МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми
учитель-логопед
Калинина Надежда Николаевна Конспект урока по логопедии Тема: звуки [c], [c’] и буква С. Посуда. Класс: 3 Цель: формирование навыков звукового и слогового анализа слов на примере слов сложной слоговой структуры со звуками [c], [c’]. Задачи:
Образовательные:
- создавать условия для расширения и активизации словарного запаса по теме посуда (сахарница, соусница, супница, маслёнка).
- формировать навыки правописания слов сложной слоговой структуры по следам слогового анализа.
- учить суффиксальному способу словообразования существительных, при назывании предметов посуды. Коррекционно-развивающие:
- учить дифференцировать твердые и мягкие звуки на основе работы органов артикуляции;
-развивать навыки звукового анализа, посредством определения места звука в слове;
- учить выполнять слоговой анализ многосложных слов, посредством записи слов по слогам. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к коррекционно-развивающим занятиям посредством использования игровых приемов;
-повышать информационную культуру учащихся посредством использования ИКТ на логопедическом занятии;
- воспитывать интерес к профессиям пищевого производства, посредством знакомства с ними. Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, презентация «Посуда», картинка повара, картинки-жетоны: сито, сковорода, солонка, самовар, карточки артикуляции звуков [c], [c’]; цветные кранадаши.. Ход занятия
Орг момент (1’)
Л.: здравствуйте ребята. На своё место сядет тот, кто придумает слово, которое начинается на звук [c].
Д.: собака, сова, сковорода, солнце.
Л.: молодцы с первым заданием справились успешно.
Мотивация к деятельности (3’)
Л.: кто загадку отгадает, тот жетончик получает. Слайд №2 (сито)
Купили новенькое,
Такое кругленькое
Качают в руках,
А оно всё в дырах. (Сито) Слайд №3 (самовар)
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Самовар )
Слайд №4 (сковорода)
В ней пожарю я котлету И картошку без труда, Испеку блины к обеду, Ведь она – (Сковорода). Слайд №5 (сахарница)
Неприступная на вид
Подбоченившись стоит
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (Сахаринца) Л.: назовите картинки, которые изображены на ваших жетонах.
Д.: сито, самовар, сковорода, сахарница.
Л.: какое общее название есть у этих предметов?
Д.: это всё предметы посуды.
Слайд №6 (посуда) Л.: о чем будем говорить на занятии?
Д.: будем говорить о посуде.
Целеполагание(3’)
Л.: кажется кто-то к нам спешит, и даже громко топает. Кто к нам пришёл?
Д.: к нам пришёл повар.
Слайд №7 (повар)
Л.: повар хотел угостить нас вкусным пирогом, но на его кухне что-то случилось с посудой.
Послушайте его рассказ.
Повар: В шкафу на полке стояли: сковорода, сито, самовар и сахарница.
Пропали коворода, ито, амовар и ахарница.
Л.: какие звуки пропали из названия посуды?
Д.: пропали звуки [c], [c’].
Артикуляционная гимнастика (3’)
Слайд №8 (Артикуляционная гимнастика)
Л.: для того, чтобы повар научился правильно произносить звуки [c], [c’] давайте покажем ему какую мы умеем делать гимнастику для языка.
«Заборчик»
| Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
| «Желобок»
| Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
| «Чистим нижние зубки»
| Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы «кисточкой» - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
| «Горка»
| Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
| Л.: после гимнастики у нас обязательно получится правильно произнести звуки [c], [c’] правильно.
Анализ артикуляции звуков [c], [c’] (3’)
Слайд №9 (анализ артикуляции) Л.: расскажем в каком положении находятся наши губы, язычок и зубы при произношении звука [c].
Д.: Губы в улыбке, между зубами щель, язычок смотрит вниз, воздух выходит холодный, голос не работает.
Л.: расскажем в каком положении находятся наши губы, язычок и зубы при произношении звука [c’]
Д.:. Губы в улыбке, между зубами щель, язычок в форме горочки смотрит вниз, воздух выходит холодный, голос не работает. Слайд №10 (характеристика звуков) Л.: расскажите, что мы знаем про звук [c].
Д.: звук [c] согласный, глухой, твёрдый.
Л.: какой фишкой будем обозначать звук [c].
Д.: обозначим звук [c] – синей фишкой.
Л.: расскажите, что мы знаем про звук [c’].
Д.: звук [c’] согласный, глухой, мягкий.
Л.: какой фишкой будем обозначать звук [c’].
Д.: обозначим звук [c’] – зелёной фишкой.
Связь звука с буквой (1’)
Л.: У звуков [c] и [c’] есть портрет это буква С. Сложите букву С из пальчиков. Слайд №11 (буква С)
Дифференциация звуков [c], [c’] в слогах (2’)
Л.: повар понял как нужно правильно произносить звуки [c], [c’], но вот на практике ещё путается, давайте ему поможем и найдём к каждому слогу с твёрдым звуком [c] пару с мягким звуком [c’]
Са-ся, со-сё, сы-си, су-сю, сэ-се. Слайд №12 (найди пару слогу)
Молодцы всем слогам пару на шли и на какой предмет похожи наши слоги.
Д.: мы построили снеговиков.
Развитие навыков звукового анализа (3’)
Л.: Помогите повару отыскать место пропавшей буквы С в посуде, что хранится на его кухне. Найдите место звуков [c] и [c’] в словах названиях посуды. Если звук стоит в начале слова, то напишите букву С в первой клеточке, если звук с стоит в середине слова, напишите букву С в средней клеточке, если вы услышите звук в конце слова напишите букву С в последней клетке.
Л.: для работы перед вами лежит карточка и цветные карандаши, каким карандашом вы напишите букву С для обозначения твёрдого звука?
Д.: синим цветом.
Л.: для обозначения мягкого звука, карандашом какого цвета следует написать букву С.
Д.: зелёным карандашом. Слайд №13, 14, 15, 16 (место звука в слове) Сито, кастрюля, поднос, солонка.
Л.: посмотрите на экран, проверьте правильность вашего задания.
Физкультурная пауза (3’)
Л.: У повара на кухне есть маленькие помощники поварята, они тоже хотят готовить, но для них большая посуда неподъемна. Давайте превратим большую посуду в маленькую. Как это сделать?
Д.: назвать посуду ласково.
Л.: кто мяч в руки получает, тот посуду ласковым именем называет. Самовар-самоварчик, кастрюля-кастрюлька, скалка-скалочка, стакан-стаканчик, скорода – сковородочка, сито-ситечко, поднос-подносик.
Развитие навыков слогового анализа слова (5’).
Слайд №17, 18, 19, 20 (слоговой анализ) Л.: ну вот мы уже на кухне повара навели порядок, но осталась одна полочка, на которой тоже нужно правильно и красиво расставить посуду.
Л.: давайте назовём посуду по названию продуктов, которые в них хранятся.
Л.: Как называется посуда, в которую наливают суп?
Д.: супница.
Л.: прохлопайте сколько слогов в слове супница, запишите слово разделяя его на слоги в карточку (задание №2). В каждую клеточку впишите только один слог.
Л.: как называется посуда, в которой хранят масло?
Д.: маслёнка.
Л.: Как называется посуда в которой хранят сахар?
Д.: сахарница.
Л.: определите сколько слогов в этом слове, и запишите в карточку.
Л.: как называется посуда, из которой можно налить соус? Что такое соус? СО́УС – это жидкая приправа, подливка к кушанью. Самый известный соус – это майонез, в зависимости от основного продукта из которого готовят соус, он может быть томатный, молочный или сметанный.
Д.: соусница.
Л.: определите количество слогов в слове, запишите в карточку, разделяя слово на слоги.
Л.: определите количество слогов в слове и запишите слово в карточку, разделяя его на слоги.
Л.: прочитайте слова, которые вы записали и прохлопайте его ритм, назовите количество слогов.
Совершенствование навыков чтения (5’)
Л.: Повар хочет с вами поделиться своими секретами, ведь для приготовления и подачи каждого блюда нужна своя посуда. В карточке прочитайте предложения вслух по очереди. На столе стоит чайная посуда: сахарница, ситечко, самовар.
Во время обеда пользуются столовой посудой: супницей, соусницей, салатником.
На кухне хранится кухонная посуда: кастрюля, сковорода, скалка. Л.: на какие группы делят посуду.
Д.: посуду делят на кухонную, чайную и столовую.
Развитие навыков анализа предложения (5’)
Слайд №21, 22, 23 (составь предложение)
Л.: чтобы повару было просто и легко работать, он должен знать для чего предназначен каждый предмет посуды. Он начал составлять предложения о посуде, но на плите молоко закипело и он побежал его ловить. Давайте доделаем начатую работу.
Составьте предложения используя картинки и опорные слова.
Д.: Сахарница – это посуда для хранения сахара.
Д.: Маслёнка – это посуда для хранения масла.
Д.: Солонка – это посуда для хранения соли.
Л.:. Запишите предложение о солонке в карточке под цифрой 3.. Вспомним правила записи предложений,
Д.: первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения необходимо поставить точку.
Л.: прочитайте ваше предложение. Сколько слов в вашем предложении?
Д.: в предложении 6 слов.
Л.: назовите первое слово в вашем предложении.
Д.: первое слово солонка.
Л.: о чём говорится в этом предложении?
Д.: в предложении говорится о назначении посуды.
Итог занятия (2’)
Л.: кто к нам приходил на занятие?
Д.: к нам приходил повар. Слайд №24 (спасибо за помощь) Л.: какие звуки мы научили произносить повара?
Д.: мы научили произносить повара звуки [с] и [с’].
Л.: мы помогали наводить повару порядок на кухне, что мы правильно расставляли по полочкам?
Д.: мы расставляли посуду.
Л.: названия какой посуды вы запомнили?
Д.: сковорода, соусница, сахарница.
Л.: какое задание вам было интересно выполнять? Что понравилось?
Карточка задание
Тема: звуки [c], [c’] и буква С. Посуда.
Ф.И.______________________________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Определи место звуков [c], [c’] в словах. Впиши в соответствующую клетку букву С синим или зелёным карандашом.
Запиши названия посуды, разделяя слова на слоги.
_______________________________________________
______________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
Составьте и запишите предложение о посуде.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________ |