Скачать 0.86 Mb.
|
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ЛЕКТОРИЯ «Школа толерантности» Пояснительная записка. “Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи”. Я. А. Коменский Формирование культуры межнационального общения и межэтнической толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного, по языку и культуре. В разнонациональной семье ребенок получает первые модели отношений между представителями различных наций. Неприятие людей другой расы, другой этнической общности, другой религиозной культуры признак недостаточной воспитанности, которая в первую очередь закладывается в семье. Для раскрытия этого вопроса обратимся к принципу природосообразности Я.А. Коменского. “Показав, что райские растеньица – христианское юношество – не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”. “Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями ...”. Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители. Главными средствами воспитания в семье является пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного, культурного, толерантного воспитания. В нашем современном обществе все заметнее кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Кукушин B.C. считает, что каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные “задать” личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре. Это и понятно. Ведь каждый человек сугубо индивидуален в психологическом, нравственном, эстетическом отношении. Что же касается ценностного сознания личности, национального самосознания, национальной самоидентификации, межэтнической толерантности, то с первых дней жизни они начинает формироваться в семье, через соблюдение национальных традиций, обычаев, обрядов, затем при поступлении в школу все это корректируется в деятельности человека и сохраняется на протяжении всей его жизни. На формирование межэтнической толерантности должны быть направлены усилия всех: и родителей, и педагогов. Работа по формированию межэтнической толерантности у детей в первую очередь основывается на педагогической культуре родителей. “Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей...” По словам Яна Амоса Каменского “какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто...” И педагоги, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо результатов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Как отмечает Макаренко А.С. “хорошо, если родители активны, контактны, заботливы, обеспокоены будущим своих детей, приучены стилем работы школы к пониманию важности их участия в делах школы, класса. Трудно бывает, когда нужно “перевоспитывать” родителей, добиваясь такого участия, но нельзя считать бесполезными свои усилия по привлечению родителей, по установлению контакта с семьями учеников”. Огромную роль в вооружении отцов и матерей педагогическими знаниями, умениями и навыками играет педагог. Если между педагогом и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Именно такие доверительные отношения должны устанавливаться в работе педагогов с родителями при формировании межэтнической толерантности у детей. Так как семья играет ведущую роль в формировании межэтнически толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической толерантности, то совместная работа педагогов и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнической толерантной личности, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность, направленного характера. Цель программы – Создание условий для развития личностной зрелости родителей. Задачи программы: - Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей. - Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения. Организация и содержание деятельности. Программа родительского клуба лектория “Школа толерантности” рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Всего программа рассчитана на 17 занятий. В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы клуба-лектория, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год. В программе родительского клуба-лектория “Школа толерантности” сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория. Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение. Тренинговое направление. Тренинги для родителей. Тренинги проводятся с группами родителей - это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тренингов основывается на следующих положениях: - воспитание - это самовоспитание родителей; - воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребёнка; - родители имеют право на равенство и защищённость; - умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я. Структура проведения тренингов I часть – Вводная - знакомство и приветствие участников занятия; - разминка для создания эмоционально комфортной обстановке, раскрепощения членов группы. II часть – Основная - обсуждение основного вопроса, проблемы, ситуации; - деловые тематические игры и упражнения по обсуждаемой теме; - анализ упражнения: что почувствовали? что узнали? что поняли? III часть – Заключительная обсуждение – высказывание участников своих впечатлений о занятии и настроении. Консультативное направление. Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года. Методическое направление. Оформление документации: - оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы; - анализ и обработка диагностических данных, оформление схем анализа диагностических данных; - разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований; - разработка анкет для родителей, планов - конспектов тренингов, лекций, семинаров, совместных занятий родителей и детей. Изучение литературы. Прогнозируемые результаты. 1. Повышение компетентности в вопросах психологии развития и общения. 2. Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком. Организационно-деятельностная карта
3. Учебно-методическое обеспечение. Условия реализации программы.
Наличие светлого, хорошо проветриваемого помещения помещения. Столы, стулья, ковёр, магнитофон. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
Наполняемость группы: 15-20 человек Для успешного функционирования лектория необходимы: умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в его работе; а также заинтересованность родителей, посещающих занятия. В реализации программы участвуют администраторы образовательного учреждения, педагогические работники, психологи. Следует тщательно продумать механизм взаимодействия всех его звеньев, долю участия каждого специалиста, а также формы и виды работы с родителями. Список рекомендуемой литературы должен быть в обязательном порядке представлен каждому слушателю. Содержание программы. Описание занятий. Занятие 1. Вводное занятие. Цель: - знакомство членов группы между собой - снятие психоэмоционального напряжения - повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы 1) Члены группы садятся в круг. Обсуждаются правила работы в группе (10 минут). |
Уважаемые слушатели дистанционного лектория! Работа дистанционного лектория в текущем учебном году проходила в сложных условиях. Размещение материалов 2-го семестра осуществлялось... | Исследовательская работа по теме: Роль спорта в формировании толерантности... Их влияние на развитие толерантности с. 8 | ||
Уроки толерантности Тема. "Урок толерантности" ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примечание: данное занятие является первым из 3-х занятий, посвященных теме толерантности; проводится в кругу | ||
Родителям о воспитании толерантности у подростков Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе... | Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | ||
Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | «Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | ||
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения Данная методическая разработка не затрагивает вопросов этнической толерантности как таковой. Одним из направлений является выстраивание... | Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого... Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила... | ||
Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов... Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детский музыкальный лекторий Пикколо появился в 1999 году. До сих пор он единственный в Санкт-Петербурге для детей 3 -7 лет. Основателем... | ||
Программа лектория «Здоровье в наследство» Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем... | Проблемы воспитания толерантности в поликультурной среде. Своим опытом... Своим опытом со слушателями курсов делилась учитель экологии, химии и украинского языка Макаревич А. А. По итогам занятий 21 человек... | ||
Высшая школа экономики Курс рассчитан на студентов 3 курса Факультета мировой экономики, читается в течение 1 и 2 модулей и складывается из лекций, семинарских... | На заседании педагогического совета ... |