Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________И.В.Столярова
«_____» __________________2012г.
ПСИХОЛОГИЯ
Программа учебной дисциплины федерального компонента
специальности 050720.65 Физическая культура
(заочная форма обучения) Составители: Семёнова И. А., канд.психол.наук,
доцент кафедры психологии,
Тихонова А.А., ассистент кафедры психологии
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета физической культуры и спорта «__» _________2012г., протокол №____.
Ульяновск, 2012
пояснительная записка Рабочая программа дисциплины «Психология» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050720.65 Физическая культура утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005г. (номер государственной регистрации № 701 пед./сп).
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины ОПД. Ф.01. Психология
«Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.
Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.
Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт».
Актуальность курса обусловлена необходимостью получения будущими педагогами психологических знаний и умений для образования и обучения детей. Данная дисциплина дает основные, крайне необходимые будущему специалисту сведения о закономерностях и функционировании психического отражения, о работе человеческой психики в целом.
Курс рассчитан на то, чтобы студенты воспринимали предмет психологии не как нечто застывшее, но как нечто развивающееся, как и сама реальность вокруг нее. Предполагается, что такое представление о психологии может сложиться у студентов только после изучения курса во всей полноте. Курс предполагает такое изучение дисциплины, при котором приветствуется множественность взглядов на одну и ту же проблематику, многообразие подходов к решению одних и тех же задач. По мере возможности дается "исторический срез" развития отдельных психологических проблем (теории мотивации, теории эмоций и др.). В курсе предполагается изучение основных понятий современной психологии. Цели и задачи дисциплины.
Главная цель курса - формирование у студентов основ психологических знаний, необходимых для глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Задачи дисциплины:
- знакомство и осмысление студентами различных подходов наиболее известных психологических школ к пониманию человека;
- привлечь внимание студентов к социально-политической жизни общества – поиск психологических детерминант социальных процессов;
- изучение вопросов, связанных с особенностями межличностных, профессиональных отношений, их специфики в педагогической деятельности;
- приобретение студентами навыков диагностирования психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия членов различных групп.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студенты должны
знать: основные понятия и категории психологии; основные объяснительные модели и подходы в отечественной и зарубежной психологии; эволюционные стадии развития психики; развитие высших психических функций и их социальную природу.
уметь: оперировать основными понятиями курса, устанавливать системные взаимосвязи между ними, грамотно обращаться с текстами учебников, пособий, словарей;
владеть: экспериментальными и неэкспериментальными методами психологических исследований; различными способами оценки психологических фактов и явлений в практической деятельности. Дисциплина «Психология» включает в себя несколько разделов: «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология». Дисциплина изучается во 2, 4 и 6 семестрах (40 аудиторных часов и 286 часов на самостоятельную работу). Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Семестр 2
| Семестр 4
| Семестр 6
| Общая психология
| Возрастная психология
| Педагогическая психология
| Аудиторные занятия
| 16
| 12
| 12
| Лекции
| 8
| 6
| 6
| Практические занятия (ПЗ)
| 8
| 6
| 6
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| И (или) другие виды аудиторных занятий
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 184
| 38
| 38
| И (или) другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Вид итогового контроля
| экзамен, 2сем.
| экзамен, 4сем.
| зачёт, 6сем.
| Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
| Семестр
| 2,4,6
| Общая трудоемкость дисциплины
| 300
| Аудиторные занятия
| 40
| Лекции
| 20
| Практические занятия (ПЗ)
| 20
| Семинары (С)
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
| И (или) другие виды аудиторных занятий
|
| Самостоятельная работа
| 260
| И (или) другие виды самостоятельной работы
|
| Вид итогового контроля
| экзамен, 2 семестр
экзамен, 4 семестр
зачёт, 6 семестр
|
Психология: общая психология, история психологии пояснительная записка
Общая психология – основы психологического знания в целом, включающие в себя наиболее общие закономерности психической деятельности, систему основных понятий и теоретических принципов. Общая психология является фундаментом всех других частных отраслей психологического знания, которые опираются на ее основы.
С общей психологии и истории психологии начинается изучение психологической науки, так как без достаточно глубокого знания основных понятий общей психологии невозможно разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах психологии. Знание истории становления психологии как науки позволяет лучше понять сущность психических явлений. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения курса общей психологии является создание целостного образа человеческой психологии и ознакомление с наиболее общими закономерностями психической деятельности, системой основных понятий и теоретических принципов.
Задачи дисциплины:
- Ознакомить студентов - будущих учителей - с основными теоретическими положениями психологии как науки;
- Показать студентам сложность психической жизни человека;
- Сформировать у будущего специалиста интерес к познанию другого человека и самопознанию, заложить основу для грамотного обращения с собой, своими личными ресурсами;
- Расширить кругозор будущих специалистов, активизировать творческое мышление. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Психология: общая психология, история психологии» студент должен:
знать:
- основы психологической науки, основные школы психологической науки;
- основные общие понятия психологии как науки;
- основные закономерности и методы психологии;
- основные психологические теории личности. уметь:
- разбираться в подходах психологической науки;
- учитывать знания о психической жизни человека в своей деятельности;
- ориентироваться в основных психологических теориях и проблемах психологии. владеть:
- представлениями о важнейших познавательных процессах в психике человека;
- основными понятиями психологии личности;
- навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля;
- навыками критического восприятия информации, практического анализа научных и ненаучных рассуждений.
Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
| Семестр
| 2
| Общая трудоемкость дисциплины
| 200
| Аудиторные занятия
| 16
| Лекции
| 8
| Практические занятия (ПЗ)
| 8
| Семинары (С)
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
| И (или) другие виды аудиторных занятий
|
| Самостоятельная работа
| 184
| И (или) другие виды самостоятельной работы
|
| Вид итогового контроля
| экзамен, 2 семестр
|
примерный тематический план
№
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Лекции
| Практич.
| Самост.
работа
| Всего
| 1
| Предмет, история и методы психологии
| 1
|
| 20
| 21
| 2
| Психика и сознание. Деятельность
| 2
|
| 20
| 22
| 3
| Темперамент, характер, способности
| 2
| 2
| 10
| 14
| 4
| Психология познавательных процессов
| 1
| 4
| 50
| 55
| 5
| Введение в психологию личности
| 2
| 2
| 84
| 88
|
| Общая трудоемкость (час.)
| 8
| 8
| 184
| 200
|
|