Скачать 0.57 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Здоровье в наследство» Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста Продолжительность обучения 7 лет Составитель: Смирнова Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования г. Георгиевск, 2003 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЗдоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем применительно к любому человеку, а также в применении к обществу в целом: «здоровье общества», «здоровье подрастающего поколения». Формирование здорового образа жизни – это социально-педагогический аспект, поэтому осуществлять его должны педагоги, обеспечивающие оптимальные физические и психогигиенические условия. Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков – создание благоприятных социально-педагогических условий обучения и воспитания учащихся. В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. Беспокоят специалистов зависимость детей и подростков от табака, алкоголя и наркотиков. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса. Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
Программа лектория «Здоровье в наследство» является модифицированной, она составлена на основе учебной программы «Путь к здоровью» (Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) № 3 2007 год. Программа позволит упорядочить мероприятия оздоровительной направленности, проводить их последовательно. Работа по программе начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью, как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Реализация программы будет осуществляться по основным направлениям:
педагогического процесса (педагогов, детей, родителей);
алкоголизма, токсикомании, наркомании). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЛЕКТОРИЯ Цель: Создание благоприятных условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Задачи: по работе с обучающимися:
По работе с педагогами:
Достижение поставленной цели может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Методологическая основа программы: - концепция «Педагогики здоровья» (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, А.И. Бурханов, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, И.В. Дубровина, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Г.А.Кураев, Е.А.Овчаров, Н.К. Смирнов, Л.Г. Татарникова, А.Г. Щедрина, О.А.Шклярова). - теория целостного педагогического процесса, обеспечивающего, наряду с воспитанием, обучением, сохранение и развитие здоровья школьника, системное использование здоровьесберегающих технологий в образовании (М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, С.М. Тромбах, В.Н. Касаткин, Д.В. Колесов, Н.Н. Куинджи, И.В. Кузнецова, В.Р.Кучма, С.В. Кулиева, В.Н. Ирхин). • Системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Сагатовский, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин и др.); • Идея сообразности построения обучения с закономерностями природных явлений Я.А. Коменского, нашедшая свое подтверждение в научных исследованиях: по педагогике - Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг, П.Ф. Лесгафт, Ж.Демени, К.Д, Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.; по психологии – Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Л.М. Фридман, А.Н. Леонтьев и др.; медицине – Гиппократ, Гален, И.М. Сеченов, Г.К. Сердюковская, А.Г. Сухарев, А.Г. Щедрина, С.Б. Тихвинский и др.; • Современные общепедагогические теории обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, В.И Загвязинский, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин), гуманистические теории образования (Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург, В.В. Сериков); • Потребностно-мотивационный и активно-деятельностный подход в воспитании (П.В. Симонов, В.К. Вилюнас, А. Maslow, K. Lewin, А.Н. Леонтьев); • Валеологический подход (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, А.Г. Щедрина, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин и др.); • Работы по проблемам аддиктивного поведения, лечения, реабилитации химических и нехимических аддикций и профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Пятницкая И.Н., Братусь Б.С., Завьялов В.Ю. и др.). • Труды по организации инновационных процессов в современном образовании (Сластенин В.А., Лазарев В.С., Поташник М.М., Шишов С.Е., Кальней В.А., Мартиросян Б.П. и др.) и развитии системы дополнительного образования (Горский В.А, Буйлова Л.Н., Коченева С.В., Боровиков Л.И.). В основу программы курса положены следующие принципы: 1. Принцип природосообразности – в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные задатки ребенка. 2. Принцип личностного подхода – признание индивидуальности каждого ребенка. 3. Принцип гуманности – создание условий для сохранения, укрепления и коррекции здоровья, развитие такой ценности, как сохранение и развитие жизни на Земле. 4. Принцип реальности – развитие у школьников таких качеств личности, которые позволят им адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. 5. Принцип научности – развитие у школьников современного научного мировоззрения (от здорового духа к здоровому телу) через постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, повышение профессиональной компетенции. 6. Принцип культуросообразности – максимальное использование культуры той среды, в которой находится образовательное учреждение. 7. Принцип непрерывности – постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности. 8. Принцип достаточности – все хорошо в меру. В процессе воспитания здоровой личности применяются такие принципы педагогики, как принцип оптимизма, принцип активной жизненной позиции, принцип преемственности, принцип индивидуально – личностного подхода. Курс имеет междисциплинарный характер, поскольку при его изучении рассматриваются социально-нравственные, биологические, географические аспекты экологических проблем. Учебно-методический комплекс представлен содержательным блоком, в котором продуцируется, отрабатывается, обновляется и накапливается весь необходимый для функционирования модели научно-информационный потенциал, и технологическим блоком, включающим в себя все новейшие и традиционные формы и методы образовательной и дидактической деятельности (компьютерные обучающие и тестирующие программы, видео- и аудиоматериалы, учебные модули, психологические методики, наглядные материалы и малые формы, учебные пособия, лекции, беседы, выставки и т.д.). При этом используются все резервы внеклассного и каникулярного времени; активизация физкультурной работы, осуществление разнообразных внеклассных мероприятий: школьного университета здоровья, научных конференций и исследовательской деятельности учащихся, массовых акций, тематических вечеров, соревнований и дней здоровья – и все возможные информационные ниши, например кабинет здорового образа жизни. В результате реализации программы будет:
Прогнозируемая модель личности воспитанника:
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
Сотрудничество с родителями Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество педагогов дополнительного образования Эколого-биологического центра, школ города и родителей. Предстоит организовать работу по следующим направлениям:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Теоретические: рассказ, беседа, семинар, круглый стол, дискуссия. Практические: практикумы, агитационная работа среди местного населения, творческие проекты, практическая природоохранная работа, разработка рекомендаций. Формы реализации программы 1. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий:
2. Система мероприятий по агитационной и просветительной работе:
|
Уважаемые слушатели дистанционного лектория! Работа дистанционного лектория в текущем учебном году проходила в сложных условиях. Размещение материалов 2-го семестра осуществлялось... | Программа занятий лектория «Школа толерантности» Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформулировать свойства прямоугольника, которые достались в «наследство» от параллелограмма | Проблеми людства Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков | ||
Программа «Здоровье» Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться... | Урок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора» Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Привлечь внимание учащихся к тому, что о своем здоровье и о здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье одно из главных условий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детский музыкальный лекторий Пикколо появился в 1999 году. До сих пор он единственный в Санкт-Петербурге для детей 3 -7 лет. Основателем... | ||
Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... | Тематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие» Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная... | ||
Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | Уроки Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания,... Экономическое, политическое и культурное наследство XVIII в. Империя. Император. Дворцовые перевороты | ||
«Здоровье не все, но все без здоровья ничто» «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,... | ||
Образовательная программа «здоровье» Здоровье подрастающего поколения является одна из приоритетных задач общества и определяется комплексом факторов | Выготский Л. С. В92 Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. Научное наследство/Под... Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг... |