Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура





Скачать 174.08 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура
Дата публикации14.10.2013
Размер174.08 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра спортивных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.
БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720.65 – Физическая культура

(заочная форма обучения)

Составитель: Малофеев А.Ю., кандидат педагогических наук, доцент


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета физической культуры и спорта (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа дисциплины «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: подвижные игры» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 Физическая культура утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. номер государственной регистрации № 711 пед /сп (новый).
Актуальность дисциплины. Необходимость ведения курса «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: подвижные игры» обусловлена тем, что одной из основных задач данной дисциплины является изучение закономерностей построения технико-тактической и физической подготовки студентов. Студенты изучают историю, теорию и методику обучения подвижным играм, практически овладевают техникой, тактикой, знаниями, умениями и навыками для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической, научной и воспитательной работы.

Программа курса предусматривает изучение вопросов теории и методики преподавания подвижных игр, приобретения необходимых знаний и умений для самостоятельной работы преподавателя по подвижным играм с различным возрастным контингентом занимающихся.

Важным звеном в профессиональной подготовке студентов является совершенствование раздела, связанного с преподаванием теории и методики специальных предметов, в частности структуры и содержание изучения подвижных игр, как учебной, спортивной и педагогической дисциплины. Это требует реального ознакомления, системного анализа и обобщения теоретических положений и практического опыта работы с позиции современного развития науки о подвижных играх.

Одним из обязательных требований учебного плана по специальности «Физическая культура» является овладение студентами специальными знаниями, двигательными навыками и умениями в области дисциплины «Подвижные игры» для использования их в предстоящей профессиональной деятельности.

Подвижные игры как учебная дисциплина рассматривает следующие основные вопросы:

- приёмы и способы подвижных игр,

- теория и методика обучения подвижным играм,

- средства и методы воспитания физических качеств посредством подвижных игр,

- организация и судейство подвижных игр,

- формирование умений организации и проведения внеклассной работы по подвижным играм в школе.

Цель дисциплины - содействовать приобретению студентами необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих будущему учителю физической культуры при успешном овладении ими вести самостоятельную учебную и внеклассную работу по подвижным играм в школе.
Основные задачи дисциплины:

1. История развития подвижных игр.

2. Овладение оздоровительными, образовательными и воспитательными задачами обучения при проведении подвижных игр их значение.

3. Овладение правила игры и методика судейства подвижных игр.

4. Методика проведения подвижных игр.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Уровень усвоения дисциплины «Подвижные игры» зависит от задач, стоящих перед курсом; контингента занимающихся, их физической подготовленности; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий.

Педагогические принципы и методы обучения и воспитания направленно на формирование всесторонне развитой личности. Структура, содержание и методы обучения студентов изменяются на разных этапах подготовки. Учебный процесс на занятиях по волейболу проводится в соответствии с основными принципами педагогики физического воспитания.

Студент должен знать:

1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.

2. Содержание раздела «Подвижные игры» в школьной программе.

3. Особенности организации проведения подвижных игр в условиях игровой площадки и на воде.

Студент должен уметь:

1. Проводить и организовывать подвижные игры с различным возрастным контингентом занимающихся.

2. Записывать игры, анализировать материал.

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

60

1

Аудиторные занятия

8




Лекции

2




Семинарские занятия

-




Практические занятия

6




Самостоятельная работа

-

52

Вид итогового контроля: зачет/экзамен




зачет

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5-ти летнее обучение

Наименование разделов

и тем курса

Всего

Лекции

Практические/

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

Тема 1, 2. Подвижные игры для начальных классов

8




4

4

Тема 3, 4. Подвижные игры для средних классов

8

2




6

Тема 5. Подвижные игры для старших классов

8




2

6

Тема 6. Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости)

4






4

Тема 7. Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств (быстроты, ловкости)

8




2

6

Тема 8. Подвижные игры, направленные на развитие гибкости

4






4

Тема 9. Подвижные игры для детей дошкольного возраста

4






4

Тема 10. Подвижные игры для праздников

8




2

6

Тема 11, 12. Методика проведения подвижных игр.

4







4

Тема 13, 14. Подвижные игры на воде.

4







4

Тема 15, 16. Подвижные игры и спортивный отбор.

4







4

ИТОГО:

60

2

6

52

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание, организация и методика проведения подвижных игр с детьми школьного возраста в режиме учебного дня, на уроках физической культуры, в процессе внеклассной и внешкольной работы (игры на местности, на воде).

Тема 1, 2. Подвижные игры для начальных классов

Цель: изучение игр для учащихся 1 - 3-х классов.

Игры: «Класс, смирно!», «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам», «Выставка картин», «Кто подходил», «Совушка», «Мяч соседу», «Передача мяча в колоннах», «Через кочки и цепочки», «Команда быстроногих», «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Птицы и клетка», «Гонка мяча по кругу», «Бездонный заяц», «Пустое место», «Караси и щука», «Попрыгунчики-воробушки», «Волк во рву», «Пятнашки», «Кто дальше бросит», «Пингвин с мячом».

Тема 3, 4. Подвижные игры для средних классов

Цель: изучение игр для учащихся 4 - 8-х классов.

Игры: «Вызов номеров», Круговая лапта», «Линейная эстафета с бегом», «Выталкивание из руга», «Салки» (5 вариантов), «Удочка», «Эстафета с прыжком в длину», «Вьюны», «Подвижная цепь», «Мяч среднему», «Метко в цель», «Перетягивание в черту», «Бой петухов», «Защита булав», «День и ночь», «Попади в мяч», «Снайперы», «Пионербол», «Перестрелка», «Эстафета с вызовом», «Эстафета баскетболистов», «Перебежка с выручкой», «Бег командами».

Тема 5. Подвижные игры для старших классов

Цель: изучение игр для учащихся 9-11-х классов.

Игры: подводящие к занятию спортом и для развития физических качеств: «Собери флажки», «Эстафета с чехардой», «Круговая эстафета», «Эстафета с палками и прыжками», «Борьба за мяч», «Встречные эстафеты», «Передал - беги», «Футбол раков», «Город за городом», «Не давай мяча входящему».

Тема 6. Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости)

Цель: изучение игр на развитие силы и выносливости.

Игры для развития силы:

«Подвижный ринг», «Перетягивание каната», «Борьба всадников», «Тяни на булавы», «Соревнования тачек»,

Игры для развития выносливости:

«Салки со скакалкой», «Круг за кругом», «Эстафета поезда», «Сумей догнать», «Гонки с пребыванием», «Хоккей с руками».

Тема 7. Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств (быстроты, ловкости)

Цель: изучение игр на развитие быстроты и ловкости.

Игры для развития быстроты:

«Салки», «Поймай палку», «Круговая охота», «Разведчики и часовые», «Рывок за мячом», «Колесо», «Сбей городок», «Эстафеты с бегом», «Воробьи и вороны».

Игры для развития ловкости:

«Защита булав», «Передача мяча на ходу», «Бег пингвинов», «Верёвочка под ногами», «Жонглёры», «Ловля парами».

Тема 8. Подвижные игры, направленные на развитие гибкости

Цель: изучение игр на развитие гибкости

Игры для развития гибкости:

«Гонки мячей под ногами», «Мостик и кошка», «Кувырки и перекаты», «Скамейка над головой».
Тема 9. Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Цель: изучение игр для дошкольников.

Игры:

«Космонавты», «Через кочки и пенёчки», «У медведя во бору», «Угадай голос», «Ловкие ребята», «Кот идёт», «Мышеловка», «Карлики и великаны», «Бег зверей», «Зайцы в огороде», «Зоопарк», «Прыгающие воробушки».

Тема 10. Подвижные игры для праздников

Цель: изучение игр для праздников.

Игры:

«Два стула и верёвочка», «Третий лишний», «Срезание призов», «Иголка и нитка», «Меткий футболист», «Бездомный заяц», «Неуловимый шнур», «Вращение обручей», «Возьми булаву», «Набрасывание колец», «Посадка картошки».

Тема 11, 12. Методика проведения подвижных игр.

Цель:

- закрепить знания, умения и навыки самостоятельного подбора
и проведения подвижных игр в учебной группе;

  • уметь анализировать и оценивать методику проведения игры;

  • решать педагогическую задачу в игре;

  • описать свои действия, связанные с методикой решения;

- основной педагогической задачи в игре;

  • составить конспект подвижной игры;

  • составить положение для проведения соревнований по подвижным играм.


Тема 13, 14. Подвижные игры на воде.

Цель: изучить игры для детей, не умеющих и умеющих плавать. Обратить внимание на подготовку водоёма и детей к проведению

Игры на местности и на воде.

Игры:«Караси и щука», «Водолазы», «Пятнашки с поплавком», «Достань до дна рукой», «Кто быстрей», «Поплавок», «Салки с мячом», «Морской бой», «Буря в море», «Торпеды», «Буксиры», «Акулы и дельфин», «Волейбол в воде», «Эстафеты с предметами», «С донесением вплавь», «Баскетбол на воде», «Верни мяч за черту», «Невод», «Подводный мир».

Тема 15, 16. Подвижные игры и спортивный отбор.

Цель: изучение подвижных игр для спортивного отбора в секции различных видов спорта. Подвижные игры на гимнастике, легкой атлетике, борьбе, боксе, спортивных играх.

Игры: «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Гонка с выбыванием», «Челнок», «Кто выше», «Тяни в круг», «Не сойди с ковра». «Гладиаторы», «один против трех», «Передал садись», игры содержащие элементы эстафете.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю.

Требования к практическим занятиям.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко соблюдать требования к методам обучения двигательным умениям и навыкам, организации деятельности студентов.
Методические рекомендации студенту.

Учебная работа проводится в форме практических занятий. На практических занятиях осваиваются и закрепляются вопросы, связанные с обучением содержания подвижных игр, виды групповых игр, а также развивают и совершенствуют основные физические качества и двигательные способности на основе использования подвижных игр. На практических занятиях следует использовать все известные средства и методы физической подготовки, способствующие формированию двигательных умений и навыков подвижных игр.

Самостоятельная работа студентов позволяет более качественно организовать учебный процесс:

во-первых, учесть индивидуальный уровень их подготовленности,

во-вторых, специфика обучения на ФФК (индивидуальные графики обучения, учебно-тренировочные сборы, спортивные соревнования и т. п.) диктует необходимость наличия чётко организованных и педагогически управляемых форм самостоятельной работы студентов.

Изучение курса завершается зачетом. Обязательным условием допуска студента к зачету является сдача им текущих теоретических и практических требований по основным разделам курса.
Зачетные требования (теоретический курс)



1. Знать учебный материал в пределах объема программы.

2. Уметь составить конспект проведения подвижных игр.

3. Провести подвижную игру (игры) по заданию преподавателя.

4. Знать правила проведения различных подвижных игр.

5. Знать вопросы теории и методики подвижных игр.

6. Выполнить письменный анализ одной из изученных игр по предложенной схеме

Зачетные требования (практический курс)
1. Иметь положительную оценку за выполнение задания по проведению различных подвижных игр с целевой направленностью (оценка за конспект урока).

2. Разработать положение о соревнованиях «Веселые страты».

3. Составить картотеку из 10 игр по избранному виду (специализации).
Критерии оценивания знаний, умений и навыков студентов
Выставление зачета осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний, двигательных умений студентов.

При выставлении зачета преподаватель учитывает:

- знание фактического материала по дисциплине, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории футбола;

- степень активности студента на практических занятиях;

- овладение в полном объеме двигательных умений и навыков по дисциплине;

- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;

- наличие пропусков лекционных занятий и практических занятий по неуважительным причинам.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература

  1. Жуков, Михаил Николаевич. Подвижные игры [Текст] : [учеб. для пед. вузов по спец. "Физ. культура"] / М.Н. Жуков. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2004. - 157,[2] с. : ил.

  2. Жуков, Михаил Николаевич. Подвижные игры [Текст] : [учеб. для пед. вузов по спец. "Физ. культура"] / М.Н. Жуков. - М. : Академия, 2002. - 157,[2] с. : ил.



Дополнительная литература

  1. Коников, Владимир Иосифович. Проведение национальных подвижных игр в многонациональных школах [Текст] : [учеб.-метод. пособие] / В. И. Коников ; В.С. Жуков, В.И. Байбак; УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск : УлГПУ, 2008. – 42с.

  2. Шоо, Михаэль.Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] : [учеб. пособие] / М. Шоо ; пер. с нем. - М. : Академия, 2003. - 111 с. : ил.

  3. Громова, Ольга Евгеньевна. Спортивные игры для детей [Текст] : [метод. рекомендации] / О. Е. Громова. - М. : ТЦ "Сфера", 2003. - 121,[1] с. : ил.


Лист согласования рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: подвижные игры»

Составитель: А.Ю. Малофеев – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 9 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 Физическая культура утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. номер государственной регистрации № 711 пед /сп (новый).
Составитель ____________________ А.Ю. Малофеев

(подпись)

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры спортивных дисциплин

"_15" _____мая_____ 2012__г., протокол № __9__

Заведующий кафедрой

____________________________________С.Н.Ключникова 15.05.2012 г.

личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа учебной дисциплины согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Программа утверждена на заседании ученого совета факультета физической культуры и спорта
"__25" мая 2012 г., протокол № 10
Председатель ученого совета факультета
________________________________Т.П. Киреева 25.05.2012 г.

личная подпись расшифровка подписи дата

Программа согласована с учебным управлением

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconТема "Гуси-лебеди"
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconТема: оригами «Слоник»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура icon«Алёнушка и Гуси-лебеди»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconВ подготовительной группе «Спасаем братца»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconКонспект занятия по развитию речи
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconУтверждаю: Директор моудод «цдт»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconЗанятие в средней группе по развитию речи
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconКонспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconМетодические рекомендации Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 лет
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconЦель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconПсихология программа учебной дисциплины федерального компонента специальности...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconКонспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconКонспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной дошкольной...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconКонспект занятия с детьми детского дома. Тема: «Подготовка детей...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика...
Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск