Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок





Скачать 142.23 Kb.
НазваниеЯнчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок
Дата публикации13.10.2013
Размер142.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
«Народные промыслы. Разделочная доска»

( проект блока 3 уроков по изобразительному искусству)

для 5 класса во второй четверти.

Выполнил(а):

Янчилина Елена Владимировна,

учитель изо,

МАОУ №СОШ №1 им.Н.А.Некрасова»,

г.Чудово
Содержание


  1. Пояснительная записка блока уроков.

Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска».

Конспект уроков разработан на основе программы В.С.Кузина для 5 класса общеобразовательной школы.

Отличительной особенностью разработки является использование расширенного спектра наглядных пособий , иллюстрированного материала, использование интерактивной доски, что способствует лучшему усвоению знаний школьников при изучении изобразительного искусства.

Главная специфическая черта уроков- отбор художественных произведений с учетом их актуальности в наши дни и соответствии возрастных особенностей пятиклассников.

Цель: систематизировать и обобщить знания о народных художественных промыслах, расширить знания о городецкой и хохломской росписи.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся об истоках и современном развитии народных промыслов, видеть черты неповторимого своеобразия, характерного для каждого промысла.

  2. Развивать умение декоративного творчества и желание внести его результаты при оформлении работы.

  3. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, любовь к Родине, ее истории и культуре.



Для реализации цели и задач нужно ,чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир, представил, что человек может сотворить своими руками и ощутил желание самому создать что-то прекрасное. Знакомясь с народными промыслами , изучая секреты мастеров, учащиеся не только приобщаются к культуре родной страны, но приобретают новые знания.

Задания , предлагаемые учащимся на уроках , ориентированы на самостоятельную работу, их способность искать, запоминать , творчески мыслить.

Считаю, что приобщению учащихся к искусству народных художественных промыслов способствовала особая эмоциональная атмосфера уроков, которая создавалась показом подлинных произведений искусства . Были четко продуманы оборудование и материалы, необходимые на уроке для учителя и учащихся (наглядный материал: изделия народных промыслов, таблицы с элементами росписи, открытки и т.д.), технические средства, «заготовки-формы» для практической работы, художественные материалы.

На первом уроке ребята расширили знакомство с городецким народным промыслом, его происхождением, элементами . На втором уроке рассмотрена хохломская роспись, ее элементы. На третьем уроке была проведена работа над усвоением и закреплением учащимися нового материала. Индивидуальные работы получились достаточно декоративные, выразительные и оригинальные. Всем учащимся очень понравился итог урока, потому что они увидели результаты своего труда, получилась настоящая разделочная доска, а именно так звучала тема последнего урока .

  1. Конспект блока уроков.

Основное содержание.

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе с использованием компьютерной презентации.

Использование презентации на всех этапах урока является наиболее эффективным средством воздействия на ребенка и дает возможность широко и красочно представить натуральные изделия народных промыслов, наглядно показать элементы росписи гжели, хохломы, закрепить знание учащимися элементов росписи.

Тема урока сформулирована в соответствии с программой В.С.Кузина «Изобразительное искусство ». Данная тема изучается в разделе программы «Декоративно–прикладное искусство », который ставит своей целью воспитание духовной культуры учащихся в процессе знакомства с народным искусством. Материал не сложный и обычно вызывает большой интерес у учащихся, т.к. он насыщен зрительными образами, натуральными предметами быта, встречающимися в каждодневной жизни человека.

Изучение нового материала построено в форме экскурсии по местам, где зародились народные промыслы. На этом этапе урока применяются различные формы и методы работы с учащимися: познавательно-аналитическая беседа, рассказ учителя, показ учителем технологии выполнения элементов росписи, демонстрирующий приемы росписи.

Практические умения учащихся формируются в ходе выполнения ими практического задания, которое проводится в игровой форме.

Дети работают в мастерских народных умельцев: мастерской Городца и хохломы (мастерскую дети выбирают по желанию).

Урок1.

Тема. Искусство Городца.

Тип урока. Комбинированный урок.

Цель. Сформировать представление о народных промыслах Городца .

Задачи:



  • Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи .

  • Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

  • Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Изделия и иллюстрации с изображением народных промыслов, динамические таблицы с элементами городецкой росписи, компьютер, проектор ,презентация.

Для учащихся: раздаточный материал по теме урока, открытки, краски, кисти, вода, палитра.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Сообщение темы урока ,беседа об истории развития Городецкого промысла и основных элементах росписи. – 10 мин.

  3. Организация практической работы - 3 мин.

  4. Практическая работа – 20 мин.

  5. Организация выставки « Элементы городецкой декоративной композиции» - 2 мин.

  6. Итог урока - 2 мин.

  7. Домашнее задание – 2 мин.


Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Беседа.

Обратите внимание, как красиво оформлена наша классная доска! Какие интересные и разные предметы мы видим на ней! Есть такие предметы и на моем столе. Посмотрите! Из чего они сделаны? (Из дерева.)

А из чего делают гжельскую посуду? А жостовские подносы?

А вот эти прекрасные вещи делают мастера еще одного промысла - Городца.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку.

Каждую неделю, по субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов, в том числе и из Нижнего Новгорода. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров - художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева, Коскова и других деревень, расположенных на берегах левого притока Волги - реки Узолы. (Презентация)

Два типа украшения деревянных поверхностей знало городецкое искусство - это резьба и роспись. Городецкие резчики становятся известны за пределами своего края уже в начале восемнадцатого века. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка, дополненные инкрустацией мореным дубом, охотно раскупались.

С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Надменно и серьезно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях. Основные «сюжеты» часто дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной. Птица и конь -главные герои городецкой росписи.

Есть здесь и так называемый «бубенчик» и «купавка».

Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
3. Организация практической деятельности

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.

Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку,розан, птицу, коня.

Помогут вам изображения последовательности выполнения элементов росписи .

(Учитель обращает внимание учащихся на технику росписи, показывает прием рисования ).

(Презентация)
4.Практическая работа.

Выполняются упражнения по написанию элементов городецкой композиции.

а) Просматриваются и демонстрируются правильно начатые работы учащихся, при этом выделяется соблюдение последовательности в работе, выразительность. В ходе этой части урока учитель периодически привлекает внимание детей к работам товарищей, активизирует и стимулирует их деятельность.

б) Индивидуальная работа.

(Учитель делает показ элементов росписи на отдельных листах бумаги, дает советы по исправлению ошибок индивидуально).
5. Организация выставки « Элементы городецкой декоративной композиции ».

6.Итог урока.

Закрепление материала.

– С каким народным промыслом познакомились на уроке?

- Какие виды изделий можно встретить в произведениях городецких мастеров ?
7.Домашнее задание.

Принести открытки , иллюстрации, изделия хохломской росписи.


Урок 2.

Тема. Золотая хохлома.

Тип урока. Комбинированный урок.

Цель. Сформировать представление о народных промыслах Хохломы .

Задачи.



  • Познакомить учащихся с историей развития хохломской росписи .

  • Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

  • Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Изделия и иллюстрации с изображением народных промыслов, динамические таблицы с элементами хохломской росписи, компьютер, проектор ,презентация.

Для учащихся: раздаточный материал по теме урока, открытки, краски, кисти, вода, палитра.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Сообщение темы урока ,беседа об истории развития Хохломской росписи и ее основных элементах . – 10 мин.

  3. Организация практической работы - 3 мин.

  4. Практическая работа – 20 мин.

  5. Организация выставки « Элементы хохломской декоративной композиции» - 2 мин.

  6. Итог урока - 2 мин.

  7. Домашнее задание – 2 мин.


Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Беседа.

  • Назовите бытовые предметы или игрушки с росписью? Знаете ли вы, где их сделали?

  • Из какого материала выполняют эти изделия?

С именем старинного торгового села в Горьковской области (Горький ныне Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарных станках или вырезанная из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапы»). Просушенная и «повапленная» вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего «серебро» дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше горят на золотом и черном фоне. Поэтому и называют Хохлому «золотой» и «пламенной».







Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «Кудриной». (Презентация)

Роспись выполняют кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху», художественной масляной краской. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.

Фоновое письмо - сначала рисуют концом кисти контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя получившийся узор не закрашенным. Растительный узор получается золотистым.

Верховое письмо узор пишется черной, красной, зеленой, желтой красками на серебристом фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет, отлично выделяющий многоцветный узор росписи.
3. Организация практической деятельности
Сейчас изобразим элементы росписи, стилизованные под Хохлому (кистевая роспись, узор «тычком»).

В основе «травки» лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они по всей длине густо усеяны большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму и перемежаются с тонкими короткими штрихами.

«Кудрина» - цветочно-листовые узоры с округлыми широкими листьями, цветочными головками и завитками.

(Учитель обращает внимание учащихся на технику росписи, показывает прием рисования ).

(Презентация)
4.Практическая работа.

Выполняются упражнения по написанию элементов хохломской композиции.

а) Просматриваются и демонстрируются правильно начатые работы учащихся, при этом выделяется соблюдение последовательности в работе, выразительность. В ходе этой части урока учитель периодически привлекает внимание детей к работам товарищей, активизирует и стимулирует их деятельность.

б) Индивидуальная работа.

(Учитель делает показ элементов росписи на отдельных листах бумаги, дает советы по исправлению ошибок индивидуально).

5. Организация выставки « Элементы хохломской декоративной композиции ».

6.Итог урока.

Закрепление материала.

– С каким народным промыслом познакомились на уроке?

- Какие виды изделий можно встретить в произведениях хохломских мастеров ?
7.Домашнее задание.

Принести открытки , иллюстрации разделочной доски..
Урок3.

Тема. Роспись разделочной доски.

Тип урока. Комбинированный урок.

Цель. Провести выставку разделочной доски с элементами городецкой , хохломской росписью.

Задачи.



  • Закрепить понятия об орнаменте и его элементах .

  • Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

  • Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Изделия и иллюстрации с изображением народных промыслов, динамические таблицы с элементами городецкой росписи, компьютер, проектор ,презентация.

Для учащихся:

Раздаточный материал по теме урока, открытки, шаблоны раздаточной доски, краски, кисти, вода, палитра.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Сообщение темы урока ,итоговый опрос о народных промыслах и основных элементах росписи. – 10 мин.

  3. Организация практической работы - 3 мин.

  4. Практическая работа – 20 мин.

  5. Организация выставки «Разделочная доска» - 2 мин.

  6. Итог урока - 2 мин.

  7. Домашнее задание – 2 мин.


Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Проводится тестирование о городецкой и хохломской росписях.(приложение)

(Презентация «Итоговый урок»)

3. Организация практической деятельности

На прошлых уроках мы говорили о городецкой и хохломской ярмарке. Сегодня мы будем готовить для нее товары. Разделочные доски.
4. Практическая работа.

(Ребята по шаблонам обводят разделочные доски.)

Постарайтесь расписать их, используя городецкие или хохломские мотивы. Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы. Цвета росписи должны быть праздничными, нарядными, в характере выбранного стиля.

Контуры должны быть четкими, не смазанными.

Требования к работам:

  • вертикальное положение листа и рисуем в нем;

-законченность работы: яркость и чистота цветов, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность;

-слева, справа, внизу, вверху можно оставить белую бумагу,
либо закрасить цветом слабее и не насыщеннее.
5.Выставка работ .

Проводится выставка работ- разделочных досок, выполненных с элементами городецкой и хохломской росписи.

6.Проводится анализ работ.

Ребята сравнивают работы, выполненные разными народными промыслами.

Работы учителем оцениваются по следующим критериям:

правильность выбора цвета;

правильность рисования элементов;

композиция;

аккуратность выполнения.
7.Домашнее задание.

Подготовить материал о промыслах.


3. Приложения .

Тест. Выбрать правильный ответ.

1. Как выстраивались композиции росписи на городецких прялках:

А) по вертикали донца;

Б) по горизонтали донца;

В) донце делилось на ярусы?

Ответ: В.

2. Этапы городецкой росписи включали:
А) подмалёвок, оттенёвку, разживку;

Б) подмалёвок, моделировку, оживку;

В) подмалёвок, тенёвку, разбел, бликовку, чертёжку.

Ответ: А.

3. Донце, выполненное из сучковатых заготовок и расписанное для продажи на базаре, называли:

А) «рядовым»;

Б) «дорогим»;

В) «уникальным».

Ответ: А.

4. Донца, изготавливаемые из более качественной древесины, небольшими партиями, с более тщательной проработкой,называли:

А) «подарочными»;

Б) «уникальными»;

В) «дорогими».

Ответ: В.

5. Какой вид донца чаще всего имел подписи:
А)«рядовой»;

Б)«дорогой»;

В) «уникальный»?

Ответ: В.

6. Какой вид хохломской росписи является классическим
примером «верхового» письма:

А) «травка»;

Б) «под листок»;

В)«Кудрина».

Ответ: А.

7. Цветовая палитра хохломской росписи ХУП-ХУШ веков
включала в себя:

А) красный, черный, золотой;

Б) красный, черный, зеленый, коричневый, синий, белый, розовый, золотой;

В) красный, черный, зеленый, коричневый, золотой.

Ответ: Б.

8. Основные цвета, используемые в росписи «травка»:
А) черный и красный на золотом фоне;

Б) черный, красный и зеленый на золотом фоне;

В) черный, красный, зеленый, коричневый на золотом фоне.

Ответ: А.

9. Какому виду «верхового» письма соответствует данное описание : «Её выполняют обычно внутри чаши или блюда. Это геометрическая фигура, вписываемая чаще всего в ромб или квадрат. Из его углов растут пучки трав, словно косы»:

А) «травка»;

Б)«пряник»;

В)«Кудрина».

Ответ: Б.

10. В современном производстве при лужении хохломской
посуды используют:

А)олово;

Б)серебро;

В) алюминиевый порошок.

Ответ: В.
4.Учебная литература и другие ресурсы (включая Интернет) для учащихся по теме уроков.

1.Раздаточный материал «Городецкая роспись», «Хохлома».

2. «Изобразительное искусство», учебник для 5 класса под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Москва.Просвещение.2008 г.

3. «Я познаю мир».Детская энциклопедия. Культура. Москва.РОСМЭН, 1994г.

4. «Изобразительное искусство», учебник для учащихся 5-8 классов. Н.М.Сокольникова .Обнинск.Титул,1996 г.
5.Рекомендуемая учебно-методическая литература и другие источники (в т.ч. адреса сайтов в Интернет) для учителя.

1.http://www.lenagold.ru/fon/clipart/v/vflo24.html - Цветочные виньетки

2.http://www.hohloma.nnov.ru

3.http://amnesia.pavelbers.com/Russkie%20remesla%20Hohloma.htm - Русские ремесла

4. «Изобразительное искусство,5 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина, авт.сост. :О.В.Павлова. Волгоград:Учитель, 2005г.

5. «Изобразительное искусство,5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского, авт.сост. О.В.Свиридова. Волгоград. Учитель, 2006г.

6. «Изобразительное искусство. В мире красок народного творчества».Уроки. Внеклассные мероприятия. 4-8 классы, авт.сост.:Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова, Т.В.Старостина, Волгоград: Учитель, 2009.

7.Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство.1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В.С.Кузина авт.сост. :О.В.Павлова. Волгоград:Учитель, 2005г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы уравнений»
Урок разработала и провела Кабанова Елена Владимировна маоу «сош№122», город Пермь
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconДеятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя...
Завгородняя С. А., учитель искусства мбоу «мсош», педагог до маоу дод ддт «Искорка»
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconУрок русского языка
Фио, должность: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №108 Советского района городского округа город Уфа...
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconУрок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска
Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconПояснительная записка Статус маоу «Ушаровская сош»
Статус маоу «Ушаровская сош» как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации...
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconПояснительная записка к учебному плану маоу сош №43 города Тюмени
Учебный план маоу сош №43 города Тюмени разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими формирование...
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconГражданское право
Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания маоу сош №3 г. Калининграда
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Уварова Елена Владимировна, учитель истории моу «Гремячинская сош» Сямженский р. Вологодская обл
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconКонспект урока изо по программе Б. М. Неменского для 6-го класса...
Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую?
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconКонспект урока географии в 7 классе. Автор: Шарова Елена Владимировна,...
Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconБардина Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, моу...
Цели урока: создать первоначальные представления о политических элитах, теориях возникновения элит В. Парето и Г. Моски, как обязательном...
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconУрок математики в 1а классе
Исаенкова Елена Владимировна, учитель начальных классов Старской средней общеобразовательной школы
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Радаева Елена Петровна, учитель истории и обществознания маоу сергеевская сош
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconУтверждено Советом Факультета Председатель 200 Санкт Петербург 2010 пояснительная записка
Автор старший преподаватель кафедры социологии спб филиала гу-вшэ богданова Елена Владимировна
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconУрок №23 Православие о Божием суде Авторы Касымова Д. С., учитель маоу «Гимназия №1»
Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской сош им. А. Д. Трынова Кувандыкского района
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А. Некрасова, г. Чудово Содержание пояснительная записка блока урок iconУрок по теме: Тана торговая фактория Дрофа Елена Владимировна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 (мобу сош №23), город Таганрог


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск