Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок





Скачать 253.17 Kb.
НазваниеОрганова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок
страница1/2
Дата публикации13.10.2013
Размер253.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2


Заявка

на участие в Фестивале педагогических инициатив

«Новые идеи – новой школе»


ФИО заявителя: Органова Татьяна Михайловна

Образовательное учреждение: МОУ гимназия №82 города Краснодара

Должность: учитель английского языка и ОПК

Выбранное направление: Метапредметный урок как способ реализации ФГОС 2

Тема: Симфония духовно-нравственного и культурологического подходов в преподавании основ православной культуры

Контактные данные: тел. 232 13-19, torg32@mail.ru

Дата подачи заявки: 14.02.2011

Фестиваль педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе»

Муниципальное учреждение

«Краснодарский научно-методический центр»

Направление «Метапредметный урок как способ реализации ФГОС 2»

Симфония духовно-нравственного и культурологического подходов в преподавании основ православной культуры

Автор: Органова Т.М.,

учитель английского языка и ОПК

МОУ гимназия №82 города Краснодара

Краснодар

2011

Оглавление


  1. Вступление. Метапредметность как решение проблем современного образования – стр. 3

  2. Основная часть. Симфония духовно-нравственного и культурологического подхода в преподавании основ православной культуры – стр. 4

3. Заключение – стр.10

Метапредметность как решение проблем современного образования

XXI век поставил образование перед новыми вызовами. Все ускоряющийся научно-технический прогресс требует высоко образованных работников и в тоже время непомерно увеличивает количество информации, которую должен усвоить специалист. Такая нагрузка становится не под силу многим учащимся. Образование во всем мире сейчас переживает кризис, и одна из главных проблем – падение интереса к знаниям. Луи Вебер, руководитель института исследований Объединенной федерации преподавательских профсоюзов Франции констатирует «массовое прекращение обучения: значительный процент молодых людей (15-20%) все-таки бросают учебу, так и не получив диплом о среднем, а порой и начальном образовании (т.е. в последнем случае даже не умея ни читать, ни считать, ни писать...). Это серьезное препятствие не только для профессионального трудоустройства, но и вообще для адаптации к современным условиям жизни».

Падение интереса к знанию переживает и наша страна, хотя количество поступающих в вузы в нашей стране увеличивается с каждым годом, растет и число самих высших учебных заведений. Для решения этой проблемы разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты. (ФГОС 2). Они «направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». Один из главных путей внедрение в жизнь этих стандартов - метапредметность.

Нина ГРОМЫКО, заместитель директора НИИ ИСРОО: «Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов... Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века. В отличие от Нового времени XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие».

Симфония духовно-нравственного и культурологического подходов в преподавании основ православной культуры

«Современный национальный воспитательный идеал — это

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

страны, укоренённый в духовных и культурных традициях

многонационального народа Российской Федерации.)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России

С моей точки зрения, в тени остается один из важнейших аспектов образования, без которого новые стандарты не принесут желаемого результата. Современные молодые люди стремятся получить диплом, но не знания. Психологи ищут причины этого явления, но для верующего педагога причина ясна – кризис образования порожден кризисом нравственности. Из здания человеческого духа вынимается краеугольный камень, и все здание шатается. Я думаю, что новый предмет «Основы православной культуры», который получает все более широкое распространение в школах России, особенно на Кубани, призван помочь в решении этой проблемы.

При преподавании «Основ православной культуры» можно руководствоваться двумя разными подходами.

Первый из них – культурологический. В этом случае акцент делается не на духовно-нравственной основе православия, не на православном мировоззрении, а на плодах этого мировоззрения – действительно богатой русской культуре: ее живописи, литературе, архитектуре и музыке. Такой подход мил сердцу тех, кто твердит о светском характере нашего школьного образования. (Замечу в скобках, что эти люди не всегда понимают, что «светский» не значит «атеистический»). Решит ли такой подход проблему падения интереса к знаниям? Мне представляется, что нет.

Я преподаю факультативный курс «Основы православной культуры» в гимназии № 82 в течение семи лет. Желание преподавать этот новый для нашей школы предмет вызвано моим представлением о роли учителя.

Мое педагогическое кредо базируется на моей вере в Бога. Я православная христианка и в своей работе, как и в жизни, стараюсь руководствоваться учением Господа нашего Иисуса Христа.

Одна из двух главных заповедей, данных Им нам: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Эта заповедь как будто специально создана для учителей. Нам часто трудно любить ленивого, грубого, невоспитанного ученика. Но если мы знаем, что он создан по образу и подобию Божьему, это делать значительно проще.

С моей точки зрения, в этом и состоит роль учителя – помочь ученику увидеть в себе образ Божий и развивать, воспитывать в себе Его подобие. Богу в мире подвластно все. Точно также и ребенок может властвовать в мире своей личности, изменяя и совершенствуя его.

Учитель - его помощник на этом пути. На своих уроках он развивает волю и интеллектуальные способности учащихся. Общаясь с ними во внеурочное время, учитель влияет на формирование нравственной сущности личности, ее физического и психологического здоровья.

Предмет «Основы православной культуры» как никакой другой может помочь учителю выполнить его миссию. Он призван в какой-то мере восполнить дефицит духовности, возникший в современном обществе. Этот дефицит особенно сказывается на детях. Пагубное влияние сугубо материалистического подхода к жизни, навязывание идеи, что смысл жизни состоит в достижении материального успеха, приводит к постепенному размывание духовно-нравственных ценностей в детской среде. Причины многих конфликтов, бед и неприятностей в жизни современных подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить плохое от хорошего, определить нравственные приоритеты в жизни.

Я думаю, что основной целью преподавания основ православной культуры является заложение нравственного фундамента, на котором наши дети будут строить свою жизнь, т.е. духовно-нравственный аспект.

Современный русский ученый и философ В.Н. Тростников в своей книге «Лекции по курсу Основы православной культуры» пишет: «Всякая цивилизация начинается с образования ядра, в котором заложен ее «генетический фонд». Что это такое? Это основы мировоззрения, иерархия ценностей, представления о добре и зле, о возможном и невозможном, правила поведения, регламентация семейных и общественных отношений, критерии приличного и неприличного… Совершенно ясно, что они должны быть одинаковыми у всех членов данной цивилизации, иначе никакого единого коллектива они не составят, и цивилизация просто не состоится. Но это возможно только в том случае, если такие установки будут приняты на веру, ибо если их начнут обсуждать, сразу же возникнут распри и дискуссии и общество разделится само в себе, а значит и не устоит. Цивилизация состоится только в том случае, если ее ядром станут религиозные постулаты, или… «тип верования».

Когда ядро новой цивилизации сформировалось, оно нуждается в защитной скорлупе, чтобы сохраниться. Такой скорлупой становится государство. «Когда естьи ядро, т.е. тип верования, и защитная скорлупа, т.е. государство, молодая цивилизация можкт спокойно расти и крепнуть. Промежуток между ядром и скорлупой она постепенно наполняет питательной мякотью, которая есть не что иное, как культура. Так возникают три концентрические сферы, изображенные на схеме. Три составляющие зрелой цивилизации соответствуют трем частям человеческого существа: духу, душе и телу. Таким образом, культура есть душа цивилизации, и когда мы называем ее питательной мякотью, имеется в виду, что она обслуживает эмоциональную жизнь человека, вызывая в нем радость, любовь, гнев и другие сильные чувства, мобилизуя их на постоянную поддержку и защиту ядра как святыни».

Россия уже тысячу лет является православной страной. Даже после долгого правления атеистической власти подавляющее большинство населения нашей страны во время проведения последней переписи населения признали себя православными. Православие – это та золотая нить, которая скрепляет историю России, ее настоящее с ее прошлым. Разрыв этой нити был бы пагубным как для всей страны, так и для каждого отдельного человека. Поэтому нравственным фундаментом должно быть именно Православие.

Однако, приоритет духовно- нравственного аспекта вовсе не исключает культурологического подхода. Наоборот, они могут и должны гармонически сочетаться в преподавании основ православной культуры, образуя, как говорят в церкви, симфонию. Это и создает условия для метапредметного подхода в обучении.

Структура урока ОПК

Самая важная цель каждого урока – духовно-нравственная, но при этом одновременно решаются задачи образовательного, развивающего и эстетического характера. Эти уроки имеют свою структуру.

Сценарий «Зачем я учусь» является примером такого урока. Цель его – формирование у школьников высокой мотивации учения, основной на православных нравственных ценностях. Лучшим методом проведения такого типа уроков является эвристическая беседа. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Начинается урок с определения исходной позиции, на которой находятся учащиеся в начале урока. Ответы на вопросы « Зачем и для кого я учусь?» показывают, что для большинства ребят мотивация учения сугубо эгоистичная:

Я учусь для себя и своих родителей,

чтобы стать умным и образованным,

получить хорошее образование,

престижную работу и хорошо зарабатывать.

Вывод: учение – мое личное дело.

Следующий шаг – это постановка проблемы: «Как может ответить на эти вопросы православный человек?» На этом этапе также решаются вопросы образовательного характера: Кто такой православный человек? В какой книге содержится христианское учение? Почему Библия - это богодухновенное писание? Чем мы обязаны святым равноапостольным Кириллу и Мефодию? Какую роль играет в церковной жизни церковно-славянский язык?

Для решения проблемы привлекается первоисточник – притча о талантах (Мф. 25:14 -30). Это центральная часть урока. Очень важно, чтобы ребята не только поняли, за что и как был наказан нерадивый слуга, но и какую награду получил тот, кто своими усилиями преумножил доверенные ему таланты. Также уточняется значение слова «талант», что обогащает словарный запас учащихся.

На любом уроке теоретическое положение требуется подтверждать примером. Таким примером на данном уроке является эпизод из жития святого преподобного Сергия Радонежского (отрока Варфоломея). Уместно вплетается сюда и рассказ о замечательном русском художнике М.Нестерове и Третьяковской галерее.

Анализ молитвы «Перед учением» помогает ребятам обобщить полученные на уроке знания, а также понять, в каком духовном климате жили их сверстники в дореволюционной России.

Завершающий этап урока – это подведение итогов и переход на новую позицию:

Я учусь для своего Создателя, чтобы, раскрывая заложенные во мне способности, прославлять Его;

для своих родителей, чтобы оправдать их любовь;

для Православной Церкви и Отечества, чтобы служить им всеми данными мне Богом талантами.

Вывод: учение – не только мое личное дело.

Такую же структуру имеет и урок на тему «Об отношении к жизни с православной точки зрения». В нем духовно-нравственная цель: помочь учащимся выработать нравственную позицию, которая позволит им противостоять жизненным трудностям, сливается с образовательными и развивающими задачами:

дать знания из различных областей культуры, связанных с данной темой,

учить думать, анализировать художественные произведения различных жанров, вести дискуссию.

Тема урока затрагивает основополагающие нравственные христианские понятия любви, жертвенности, терпения, смирения и позволяет привлекать для ее обсуждения материал из различных научно-культурных сфер: истории, искусствоведения, языкознания, религиоведения. А это в свою очередь дает учителю возможность вовлекать в процесс создания урока в качестве консультантов-экспертов своих учеников, развивая в них исследовательские навыки.

Уроки ОПК и естественнонаучные дисциплины

Уже упоминавшаяся мною Нина Громыко на августовском «круглом столе», прошедшем в НИИ ИСРОО, указывала на то, что «особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин». Уроки ОПК позволяют решить и эту проблему. При изучении темы «Сотворение мира» я использую замечательный фильм, созданный сербскими кинематографистами « Творец Вселенной», где собран огромный естественнонаучный материал. Так, Библейские слова « и Дух Божий носился над водой» (Быт 1,1) дают возможность поговорить о таком удивительном явлении, как вода. Состав воды: два атома водорода и один атом кислорода, изменения свойств этих газов при образовании воды (водород - горючий газ, а кислород поддерживает горение, но соединяясь, они образуют вещество, которое является лучшим средством при тушении пожаров), преобразование ее в лед и пар - и другие важные понятия и знания повторяются при изучении темы, казалось бы, далекой от науки. Более того, сопоставление научных знаний с текстами Библии доказывает, что религиозная и научная картина мира во многом совпадают. Например, авторы фильма используют цитату из Екклезиаста «Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл 1. 7), говоря о круговороте воды в природе.

Заключение

Исходя из своего опыта, я должна сказать, что такое построение уроков вызывает большой интерес и душевный отклик ребят, и знания, полученные на таких уроках, образуют гармоничную картину мира, где, по словам выдающегося русского ученого-физика Мстислав Келдыша, все связано тончайшими нитями. Представление об окружающем мире как о совершеннейшем творении, отданном во власть человеку, рождают у моих учеников чувство ответственности за полученный дар. Я замечаю, как растет у них внимание к их духовному миру, как они стараются стоить свои отношения с окружающими на основе тех знаний, которые они получили на наших занятиях, и вижу в этом главный результат своей работы.

Библиография

1.Библия. Ветхий и Новый Завет. Сергеев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconОткрытый урок в 9 классе
Учитель: Янкина Екатерина Михайловна, учитель английского языка моу сош №1 р п. Пачелма
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconТатьяна Николаевна Учитель английского языка кгу «Средняя школа №11...
Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию изучения английского языка в средней школе
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconУрок английского языка в 10 классе По теме: «Западные демократии»
Автор: учитель английского языка моу коткишевская оош, моу сош №2 г. Нея и Нейский р-н Костромской обл
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconУрок английского языка в 10-м классе Подготовили учитель английского языка моу «сош №3»
Подготовили учитель английского языка моу «сош №3» Соколова Е. И. и психолог Петрунина И. М
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconУрока: урок закрепления знаний Цель урока
Шабанова Ирина Сергеевна, учитель английского языка моу «Гимназия №6», г. Алатырь
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconВ. П. Кузовлевa "English-8" по теме "Are you good at sport?" Супрунова...
Цель урока: развитие грамматических навыков (учить употреблять прошедшее простое и настоящее завершенное время)
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconУрок английского языка в 4 классе Тема: «be healthy»
Николаева Ирина Владиславовна, педагог-психолог моу сош №14,Осипова Нина Сергеевна, учитель английского языка высшей категории,г....
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новикова Наталия Михайловна, учитель английского языка моу «Средняя общеобразовательная школа №63» г. Рязани
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconБегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconПрименение икт на уроках английского языка
Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconО, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век?
Дерень Наталья Константиновна, учитель английского языка и истории, моу “Гимназия №30 им. Музалева Д. Н.”
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconУрок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского...
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconКоряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30...
Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0
Органова Татьяна Михайловна Образовательное учреждение: моу гимназия №82 города Краснодара Должность: учитель английского языка и опк выбранное направление: Метапредметный урок iconДмитриева Татьяна Михайловна, учитель биологии, Кучарина Валентина...
Охватывает их целостности со всеми сложностями, взаимосвязями, противоречиями


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск