работы над художественным произведением в начальной школе;

  • принципы организации читательской деятельности младших школьников.

Студент должен уметь:

  • анализировать художественные произведения разных жанров;

  • организовывать деятельность учащихся при обсуждении художественного произведения в классе;

  • формировать круг детского чтения, учитывая возрастную специфику юного читателя.

Студент должен владеть:

  • навыками самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации;

  • навыками работы с научной литературой;

  • методами обучения детей младшего школьного возраста основам литературоведческой науки.


Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

32

2.

Семинарские занятия

32

3.

Самостоятельная работа

70

4.

Экзамен




5.

Всего

134


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Тематика занятий

Лекции (кол-во часов)

Практ. и семин. занятия (кол-во часов)

Индив. и сам. работа студ. (кол-во часов)

Формы контроля

1.

Теория литературы как система дисциплин.

2




2

Карточки

2.

Методические основы читательской деятельности




2

4

Сообщения

3.

Эстетическая природа литературы. Художественность как эстетическая категория

2




2

Проверка конспектов

4.

Читатель как литературоведческая категория

2










5.

Содержание и форма литературного произведения




2

2

Самост. работа

6.

Структура художественного текста

2




4

Анализ текста

7.

Художественный мир литературного произведения

2




2

Проверка конспекта

8.

Содержательность художественной формы







4

Проверка конспектов,

Анализ текста

9.

Система персонажей литературного произведения. Структура персонажа

1

2

4

Анализ статьи, анализ текста

10.

Сюжет и фабула в художественном произведении. Композиция сюжета

1

2

4

Проверка конспектов

11.

Художественное пространство и художественное время. Хронотоп

1

2

4

Выписки из статей, анализ текста

12.

Предметно-вещный мир литературного произведения

1

2

4

Анализ текста

13.

Категория автора в литературоведении.

Художественный автор и повествователь. Типы повествователя

2

2

4

Самостоятельная работа, анализ текста

14.

Основы стихосложения. Метр и ритм. Стиховые системы

2

4

4

Контрольн. работа, тесты

15.

Стиль художественного текста. Поэтический язык

2

4

4

Тест

16.

Текст и контекст

2




4

Проверка конспектов

17.

Литературные роды и жанры

2




2

Проверка конспектов

18.

Методика анализа и интерпретации эпического произведения

2

2

2

Проверка конспектов

Анализ текста

19.

Методика анализа лирического текста

2

4

2

Анализ текста

20.

Методика анализа драматургического произведения

2

2

4

Анализ текста

21.

Литературный процесс

2




4

Реферат об одном из лит. направлений

22.

Круг чтения младших школьников




2

4

Программа домашнего чтения




Всего

32

32

70





3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 05070800.65 (031200) «Педагогика и методика начального образования».

Тема 1. Теория литературы как система дисциплин

Теория литературы, ее цели и задачи, область теоретико-литературных исследований. Основные подходы к изучению литературных фактов.

История литературы как теоретическая проблема. Поэтика общая и частная. Историческая поэтика, ее задачи. Литературная критика, ее специфика.

Вспомогательные дисциплины: библиография, источниковедение, текстология, комментирование. Типы комментариев.

Основные понятия темы: теория литературы, общая, частная, историческая поэтика, литературная критика, текстология, комментирование, библиография, источниковедение.

Тема 2. Эстетическая природа литературы. Художественность как эстетическая категория

Эстетическое отношение. Эстетические эмоции. Художественная литература как вид искусства. Исторические концепции искусства.

Эстетическое и художественное. Художественность как способ познания. Законы художественности. Типы художественности как «род целостности» литературного произведения. Тип художественности и поэтика. Модусы художественности. Пафос и модус художественности.

Художественный образ как категория эстетики. Свойства образа. Различие понятия и художественного образа.

Основные понятия темы: эстетический объект, эстетическое отношение, эстетическое событие, тип художественности, модус художественности, художественный образ.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория...
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconВ. 1 Деловой иностранный язык 13
Д 2 Теория и практика перевода профессиональной литературы с иностранного языка 73
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconПояснительная записка Цели
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconАннотация дисциплины б. 5 Институциональная экономика 10
Д 2 Теория и практика перевода профессиональной литературы с иностранного языка 73
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»
Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
База: циклы математических дисциплин (алгебра и теория чисел, геометрия, математический анализ); курсы теория и методика обучения...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconУрок русского языка и литературы в условиях введения фгос ооо: теория, практика, перспективы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности»
Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconПрограмма дисциплины «Теория и практика онлайн исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconСовременные т ех нологии обучения: теория и практика учебное пособие
Современные технологии обучения: теория и практика: Учебное пособие / А. О. Блинов, Т. Н. Парамонова, Е. Н. Шереметьева, Г. В. Погодина....
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconПримерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре»
Целью курса является овладение учащимися методикой преподавания специальной дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconПрограмма дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама...
Н. А. Рогачева теория литературы и практика читательской деятельности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск