Скачать 96.85 Kb.
|
МОУ средней образовательной школы Уська-Орочского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании методического заместитель директора директор МОУ СОШ объединения учителей по УВР_____________ ___________________ начальных классов Фаламеева Л.В. Абрамова Н.Ф. __________________ от «___» ________2011г. от «___» ________2011г от «___» ________2011г _________________ Жукова Л.Ф. Программа обучения учащихся навыкам прикладного творчества с опорой на игровые технологии для 1 класса «В стране мастеров» Каюда Оксана Николаевна, учитель технологии II категории 2011 г Пояснительная записка Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Учащихся надо вовлекать в продуктивную творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Дети раннего возраста легче включаются в процесс обучения навыкам прикладного творчества через игру. В основе занятий – игровой сюжет, который каждый год может меняться в зависимости от желания педагога. Карта-схема движения по стране прикладного творчества изготовлена как полуобъемный макет (настенное панно), где каждый пункт остановки выполнен в соответствии с указанными материалами: бумажное королевство, лоскутный город и т.п. Путешествие по карте имеет много общего с детской настольной игрой. Игровые занятия заложены и в основе каждого занятия. Последнее занятие проводится как игра путешествие. В конечном итоге сокровища найдены, ими оказываются детские работы, изготовленные в течение года. Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы; Идеи программы «Город мастеров» созвучны идеям школы-поиска «Галакта»: - идее Малой родины, имеющая традиции, устремленные в будущее, «Галакта» - поиск себя в себе, в мире людей, поиск гармонии с собой и природой, людей и мира; - идеям продуктивного образования. Занятия проводятся 1 час в неделю. Цель программы: развитие индивидуальных особенностей личности ребенка через обучение основам прикладного творчества в игровой форме. Задачи:
Направление внеурочной деятельности Общекультурное развитие и воспитание Вид внеурочной деятельности:
Планируемые результаты
Календарно-тематический план
Содержание занятий 1.Вводное занятие – 1ч. Занятие 1.Знакомство с группой детей. Введение в игровую ситуацию. Основные материалы и инструменты, используемые в начально-декоративном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены. Практическая работа: рисование Страны Мастеров и домика для гнома Мастерилки. 2. «В чудном лесу» - 2 часа. Занятие 2.Знакомство с жителями чудесного леса – растениями, их листьями и семенами. Экскурсия в лес. Практическая работа: заготовка материалов (осенних листьев, травы, еловых шишек) Занятие 3. Знакомство с художественными ремеслами КМНС. Рассматривание собранного материала. Зарисовка осенних листьев. Понятие аппликации. Практическая работа: коллективная аппликация из природного материала. 3. «Бумажный город» - 6 часов Занятие 4. Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания. Практическая работа: изготовление поделок «Лодочка», «Пингвин». Занятие 5. Беседа об искусстве оригами. Практическая работа: изготовление поделок «Собачка», «Лягушка», «Краб». Занятие 6.Правила пользование ножницами, карандашом и линейкой. Резание по прямой. Резание по линиям разметки. Практическая работа: изготовление мостика из бумажных полос. Занятие 7. Основные правила вырезания. Практическая работа: вырезание салфеток, снежинок. Занятие 8. Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона. Нанесения клея точечным способом. Практическая работа: изготовление картинки «Цыпленок», сувенирной игрушки «Чебурашка». Занятие 9. Основы бумагопластики («пушистый шарик», «бумажный комочек», «травка»). Практическая работа: изготовление настенного панно. 4. «Ниточная страна» - 2 часа Занятие 10.Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Простой узел («калач»). Практическая работа: изготовление гусеницы из моточка ниток. Занятие 11. Беседа о народной игрушке (соломенной и тряпичной) Практическая работа: изготовление куклы из ниток. 5. «Пластилиновая гора» - 2 часа Занятие 12. Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Практическая работа: лепка фруктов, овощей посуды. Занятие 13. Беседа о народной русской игрушке (дымковской, фелимоновской). Практическая работа: лепка игрушек. 6. «Остров ненужных вещей» - 4 часа Занятие 14. Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?» Практическая работа: изготовление бабочки и птички из фантиков. Занятие 15. Знакомство с основными приемами фольги (резание, сгибание, скручивание) Практическая работа: изготовление игрушек из фольги. Занятие 16,17. Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока Практическая работа: изготовление букета из пуговиц, человека из пуговиц и проволоки. 7. «Лебединое озеро» - 1 час Занятие 18. Знакомство с новым видом детского творчества – яичной скорлупой. Практическая работа: объемная игрушка из яичной скорлупы. 8. «Омут плетения» - 1 час. Занятие 19. Беседа о различных видах плетения (макраме, ткачество, кружевоплетение). Основные материалы и инструменты для плетения косичек. Практическая работа: плетение закладки-косички в 3 пряди. 9. «Лоскутный город» - 1час Занятие 20. Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Практическая работа: клеевая аппликация из лоскутков. 10. «Башня принцессы Иголочки» - 7 часов. Занятие 21, 22. Знакомство с изонитью. Техника выполнения отдельных элементов (цветочек, листик). Практическая работа: поздравительная открытка Занятие 23. Беседа «Как человек научился шить». Понятие «шов», «стежок». Практическая работа: отработка шва «вперед иголка» Занятие 24. Знакомство с назначением ручных швов. Практическая работа: сумочка для куклы. Занятие 25. Беседа «Как делаются мягкие игрушки». Шов «через край». Правила набивки. Практическая работа: полуобъемная игрушка. Занятие 26,27. Беседа «Виды вышивки». Основы вышивания простыми швами. Практическая работа: закладка с вышитым узором. 11. Дворец бисера – 3 часа. Занятие 28. Беседа «Бисерное рукоделие». Правила безопасности при работе с бисером. Инструменты и материалы. Практическая работа: букетик цветов на проволоке. Занятие 29, 30. Понятие «продеть в прямом направлении», «продеть в обратном направлении». Практическая работа: плетение игрушек на проволоке («Паучок», «Жучок»). 12. «Замок вязания» - 1 час. Занятие 31. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Правила безопасности при вязании крючком. Приемы вязания крючком. Практическая работа: закладка из цепочки воздушных петель. 13. Итоговое занятие- 1 час. Занятие 32. Игра-путешествие по Стране Мастеров. Подведение итогов. Анализ выполненных работ. Система оценивания Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как внеурочная деятельность не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая работа позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Отслеживание результатов:
Литература Л.В.Горнова, Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева, Н.Н.Горбатова, Н.П. Конькова, И.Н. Пестова Студия декоративно-прикладного творчества. Программы. Организации работы. Рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Учитель, 2009. Левина М. 365 веселых уроков труда. – Москва: Рольф, 1999. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000. Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазия. – Волгоград: Учитель, 2009. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Работа с соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. – Волгоград: Учитель, 2009. Гурбина Е.А.Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. – Волгоград: Учитель, 2008. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. Первые шаги. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. |
О проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | О проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые технологии: интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые... | Конспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость» Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии... | ||
План –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения) Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применяемые образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии | ||
Почему модульное обучение называют технологией? Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии.... | Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | ||
История и теория декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история и теория декоративно-прикладного творчества» | Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания... | ||
Областной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина» Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов... | 1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного... Виды вышивки, применяемой при создании изделий декоративно-прикладного творчества | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому в своей работе я сочетаю как традиционные, так и нетрадиционные методики, в том числе – игровые технологии. Понятие «игровые... | Конкурс детского теле-видео-творчества «Телестарт-2013» Областная постоянно действующая выставка прикладного творчества и изобразительного искусства. 68 | ||
Курсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества» «Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно... | Конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)... Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... |