Программа лектория «Здоровье в наследство»





НазваниеПрограмма лектория «Здоровье в наследство»
страница1/3
Дата публикации29.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"


УТВЕРЖДЕНО:

на методическом совете

протокол №1 от 23.09.2008 года

с изменениями и дополнениями

Директор МОУ ДОД ЭБЦ
_______________ Л.А. Черемных


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Здоровье в наследство»

Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста

Продолжительность обучения 7 лет

Составитель: Смирнова Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования


г. Георгиевск, 2003 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем применительно к любому человеку, а также в применении к обществу в целом: «здоровье общества», «здоровье подрастающего поколения».

Формирование здорового образа жизни – это социально-педагогический аспект, поэтому осуществлять его должны педагоги, обеспечивающие оптимальные физические и психогигиенические условия. Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков – создание благоприятных социально-педагогических условий обучения и воспитания учащихся. В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. Беспокоят специалистов зависимость детей и подростков от табака, алкоголя и наркотиков. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса. Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

  • интенсификация учебного процесса и гиподинамия;

  • стрессовая ситуация в семье и школе;

  • несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

  • недостатки в существующей системе физического воспитания;

  • низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи;

  • отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

Программа лектория «Здоровье в наследство» является модифицированной, она составлена на основе учебной программы «Путь к здоровью» (Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) № 3 2007 год. Программа позволит упорядочить мероприятия оздоровительной направленности, проводить их последовательно. Работа по программе начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью, как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Реализация программы будет осуществляться по основным направлениям:

  • формирование ценностного отношения к здоровью всех участников

педагогического процесса (педагогов, детей, родителей);

  • внедрение традиций, пропагандирующих здоровый образ жизни;

  • отслеживание параметров личностного здоровья учащихся;

  • профилактика проявлений асоциального образа жизни (табакокурения,

алкоголизма, токсикомании, наркомании).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЛЕКТОРИЯ

Цель: Создание благоприятных условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного.

Задачи: по работе с обучающимися:

  • Формирование у детей установки на здоровый образ жизни.

  • Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования.

  • Обучение методам самопознания, самоконтроля, укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.

  • Дать подростку необходимую информацию по психорегуляции, половом поведении, касающуюся понимания сущности здорового семейного образа жизни.

  • Экологическое воспитание обучающихся посредством вовлечения в природоохранную деятельность.

По работе с педагогами:

  • Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

  • Реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников.

  • Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.

  • Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

Достижение поставленной цели может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методологическая основа программы:

- концепция «Педагогики здоровья» (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, А.И. Бурханов, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, И.В. Дубровина, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Г.А.Кураев, Е.А.Овчаров, Н.К. Смирнов, Л.Г. Татарникова, А.Г. Щедрина, О.А.Шклярова).

- теория целостного педагогического процесса, обеспечивающего, наряду с воспитанием, обучением, сохранение и развитие здоровья школьника, системное использование здоровьесберегающих технологий в образовании (М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, С.М. Тромбах, В.Н. Касаткин, Д.В. Колесов, Н.Н. Куинджи, И.В. Кузнецова, В.Р.Кучма, С.В. Кулиева, В.Н. Ирхин).

• Системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Сагатовский, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин и др.);

• Идея сообразности построения обучения с закономерностями природных явлений Я.А. Коменского, нашедшая свое подтверждение в научных исследованиях: по педагогике - Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг, П.Ф. Лесгафт, Ж.Демени, К.Д, Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.; по психологии – Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Л.М. Фридман, А.Н. Леонтьев и др.; медицине – Гиппократ, Гален, И.М. Сеченов, Г.К. Сердюковская, А.Г. Сухарев, А.Г. Щедрина, С.Б. Тихвинский и др.;

• Современные общепедагогические теории обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, В.И Загвязинский, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин), гуманистические теории образования (Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург, В.В. Сериков);

• Потребностно-мотивационный и активно-деятельностный подход в воспитании (П.В. Симонов, В.К. Вилюнас, А. Maslow, K. Lewin, А.Н. Леонтьев);

• Валеологический подход (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, А.Г. Щедрина, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин и др.);

• Работы по проблемам аддиктивного поведения, лечения, реабилитации химических и нехимических аддикций и профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Пятницкая И.Н., Братусь Б.С., Завьялов В.Ю. и др.).

• Труды по  организации  инновационных процессов в современном образовании (Сластенин В.А., Лазарев В.С., Поташник М.М., Шишов С.Е., Кальней В.А., Мартиросян Б.П. и др.) и развитии системы   дополнительного образования (Горский В.А, Буйлова Л.Н., Коченева С.В., Боровиков Л.И.).

В основу программы курса положены следующие принципы:

1. Принцип природосообразности – в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные задатки ребенка.

2. Принцип личностного подхода – признание индивидуальности каждого ребенка.

3. Принцип гуманности – создание  условий для сохранения, укрепления и коррекции здоровья, развитие такой ценности, как сохранение и развитие жизни на Земле.

4. Принцип реальности – развитие у школьников таких качеств личности, которые позволят им адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

5. Принцип научности – развитие у школьников современного научного мировоззрения (от здорового духа к здоровому телу) через постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, повышение профессиональной компетенции.

6. Принцип культуросообразности – максимальное использование культуры той среды, в которой находится образовательное учреждение.

7. Принцип непрерывности – постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.

8. Принцип достаточности – все хорошо в меру.

В процессе воспитания здоровой личности  применяются такие принципы педагогики, как принцип оптимизма, принцип активной жизненной позиции, принцип преемственности, принцип индивидуально – личностного подхода.

Курс имеет междисциплинарный характер, поскольку при его изучении рассматриваются социально-нравственные, биологические, географические аспекты экологических проблем.

Учебно-методический комплекс представлен содержательным блоком, в котором продуцируется, отрабатывается, обновляется и накапливается весь необходимый для функционирования модели научно-информационный потенциал, и технологическим блоком, включающим в себя все новейшие и традиционные формы и методы образовательной и дидактической деятельности (компьютерные обучающие и тестирующие программы, видео- и аудиоматериалы, учебные модули, психологические методики, наглядные материалы и малые формы, учебные пособия, лекции, беседы, выставки и т.д.). При этом используются все резервы внеклассного и каникулярного времени; активизация физкультурной работы, осуществление разнообразных внеклассных мероприятий: школьного университета здоровья, научных конференций и исследовательской деятельности учащихся, массовых акций, тематических вечеров, соревнований и дней здоровья – и все возможные информационные ниши, например кабинет здорового образа жизни.

В результате реализации программы будет:

  1. Укреплено здоровье школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье посредством посещения занятий лектория.

  2. Улучшены санитарно-гигиенические условия в школе, дома.

  3. Налажено эффективное межведомственное сотрудничество.

  4. Создано волонтерское движение подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.

  5. Изменено восприятие проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

Прогнозируемая модель личности воспитанника:

  1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

  2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

  3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

  4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

  5. Правильная организация своей жизнедеятельности.

  6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

  7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

  8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.

  9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.

  10. Творческая продуктивность.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество прошедших обучение волонтеров;

  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;

  • уровень санитарно-гигиенического состояния образовательного учреждения, на базе которого реализуется программа;

  • качество полученных детьми знаний.

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество педагогов дополнительного образования Эколого-биологического центра, школ города и родителей.

Предстоит организовать работу по следующим направлениям:

  • посещение родительских собраний, беседы на валеологическую тематику;

  • привлечение родителей-врачей к сотрудничеству;

  • установление тесной связи с родителями девиантных детей;

  • формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);

  • организация конференции “Здоровый ребенок – здоровое общество”;

  • индивидуальные беседы и консультации.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Теоретические: рассказ, беседа, семинар, круглый стол, дискуссия.

Практические: практикумы, агитационная работа среди местного населения, творческие проекты, практическая природоохранная работа, разработка рекомендаций.

Формы реализации программы

1. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  1. Утренние зарядки (1-11 кл.)

  2. Физминутки (1-11 кл)

  3. Динамические паузы ( 1кл.)

  4. Спортивные часы (1-11 кл)

  5. Дни здоровья (1-11 кл.)

  6. Туристические походы, прогулки (5-11кл.)

  7. Спортивные секции (5-11 кл.)

  8. Спортивные игры (1-5 кл.)

  9. Спортивные соревнования (6-11кл.)

  10. Агитационная работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом

  11. Спартакиады

  12. Веселые старты

  13. Конкурс «Мы – спортивная семья»

  14. Игры-суды над вредными привычками и пристрастиями человека.

2. Система мероприятий по агитационной и просветительной работе:

  1. Беседы по сохранению и укреплению здоровья школьников (1-11 кл.)

  2. Беседы по профилактике вредных привычек (5-11 кл.)

  3. Беседы по профилактике предупреждения неврозов, стрессов и психических расстройств (1-11 кл.)

  4. Лекции о правильном питании (1-11 кл.)

  5. Школьные радиолинейки, устные журналы о здоровом образе жизни (1-11 кл.)

  6. Беседы врача о пользе закаливания, плавания (1-11 кл.)

  7. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (5-10 кл.)

  8. Выпуск агитационных стенгазет, листовок, буклетов по привлечению к занятиям физкультурой и спортом

  9. Организация встреч с врачами-специалистами.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа лектория «Здоровье в наследство» iconУважаемые слушатели дистанционного лектория!
Работа дистанционного лектория в текущем учебном году проходила в сложных условиях. Размещение материалов 2-го семестра осуществлялось...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПрограмма занятий лектория «Школа толерантности»
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформулировать свойства прямоугольника, которые достались в «наследство» от параллелограмма
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПроблеми людства
Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПрограмма «Здоровье»
Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconУрок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора»
Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Привлечь внимание учащихся к тому, что о своем здоровье и о здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье одно из главных условий...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детский музыкальный лекторий Пикколо появился в 1999 году. До сих пор он единственный в Санкт-Петербурге для детей 3 -7 лет. Основателем...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconРеферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника»
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconТематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconУроки Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания,...
Экономическое, политическое и культурное наследство XVIII в. Империя. Император. Дворцовые перевороты
Программа лектория «Здоровье в наследство» icon«Здоровье не все, но все без здоровья ничто»
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,...
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconОбразовательная программа «здоровье»
Здоровье подрастающего поколения является одна из приоритетных задач общества и определяется комплексом факторов
Программа лектория «Здоровье в наследство» iconВыготский Л. С. В92 Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. Научное наследство/Под...
Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск