Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении





Скачать 145.71 Kb.
НазваниеПроизводственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении
Дата публикации05.10.2013
Размер145.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования

программа учебной практики

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование.

Профиль подготовки Изобразительное искусство.

Уровень ООП: бакалавриат.

Форма обучения: очная.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ № 200 от 22.03.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).
Разработчик: к.п.н., доцент кафедры методики начального образования В.А.  Варданян

Программа одобрена на заседании кафедры методики начального образования (протокол № от______2011 г.).


Саранск 2011

1. Цель производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении

Целью производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении является овладение студентами всеми основными направлениями деятельности учителя изобразительного искусства, руководителя кружка и другими видами внеклассной работы по предмету в системе эстетического воспитания.

2. Задачи производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении

Задачами производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с профилем подготовки Изобразительное искуство являются:

  • изучить профессиональные особенности педагогической деятельности учителей изобразительного искусства в средней школе, гимназии, лицее, инновационной школе;

  • овладеть методикой работы учителей изобразительного искусства в конкретном классе, с опытом осуществления межпредметных связей;

  • овладеть методикой кружковой внеклассной работы по эстетическому воспитанию и художественному образованию учащихся;

  • овладеть содержанием и методикой воспитательной работы классного руководителя по изобразительному искусству;

  • овладеть методикой воспитательной работы с родителями;


Данные задачи производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

  • педагогическая,

  • культурно-просветительская,

и задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

  • организация и осуществление изобразительной и художественно-творческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время;

  • изучение художественно-творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности и определение индивидуальной траектории художественного развития;

  • организация обучения и воспитания в процессе изобразительного искусства с использованием компьютерных технологий и интерактифных форм, соответствующих возастным особенностям учащихся;

в области культурно-просветительской деятельности:

–  воспитание эстетического вкуса, потребности в общении с произведениями искусства;

  • популяризация художественных знаний среди учащихся и их родителей.


3. Место производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении в структуре ООП ВПО
Производственно-педагогическая практика в общеобразовательном учреждении является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.

Производственно-педагогической практике в общеобразовательном учреждении предшествует изучение дисциплин «Экономика образования», «Культура речи», «Культурология», «Русский язык» гуманитарного и социально-экономического цикла; «Информационные технологии» математического и естественно-научного цикла; «Педагогика», «Психология», «Методика обучения изобразительному искусству», «Рисунок», «Живопись», «Основы декоративно-прикладного искусства» профессионального цикла инвариантного компонента ФГОС ВПО, а также курсов по выбору студентов вариативной части профессионального цикла. Производственно-педагогическая практика в общеобразовательном учреждении является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении:

иметь представление:

  • об изобразительном искусстве, его видах и жанрах;

  • о месте и роли искусства в современном содержании образования;

  • о современных концепциях художественного образования;

  • о принципах и методах обучения изобразительному искусству в различных концепциях художественного образования;

  • знать:

  • особенности развития изобразительного творчества у детей младшего и среднего школьно возраста;

  • роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания школьника;

  • особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство»;

  • терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности;

  • уметь:

  • использовать изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания и художественного образования школьников;

  • применять на практике педагогические приемы и методы активизации творческих способностей детей;

  • разрабатывать структуру проведения урока ИЗО, самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения, подбирать необходимый дидактический материал;

  • владеть навыками:

  • необходимыми для выполнения реалистических изображений различными художественными материалами;

  • в достаточной степени владеть приемами и методами педагогического рисования;

  • организации и осуществления художественно-творческой деятельности младшего школьника.

Производственно-педагогическая практика в общеобразовательном учреждении проводится на III курсе в V семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении является необходимой основой для последующего изучения психолого-педагогических основ педагогической деятельности, прохождения производственно-педагогической практики в учреждениях дополнительного образования, подготовки к выполнению дипломных проектов и осуществлению предстоящей педагогической деятельности в различных образовательных учреждениях.


  1. Место и время проведения производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении

Производственно-педагогическая практика в общеобразовательном учреждении бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с профилем подготовки Изобразительное искусство проводится на базе общеобразовательных школ г. Саранска.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • профиль образовательного учреждения (желательно художественно-гуманитарный);

  • наличие профильных классов (с углубленным изучением предметов эстетического цикла);

  • наличие оборудованного кабинета изобразительного искусства;

  • наличие учителя изобразительного искусства с высшим художественно-педагогическим образованием, ведущем изобразительное искусство с I класса.

Производственно-педагогическая практика в общеобразовательном учреждении проводится в течение четырех недель на III курсе в V семестре. Группы формируются в составе 4 - 6  человек на одного руководителя.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении:

Общекультурные компетенции:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).


Профессиональные компетенции

общепрофессиональные:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Специальные компетенции:

  • способен применять различные средства художественной выразительности в творческом процессе (СК-2);

  • способен реализовать теоретическую и практическую подготовку в самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-4);

  • cпособен понимать значение искусства в формировании художественной культуры личности как неотъемлемой части культуры духовной (СК-5);

  • cпособен реализовать свою теоретическую и практическую готовность решать художественно-педагогические задачи в предстоящей профессиональной деятельности (СК-6);

  • способен выявлять условия, при которых занятия изобразительного и декоративно-прикладного искусства способствуют развитию художественных способностей ученика (СК-7);


В результате прохождения производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

      • тенденции развития современной дидактики с учетом предметной специфики;

      • методику организации и осуществления изобразительной деятельности учащихся;

      • содержание, и методику работы классного руководителя;

      • основные направления, приемы формы и методы работы классного руководителя;

уметь:

      • теоретически осмысливать и практически реализовывать в системе мероприятий задачи педагогической практики в образовательном учреждении;

планировать и методически правильно организовывать учебную и воспитательную работу по художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся;

  • роводить дополнительные занятия с одаренными (или трудными) детьми по изобразительному искусству;

владеть:

  • всеми основными направлениями деятельности учителя изобразительного искусства, руководителя кружка и другими видами внеклассной работы по предмету в системе эстетического воспитания.


6. Структура и содержание производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении
6.1. Структура и трудоемкость производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении

Общая трудоемкость производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении составляет 6 зачетных единиц, или 4 недели, или 216 часов.


№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Зачетные единицы

часы

1

Организационный

1

0,5

18

  • проверка наличия необходимой документации для проведения педпрактики

2

Адаптационный

1

1

36

проверка наличия:

  • перспективного плана по учебной и воспитательной работы;

  • плана психолого-педагогических и научных исследований

3

Производственный

2-4

4

144

проверка проведения:

  • уроков;

  • внеклассного мероприятия по предмету;

  • воспитательного мероприятия

4

Заключительный

4

0,5

18

защита документации:

  • конспектов уроков;

  • конспектов внеклассного мероприятия по предмету;

  • воспитательного мероприятия;

  • результатов психолого-педагогических наблюдений;

  • научно-исследовательской работы

6.2. Виды деятельности студентов на производственной практике:

1 этап:

  • участие в установочной конференции;

  • организация выхода в школу, закрепление за классами;

  • знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса школы: беседа с администрацией; изучение проблем школы и ее опыта реорганизации учебно-воспитательного процесса; плана работы, системы и организации эстетического воспитания;

  • ознакомление с расписанием уроков, формами школьной отчетности, дидактическим материалом и оборудованием кабинета ИЗО, санитарно-гигиеническим режимом школы, наличием специальной литературы в школьной библиотеке.

2 этап:

  • посещение уроков и изучение коллектива учащихся класса;

  • изучение документации, личных дел учащихся;

  •  ознакомление с планом и опытом воспитательной работы учителя;

  •  составление перспективного плана учебно-воспитательной работы, психолого-педагогических и научных исследований.

3 этап:

проведение:

  • уроков изобразительного искусства;

  • занятий предметного кружка;

  • воспитательного мероприятия (организация выставок детского творчества);

  • психолого-педагогических наблюдений;

  • научно-исследовательской работы (сбор научного материала по теме курсовой работы; введение элементов эксперимента в учебно-воспитательный процесс; анализ результатов наблюдений и экспериментов, выводы и обобщения.

4 этап:

  • оформление документации;

  • участие в заключительной конференции.


7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственно-педагогической практики в общеобразовательном учреждении


  • Сбор научного материала по теме курсовой работы;

  • введение элементов эксперимента в учебно-воспитательный процесс;

  • анализ результатов наблюдений и экспериментов, выводы и обобщения.



  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
На заключительной конференции в школе студент отчитывается о проделанной работе. Учителя дают характеристику студентам и оценивают их готовность к самостоятельной педагогической деятельности.

В институте групповому руководителю студент сдает:

  • дневник педагогической практики в которм отражены: анализ 10 посещенных уроков;10 конспектов уроков с оценкой и отзывом учителя-методиста на каждый урок;

  • конспект зачетного урока с приложением детских работ;

  • конспект внеклассного мероприятия по предмету с анализом его проведения;

  • анализ воспитательного мероприятия сокурсника;

  • результаты и материалы наблюдений, анкетирования с анализом;

  • психолого-педагогическая характеристика классного коллектива;

  • отчет по педагогической практике.



9. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

на производственной практике
Самостоятельная работа студентов в ходе производственной практики составляет 108 часов. В ходе самостоятельной работы студенты:

1. Анализируют документацию (классный журнал, личные дела учащихся, учебно-воспитательный план учителя).

2. Разрабатывают конспекты уроков по изобразительному искусству.

3. Разрабатывают конспект внеклассного мероприятия предмету.

4. Разрабатывают конспект воспитательного мероприятия.

5. Разрабатывают задания для психолого-педагогических наблюдений.

6. Изготавливают наглядные пособия.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение

производственной практики


  1. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов. / С.Е. Игнатьев. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.

  2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.

  3. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007. – 255 с.

  4. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.

  5. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М. : Академический Проект: Трикста, 2005. – 480  с.


11. Материально-техническое обеспечение производственной практики
Для проведения педагогической практики в образоваительномучреждении необходимо, чтобы в базовой школе были кабинеты ИЗО, оборудованные согласно требованиям ФГОС.

Желательно наличие:

  • в классе мультимедийного оборудования для демонстрации презентаций на уроках;

  • в школе компьютерного класса с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическая практика является составной частью профессиональной подготовки студентов и проводится с целью формирования целостного...
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПедагогическая практика по информатике Направление подготовки
Эвм, операционные системы, сети и интернет технологии); курсы методики обучения и воспитания (информатика), педагогики и психологии,...
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconУчебно-исследовательская практика Направление – 050100-Педагогическое...
«Философия», «Культура речи», «Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя», «Общая психология», «Возрастная...
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconМетодические указания по педагогической практике «введение в специальность»...
«Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»...
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации
Контроль за кадровым обеспечением учебного процесса, за объемом нагрузки педагогов
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconРабочая учебная программа по дисциплине Педагогическая практика
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПедагогическая практика глазами студентов
Называют последнее слово в стихотворении, выделяя первый звук в словах-ответах (сверчок, светлячок, слон)
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПедагогическая практика как основа подготовки специалиста дефектологического профиля
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconМетодическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового...
Охватывает: а учебно-воспитательную работу учителя предметника
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconРежиссерско-педагогическая деятельность Р. В. Болеславского и Л. Страсберга
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическая практика: Методическое пособие / Авт сост. Г. В. Коган. – Мурманск: мгпу, 2008 – 78 с
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconБ летняя педагогическая практика
На слайде 4 знака вопроса разного цвета. Чтобы узнать какие профессии за знаком вопроса нужно отгадать загадки
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconРабочая программа производственной практики Психолого-педагогическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconКурсовой проект на тему: Проект производственно-технической базы...
Курсовой проект содержит три листа графической части и пояснительную записку на 70 стр., 13 таблиц, 10 использованных источников
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическая практика аспирантов очной формы обучения является составной частью учебного процесса и организуется на выпускающих...
Производственно- педагогическая практика в общеобразовательн ом учреждении iconПедагогическая практика содействия развитию критического мышления в условиях библиотеки
Введение. Роль и значение школьной библиотеки в условиях модернизации образовательных учреждений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск