Скачать 238.14 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор института сервиса и социально-культурных коммуникаций _____________________ /Е. М. Акулич/ «____» _______________ 20___г. ОД.А.09. Социальное прогнозирование и социальное проектирование Рабочая программа для аспирантов специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: _____________________________/Галактионова Н.А./ «______»___________201__г. Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента социально-культурной деятельности «____»_____________201__г., протокол № ________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав. кафедрой ______________________________/Акулич Е.М./ «______»___________ 201__ г. Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Мазенкова А. А./ «______»_____________201__ г. Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов «СОГЛАСОВАНО»: Начальник научного отдела ______________________ /Балина Л. Ф./ «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./ «______»_____________201__ г. Галактионова Н.А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы» очной и заочной формы обучения. – Тюмень, 2011. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). ©Галактионова, 2011 Содержание
5.1. Примерные вопросы к зачету
Программа рассчитана на аспирантов 3 года обучения по специальности 22. 00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессов» очной и заочной форм обучения. Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, и ориентирован на сознательное освоение основ технологического прогнозирования и специфических методов и техник проектировочной деятельности. Исходный уровень знаний и умений: предполагаемая дисциплина рассчитана на аспирантов, завершающих обучение в аспирантуре и способных воспринять материал дисциплины применительно к теме собственного диссертационного исследования. Предполагается наличие навыков социологического анализа текстов в любой из стратегий, умения самостоятельно работать с литературой, наличие базовой культуры научного анализа. Социальное проектирование и прогнозная оценка будущего - важный аспект диссертационного исследования, поэтому данная дисциплина содержит систематическое изложение технологии разработки социального проекта, оценки его жизнеспособности посредством социальной экспертизы и организационных основ его реализации. Программа курса составлена в соответствии с Государственным стандартом. В результате изучения данного курса аспиранты должны приобрести знания, умения и навыки в социальном прогнозировании и проектировании как пограничной области социального знания и социальной деятельности. При изучении курса решаются следующие задачи: - ознакомление с классическими и современными технологиями прогностики, диагностики, моделирования социальных процессов и объектов; - обучение практическим навыкам социального проектирования; - представление многообразной практики разработки прогнозов и реализации проектов в социальной сфере применительно к авторскому научному исследованию. Учитывая специфику курса при его проведении большое внимание уделяется аналитической работе с текстами современных ученых и классиков и самостоятельной креативной работе. В результате усвоения дисциплины аспирант должен: Знать основные этапы развития прогнозирования как социальной деятельности; типовую структуру социального проекта. Иметь представления о теоретических подходах к социально-проектной деятельности, о непредвиденных и непреднамеренных последствиях прогнозов, причинах и способах предупреждения; Быть компетентным в определении основных видов прогнозов и проектов. В результате прохождения курса аспиранты овладевают следующими практическими навыками: 1. Организации социологического исследования в предметном поле прогностики и проектирования; 2. использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации по социальным программам и проектам. 1.2. Место дисциплины в структуре ОПП. Дисциплина «Социальное проектирование и социальное прогнозирование» входит в раздел специальных дисциплин отрасли науки и научной деятельности.
В результате освоения дисциплины, аспирант должен обладать следующими компетенциями: - знание классических проблем, теорий и методов социологического знания; - обладать высокой мотивации и выполнению профессиональной деятельности; - умение работать с научными текстами; - способность реферирования и аннотирования научной литературы; навыки научного редактирования и рецензирования. В результате освоения дисциплины аспирант должен: - знать, что и как изучает социология; как возникает, формулируется и развивается социологическое знание по проблемам прогнозирования и проектирования; - знать основные социологические теории и методы социологического знания в области прогностики и проектирования; - уметь применять полученные знания в качестве методологических принципов анализа науки, при характеристике и анализа явлений процессов социальной действительности; - владеть основными методами социологических исследований.
Общая трудоемкость дисциплины – 36 часов в т. числе – 12 лекционных, 12-семинарских, 12-самостоятельная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.
ΙV. Практические занятия по основам социологии. Тема 1. Теоретический анализ прогнозирования как вида человеческой деятельности: обзорная ретроспекция. Разнообразие видов человеческой деятельности и их влияние на развитие форм предсказания будущих результатов как в обыденной жизни, так и в социальной сфере. Особенности употребления терминов «предсказание», «прорицание», «предугадывание», «предчувствие», «предвосхищение»; мечта, фантазия, утопия; идея, гипотеза, план, программа, проект и др. Классификация, отражающая уровневый характер предвидения и прогнозирования. Обыденный уровень предвидения и прогнозирования через выявление отдельных признаков происходящих событий: повторяемость, взаимосвязь, существенность. Роль эмпирического наблюдения и чувственного познания мира. Религиозно-мифический уровень и его основа на мифе или вере. Формы: откровения, прорицания, молитв, восхвалений, шаманства, заклинаний, гаданий и пр. Прогностическая роль утопизма как предшественника научного предвидения и прогнозирования. Футурология как метод описания конкретных форм, проектов и образов будущего, изучения тенденции развития отдельных систем. 20—30-е годы XX века – этап зарождения социальной прогностики в ее научно обоснованном виде. Отечественные и зарубежные представители прогностики. Тема 2. Научные школы социального прогнозирования Основания для классификации научных школ прогнозирования. Научные школы по хронологическому основанию: наука о будущем - футурология и прогностика – наука о методах, приемах и средствах, т.е. о технологии современного прогнозирования. Начало современного социального прогнозирования в работах Дж. Бернала, Н. Винера (конец 40-х годов 20-го века). Разработки перспектив научно-технической революции. Обнаружение и описание эффекта использования поисковых и нормативных прогнозов при управлении социальными процессами на макроуровне. Конец 50-х и 60-е годы в истории прогнозирования - период «бума прогнозов» — социально-экономических, демографических, военно-политических. Разработка основы методологии и методики прогнозирования (Д.Белл, Б.де Жувенель, Ф.Полак, Г.Тейл, Э.Янг). «Исследования будущего» с конца 1960-х годов через обоснованное, логически непротиворечивое моделирование будущего состояния общества, отдельных процессов и явлений. Развитие «глобалистики» и «альтернативистики». Дж.Бернал, Н.Винер, А.Печчеи, Р.Юнг и их концепция систематизации глобальных проблем: социальные преобразования; разоружение; разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран; жизненные ресурсы человечества; экологический и демографический балансы; расселение; культура; здравоохранение; антиобщественные явления; эффективность международных организаций. Роль Римского клуба в развитии прогнозирования. Идеи социального пессимизма в концепциях «альтернативщиков». Развитие теории «эффекта Эдипа» - самоисполняющиеся и самоаннулирующиеся прогнозы (Д. Медоуз, Дж. Форрестер, Р.Хейлбронер). Влияние концепции устойчивого развития на разработку научных прогнозов мирового масштаба. Институционализация социального прогнозирования в России в конце 50-х — начале 60-х годов (Э.В.Араб-Оглы, И.В.Бестужев-Лада, В.А.Лисичкин, Т.М.Румянцева и другие). Классификация научных школ прогнозирования по основанию включения/невключения проектирования в задачи прогнозирования. Разграничения прогноза-предсказания. Выделение теоретиков «количественников» и «качественников». Научная школа «Planning for real» (Планирование в реальности или планирование для реальности) и их прогнозы -макеты будущего. Соотношение приоритетности фактора научно-технических нововведений и общественной, субъектной составляющей развития общества. Школы по сферам прогнозирования: демография, образование, экономика, право, экология и т.д. Тема 3. Технологическое прогнозирование Технологическое прогнозирование, определение, особенности. Технологическое прогнозирование как высший уровень развития предвидения и прогнозирования. Познание и прогнозирование с опорой на закономерности развития событий, социальных явлений и процессов; реализм и возможность достижения прогностических выводов и результатов при соблюдении соответствующих условий; использование комплекса научных методов, приемов и процедур познания и преобразования настоящего и будущего. Продуцирование нового знания с наименьшими для данных условий и времени затратами как обязательное условие технологического прогнозирования. Атрибутивные признаки технологического прогнозирования: целесообразность – достижение планируемого результата с оптимальными затратами; процессуальность – алгоритмическое представление деятельности в виде последовательностей технологических процессов и операций; нормализованность – регламентация процессов деятельности и требований к конечным результатам; воспроизводимость – гарантированность результата при соблюдении технологических предписаний; системность – целостность, взаимосвязь технологических подсистем, управляемость; эффективность – ориентация на разработку и использование эффективных и экономичных процессов. Операция как основа методов технологического прогнозирования. Тема 4. Специфика социальных прогнозов. Типология прогнозов. Особенности прогнозов в социальной сфере. Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы. Группы факторов развития социальной сферы государства: экономические, политические, правовые, культурные, природно-климатические, социально-демографические, национально-этнические, социально-психологические,. Поисковый прогноз как определение возможных состояний социальных систем в будущем. Нормативный прогноз через определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов. Целевой прогноз собственно желаемых состояний. Программный прогноз как вероятностная гипотеза о возможных взаимовлияниях различных факторов. Плановый прогноз (план-прогноз) хода выполнения (или невыполнения) своеобразных заданий. Процесс выработки поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив. Период упреждения прогноза. Типология прогнозов по временным рамкам: долгосрочный, среднесрочный, срочный. Типология прогнозов по уровням: региональные, подсистемные, однопроблемные, однопроцессные, однопараметрические, локальные. Формы представления научных прогностических исследований. Тема 5. Непредвиденные и непреднамеренные последствия прогнозов, их причины и способы их предупреждения. Понятие самоисполняющихся и самоаннулирующихся прогнозов. Особенности прогнозирования системы в условиях определенности, неопределенности и в ситуации риска. Ситуация ложного самоаннулирующегося прогноза. Оценка прогноза на достоверность самоисполнения или аннуляции. Верификация прогноза. Основные причины непредвиденных или непреднамеренных последствия прогнозов относительно социальных систем: длинные цепи взаимозависимости системных элементов внутри общества на основе кооперации и конкуренции; разные уровни знания и человеческой компетентности, идеологические искажения, скрывающие точное представление о целях и программах от некоторых социальных участников, различия в декларируемых и исповедуемых ценностях, целях и приоритетах. Тема 6. Методический инструментарий прогнозиста. Последовательность операций поискового прогноза: Различие в логике исследования при подготовке нормативного прогноза. Идея нормативного, а также целевого, планового, программного прогнозов - оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами. Методы исследования прогнозного фона. Использование в целях прогнозирования различных видов информации: статистическая, историческая, ретроспективная, текущая, актуальная (в момент прогнозирования), прогностическая (уже известные прогнозы), социологическая (интервью, анкетный опрос, данные опроса экспертов), проспективная (в форме гипотезы). Методы, используемые на социально-диагностической стадии: локальные поисково-информационные и социально исторические обследования; информативно-целевой (мотивационно-целевой) анализ текста; опросы (разнообразные по целям и форме) людей, в той или иной мере причастных к выработке управленческого решения, либо попадающих в «зону его воздействия». Социальное картографирование. SWOT-анализ. Методы на этапе построения прогнозов. Специфика формализованных (математических) и интуитивных (экспертных) методов. Метод экстраполяции как построение динамических рядов показателей прогнозируемого процесса ретроспективы и упреждения (перспективы) развития. Использование экспертных методов. Метод Делфи. Сценарный метод, возможности и границы применения. Использование формальных моделей. Моделирование как метод исследования и представления объектов познания на их моделях, выступающих как аналоги оригинала. Разновидности деловых игр («инновационные игры» по методике В.С.Дудченко, «ансамблевые игры» по методике Ю.Д.Красовского). Границы и возможности моделирования с применением информационных технологий. Тема 7. Основы социального проектирования Социальное проектирование как процесс конструирования действия, направленного на достижение социально-значимой цели. Три подхода к социально-проектной деятельности: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный подходы. Определение понятия социальных проблем и методы их социологического выявления. Предмет социального проектирования. Субъекты проектной деятельности. Тема 8. Этапы разработки проекта Понятие социального проекта. Типы проектов по характеру проектируемых изменений. Инновационные и поддерживающие проекты. Типы проектов по направлениям деятельности. Локализация проектов по месту, времени и ресурсам. Спонсорские и благотворительные проекты. Понятие жизненного цикла проекта. Появление идеи проекта. Первичное и вторичное творчество. Концептуализация проекта. Планирование. Диагностическая работа по проекту. Оценка жизнеспособности проекта. 5 правил планирования проектов. Способы планирования. Типовая структура плана. Тема 9. Методы коллективной разработки социального проекта Социальное проектирование как групповая работа. Команда проекта, подбор проектантов. Мозговая атака и ее значение в создании команды. Методы проектирования: мозговая атака, метод фокальных объектов, деловая игра, метод создания сценариев, ТРИЗ, метод контрольных вопросов. Особенности социальной диагностики при проектировании Способы социальной диагностики. Сбор сравнительных, исторических и иных данных. Социальное картографирование. Значение массовых опросов и опросов экспертов. Тема 10. Социальный проект как текст. Социальная экспертиза проектов Типовая структура проекта. Планирование проекта. Бюджет проекта. Презентация проекта. Защита проекта. Организация конкурса проектов. Положение о конкурсе проектов. Контроль за осуществлением проекта. Понятие социальной экспертизы. Основные типы экспертов. Методы отбора экспертов. Объект, предмет экспертных оценок. Виды социальной экспертизы. Экспертиза конкурсных проектов и программ. Характеристика Российских и международных фондов и организаций, проводящих конкурсы грантов на исследовательскую и практическую работу в социальной сфере. Тема 11. Реализация социального проекта Виды, методы, пути и средства апробации проектов. Социальное моделирование как инструментальное средство прогнозирования и проектирования. Прогностические и иммитационные модели. Организационный механизм реализации проекта. Функциональная и матричная структуры управления проектов. Кадровое обеспечение проекта. Текущий и итоговый контроль за реализацией проекта. Показатели эффективности проекта. Апрейзеры и нормативы. Коррекция проекта по итогам мониторинга. Завершение работ по проекту. Требования к отчету по проекту. V. Учебно-методическое обеспечение работы аспирантов. 5.1. Примерные вопросы к зачету.
5.2. Образовательные технологии. В основе изучения курса используются активные методы обучения, ролевые игры, дискуссии, полемика, а также самостоятельное научное творчество. В ходе изучения дисциплины аспиранты готовят доклады (сообщения) по предлагаемым темам. Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
|
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная... Селиванов В. Е. Теория измерений в социологии. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22. 00. 04 – «Социальная... | Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения | ||
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Воскресенская Н. О Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Конкурс работ молодых ученых в области гуманитарных наук Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Аннотация дисциплины вариативной части цикла гсэ рабочей программы... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: История и современные... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.... | Методические указания по подготовке кандидатского экзамена для аспирантов... Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу... | ||
Программа экзамена кандидатского минимума по отрасли 22. 00. 00 Социологические... Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | Педагогическая практика аспирантов учебно-методический комплекс рабочая... Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует... | ||
Программа вступительного экзамена по научной специальности 22. 00.... Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина | Программа вступительного экзамена Специальность (аспирантура): 22. 00. 04 – Социальная структура, социальные институты и процессы | ||
Рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 24, Экономическая,... Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... |