Скачать 1.12 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Методическое пособие МУРМАНСК 2007 УДК 378.147.88(075.8) ББК 74.200я 73 П 69 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета Рецензенты: Д.Г.Левитес, доктор пед. наук, профессор МГПУ; Л.В. Геращенко, заместитель председателя комитета по образованию администрации г. Мурманска Автор-составитель: Г.В.Коган, канд.пед.наук, доцент кафедры ППиОТ МГПУ Педагогическая практика: Методическое пособие / Авт.-сост. Г.В. Коган. – Мурманск: МГПУ, 2008 – 78 с. Пособие состоит из трех частей: в первой рассматриваются концептуальные положения организации и проведения педагогической практики в системе университетского образования; во второй части раскрываются вопросы программно-целевого обеспечения педагогической практики в аспекте реализации требований государственного образовательного стандарта; в третьей - приведены методические материалы к проведению педагогической практики: права и обязанности студента-практиканта, обязанности руководителей практики, схема дневника педагогической практики, примерные схемы общего и аспектных видов анализа урока, примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива и другие материалы. Предназначено для студентов, учителей, аспирантов и преподавателей педагогики университетов и педагогических институтов, руководителей педагогической практики. Печатается в авторской редакции. © Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), 2008 ВВЕДЕНИЕ Педагогическая практика является одним из связующих звеньев теоретической подготовки с практической деятельностью студентов вуза. Многообразие образовательных учреждений, инновационные процессы, характерные для современной школы - все это предполагает подготовку профессионалов, владеющих современными педагогическими технологиями, способных к творчеству, имеющих индивидуальный стиль педагогической деятельности. В то же время анализ передового опыта организации и проведения педагогической практики студентов позволил выявить ряд проблем и противоречий, которые существенно снижают эффективность профессиональной подготовки студентов в период практики и связаны в той или иной мере с её организацией, отбором содержания и руководством. Отметим некоторые из этих проблем:
Указанные проблемы часто приводят к определенной дезорганизации образовательной деятельности студента, к подавлению его инициативы, активности и самостоятельности. В основу попытки разрешить вышеперечисленные проблемы положены предложения и опыт коллег профессорско – преподавательского соcтава МГПУ (д.пед.наук, профессора Д.Г.Левитеса, д.пед.наук, профессора В.В.Дранишникова, доцента С.Г.Орловой, к.пед.наук, доцента Л.Д.Рогозиной, ст. преподавателя Н.Ю.Ермолаевой и др.), осуществляющих руководство педагогической практикой, анализ передового опыта практики в российских школах (О.С.Гребенюк, В.П.Симонов и др.), а также опыт подготовки учителей в Лапландском университете (г.Рованиеми, Финляндия). Предложения, высказанные преподавателями как возможные подходы к решению перечисленных проблем, в совокупности решаются в условиях непрерывной педагогической практики, организуемой в логике компетентностного подхода. Предлагаемые в данном учебно-методическом пособии рекомендации ни в коем случае не являются какими-либо директивными указаниями. Данные разработки по планированию, организации, диагностике и оценке эффективности образовательной деятельности будущего учителя в школе и степени сформированности его личностных и профессионально значимых качеств, выработанные на основе анализа передовой практики, с учетом психолого-педагогических разработок последних лет, требуют не шаблонного, не репродуктивного воспроизведения в практической деятельности, а творческого их преломления и использования с учетом конкретных условий и возможностей, с учетом четких и реальных целей, стоящих перед каждым руководителем педагогической практики в целом. Не претендуя на всеобъемлющий и окончательный характер теоретических выводов и практических рекомендаций, автор надеется, что материалы данного пособия будут полезны всем настоящим и будущим учителям, руководителям педагогической практики. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Концептуальные положения проектирования и организации педагогической практики в университете Педагогическая практика носит комплексный характер – это осуществление межпредметных связей философии, психологии, педагогики, методики преподавания и специальных дисциплин, взаимосвязь теоретической подготовки и практической работы, сочетание различных видов деятельности по освоению системы профессиональных ролей. Реализовать указанные идеи возможно только при соблюдении принципов: преемственности, систематичности, непрерывности практической подготовки студентов, а также взаимосвязи и взаимопроникновении теоретической подготовки, практической и исследовательской деятельностей студентов. В настоящее время существуют два направления развития образования – традиционное и инновационное. Инновационными компонентами образовательных парадигм являются ключевые компетентности и ключевые квалификации. Реализация данных компонентов требует нового содержания профессионального образования и новых государственных стандартов, ориентированных не на исходные программные материалы, а на результаты образования, включающие ключевые компетентности, компетенции и квалификации. Развитие этих многомерных социально – психологических и профессионально – педагогических образований требует также новых технологий и средств обучения, воспитания и развития, а также новой организации учебно-профессионального пространства. В контексте данной проблемы профессиональную компетентность будущего учителя мы рассматриваем не как некоторую сумму педагогических знаний и умений, значимость которых с трудом и не всегда вовремя рефлексируется студентом, а как готовность к выполнению основных профессионально-педагогических функций (обучающей, воспитательной, развивающей, организаторской, коммуникативной, методической) и комплекс профессионально-значимых личностных качеств (гуманистическая направленность, стремление к самоактуализации в профессиональной деятельности, отношение к детям, коммуникабельность, владение вербальными и невербальнами средствами коммуникации, эмпатия и др). Современный подход к педагогической практике основан на реализации идей гуманизации и гуманитаризации, когда целью и смыслом учебного процесса является развитие и саморазвитие индивидуальности, самоактуализация личности студента. Такой подход осуществляется не через обучение предписанным знаниям, умениям и навыкам, а в процессе учебной деятельности, ядром которой является развитие и саморазвитие индивидуальных способностей каждого. Учебную деятельность студентов необходимо организовать как процесс решения научно-практических проблем, позволяющих каждому студенту осуществлять саморазвитие, самопознание, рефлексию, личностно-деятельностную самореализацию. При таком подходе в педагогической практике университета основным субъектом является студент. Студент перестает быть накопителем знаний (а преподаватель - их транслятором) с нормированными реакциями: представить данные о школе, об учителе, об учащихся, провести и проанализировать столько-то уроков и внеклассных мероприятий. Ключевым становится решение студентом педагогических проблем в школьных условиях, так как главное – сам студент, изменения в его опыте, формирование его профессиональной компетенции. Переход от традиционной модели обучения к инновационной в силу целого ряда обстоятельств протекает медленно через разрешение противоречий и проблем, которые возможно решить при гуманистическом подходе. Перечислим эти проблемы: - слабая взаимосвязь между теоретической подготовкой студентов и их деятельностью в период педагогической практики; - противоречие между представлениями студентов о современных подходах к организации воспитательного процесса и реальным состоянием педагогической практики, сохранившим издержки социоцентризма в воспитании и обучении детей; - недостаточная связь между учебной деятельностью студентов в процессе педагогической практики и учебно-исследовательской и научно-исследовательской их работой; - недостаточное использование потенциала практики для развития творческих способностей студентов, проявления и развития их индивидуальности; - несогласованность действий методистов, педагогов, психологов, организаторов педпрактики в университете и школах; - отсутствие единых требований к содержанию и объему работы, выполняемой студентами, критериев оценки результатов деятельности практикантов. Современный, гуманистический, подход к организации педагогической практики основывается на следующих положениях: 1. Ведущей ключевой задачей всех руководителей педагогической практики становится развитие ключевых компетенций будущих учителей. Для решения этих задач предусматривается большая дифференциация и индивидуализация содержания и организации практики (вариативность заданий, предлагаемых студентам на выбор с учетом их профессиональной направленности, общеобразовательной и профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей, добровольный выбор исследовательского объекта работы). Наряду с закреплением студенческих групп за школами используется индивидуальное прикрепление отдельных студентов к опытным учителям-воспитателям. 2. В организации педпрактики предусматривается усиление самостоятельности и активности студентов. Практика носит обучающий и развивающий характер. При ее организации и проведении преподавателями решаются, во-первых, прикладные задачи: создать условия для овладения студентами практическими навыками и умениями организации учебной и воспитательной работы. Во-вторых, решаются задачи расширения и углубления педагогических, психологических и специальных (предметных, методических) знаний и приобретения новых. В-третьих, задачей практики является развитие индивидуальных способностей студента, формирование его педагогической компетенции. 3. Педагогическая практика носит воспитывающий характер, когда к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие педагогического коллектива школы. Как член коллектива студент выполняет все виды и функции профессиональной деятельности учителя. Но в то же время он является студентом, ведущим свой инновационный поиск. 4. Студента необходимо постоянно и заранее готовить к выполнению исследовательских работ в период педагогической практики. Эта подготовка осуществляется на всех курсах, на протяжении всего срока обучения с тем, чтобы студент был готов не только к практической работе с детьми, но и был подготовлен к инновационному стилю своей учебной деятельности в условиях практики. 5. Процесс формирования специалиста имеет системный, непрерывный характер. 1.2. Обоснование непрерывности практики Формирование компетентности, как и процесс развития перечисленных выше качеств, длительный, постепенный и нарастающий по сложности и разворачивающийся в соответствующих образовательных пространствах (школа и вуз) процесс, который не может быть реализован в сложившихся сегодня в МГПУ условиях прохождения педагогической практики. Однако, имея в качестве приоритетных (по отношению к учебно-познавательной) развивающую и воспитательную цели, практика, тем не менее, сохраняет в себе все черты, органически присущие процессу обучения. Поэтому при его организации в качестве одного из основополагающих принципов выступает учет реальных возможностей студента в практической деятельности, обусловленных его познавательным опытом. Эти возможности возрастают в связи с продвижением студента по ступеням обучения, что предопределяет содержание, объем, характер и меру самостоятельности в его практической работе. В процессе формирования специалиста она должна иметь системный характер: от привлечения первокурсника, вчерашнего ученика, к простым и доступным ему видам работы (наблюдение, отбор фактов для анализа в процессе академических занятий, выполнение посильных заданий наставников и т.д.) до полномасштабной практики на старших курсах, где ее содержание и объем соответствует реальным требованиям образовательного учреждения и в определенных условиях может носить проектировочно-исследовательский характер. В связи с этим практика по своему содержанию и ведущим дидактическим и воспитательным целям должна подразделяться на учебную (1-3 курс), имеющую пропедевтический характер и производственную (методическую), при которой студент имеет свое рабочее место и его участие в процессе обучения несет в себе все основные черты деятельности специалиста (4-5 курс). Резкой границы между учебной и производственной практикой не должно быть. Практика организуется как непрерывная с 1 по 10 семестр включительно. На каждом этапе обучения (семестре) она осуществляется с учетом познавательного опыта, реальных возможностей студентов и конкретных дидактических целей (подготовка к практике, знакомство с характером учебного заведения, его структурой, формирование и закрепление профессиональных умений и навыков, разработка и реализация педагогических проектов, в т.ч. и в рамках дипломных исследований, обобщение и анализ накопленного практического опыта). 1.3. Цели и задачи педагогической практики Учебная практика (1-6 семестры) должна организовываться кафедрами педагогики, психологии, а также специальными кафедрами, в тесной связи с изучаемыми педагогическими и методическими дисциплинами. Мера самостоятельности студентов младших курсов в работе с учащимися будет минимальна, а формы ее – просты и доступны для них (посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, наблюдение за работой учителя, учеников, отбор фактического материала для специального анализа в связи с изучением соответствующей темы и т.д.). По мере продвижения студентов в изучении педагогических дисциплин, накопление первоначальных навыков наблюдения, анализа педагогического опыта студентам могут быть предложены для самостоятельного выполнения несложные практические задания вплоть до подготовки внеклассного мероприятия и даже фрагмента урока по профилю специальности студента. При этом необходимо всемерно развивать и поощрять складывающиеся формы работы с наиболее подготовленными и способными студентами, которые привлекаются к разнообразным видам более сложной по характеру практической деятельности (в рамках проблемных групп, индивидуальной работы с учениками, руководстве кружками, выполнении эпизодических заданий кафедры и т.д.). Опыт такой работы накапливается и систематически анализируется, на кафедрах педагогики, психологии и др. 2. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 2.1. Содержание деятельности студентов на практике Подготовка и посещение школы (или другого учебно-воспитательного учреждения) заранее организуется преподавателем кафедры в соответствии с планом семинарского, лабораторного или практического занятия. |