Календарный план по курсу по разделу Избранные вопросы педагогики (ДПВ)
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 0507011 Социальная педагогика
СЕМЕСТР: 10
КАФЕДРА Педагогики
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы
(в академических часах)
| Л
| С
| 1
| Сущность, движущие силы, противоречия образовательного процесса
логика образовательного процесса
| 2
|
| 2
| Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
| 2
|
| 3
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
| 2
|
| 4
| Методы обучения и воспитания
| 2
|
| 5
| Классификация средств обучения и воспитания
| 2
|
| 6
| Воспитательная система школы: структура, этапы развития, критерии эффективности
| 2
|
| 7
| Современные модели, технологии организации обучения
Современные модели, технологии организации воспитания
| 2
|
| 8
| Инновационные образовательные процессы.
| 2
| 2
| 9
| Детский воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания.
|
| 2
| 10
| Детские общественные организации и объединения
|
| 2
|
| Итого
| 16
| 6
|
Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
(дидактические единицы)
| 1
| Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
| Противоречия процесса познания и воспитания и их разрешение в учебно-воспитательной деятельности. Закономерности и принципы обучения и воспитания. Современные дидактические и воспитательные теории и концепции: концепция дидактического энциклопедизма, концепция дидактического формализма, концепция дидактического прагматизма (улитаризма), концепция функционального материализма, парадигмальная концепция обучения, кибернетическая концепция обучения, ассоциативная теория обучения, теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения, управленческая модель обучения и др. Биологизаторские и социологизаторские теории. Культурно-историческая теория развития личности Л.С.Выготского. Педоцентристская концепция воспитания. Концепция свободного воспитания. Теория воспитания личности в коллективе А,С.Макаренко. Концепция коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Гуманистическая концепция воспитания личности: идеи педагогики ненасилия, педагогики развития, педагогики сотрудничества. Структура составления документов. Знакомство с современными концепциями воспитания: В.А.Караковского, О.С.Газмана, В.П.Созонова, Г.К.Селевко, Е.В.Бондаревской, Н.Е.Щурковой и др.
| 2
| Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
| Структура педагогического процесса: цель, содержание формы, методы, средства, результат. Условия эффективности педагогического процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и обучения, обучения и воспитания. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
| 3
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
| Федеральный государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Способы совершенствования содержания образования.
| 4
| Методы обучения и воспитания
| Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала. Многомерные классификации методов. Основание классификаций: соотношение в структуре метода чувственного образа и понятия; модели и оригиналы репродуктивной и творческой деятельности; знаний, умений и навыков; биологического и социального; осознанного и внушаемого. Понятие и сущность метода воспитания. Классификации методов воспитания. Характеристика методов формирования сознания личности. Особенности применения методов убеждения и внушения. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности. Особенности применения методов поощрения и наказания. Характеристика методов контроля и самоконтроля в воспитании. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
| 5
| Классификация средств обучения и воспитания
| Понятие «средства обучения», «средства воспитания». Средства материализации умственных действий. Технические и аудиовизуальные средства. «Воспитывающая среда». Использование компьютерной и мультимедиа технологий в учебном процессе
| 6
| Воспитательная система школы: структура, этапы развития, критерии эффективности
| Понятие о воспитательных системах. Структура, этапы развития, критерии эффективности воспитательной системы школы. Причины создания, этапы моделирования воспитательных систем. Примеры воспитательных систем из практики воспитания.
| 7
| Современные модели, технологии организации обучения и воспитания
| Трехмерная модель систематики форм организации обучения. Формы организации обучения: общеклассные, групповые, индивидуальные. Традиционный и инновационный урок. Игры. Лекции. Семинары и конференции. Самостоятельная работа учащихся. Дифференциация в учебном процессе и интеграция. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Влияние организационных качеств личности педагога на результативность педагогического процесса.
Социокультурные модели воспитания.
Традиционная модель воспитания. Социально-адаптирующие модели воспитания: государственно-политическая модель, функционально-ролевая модель. Педоцентрическая модель воспитания. Диалоговая модель воспитания.
| 8
| Инновационные образовательные процессы.
| Педагогический инновации как явление и как процесс. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Педагогическая инноватика. Факторы распространения педагогических нововведений. Проблема управления инновационными процессами в образовании. Методическое обеспечение инновационной деятельности учителя в общеобразовательной школе
| 9
| Детский воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания.
| Коллективное планирование: назначение, способы организации. Развитие ученического самоуправления: сущность, структура, постоянная и чередующаяся система поручений. Организация соревнования, сотрудничества, самообслуживания в детском коллективе.
| 10
| Детские общественные организации и объединения
| Сущность, характеристика, история развития ДОО в России. Анализ содержания понятий: «детское движение», «детская организация», «детское объединение». Детские общественные организации и объединения: современная классификация. Типология ДОО. Примеры ДОО в практике воспитания. Роль педагога в деятельности детского общественного объединения. Основы самоуправления в детском объединении. Метод взаимодействия. Программное обеспечение деятельности детского общественного объединения. Модели создания детских организаций.
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина и др. ; под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2011. - 432 с. - Рек. МО РФ. - 10 экз.
Педагогика :[электронный ресурс] : электронный учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Кнорус, 2010. - 1 эл. опт. диск. - 2 экз. Электронный учебник "Педагогика".
Теоретические основы воспитания: учебник для студ. СПО / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая и др. ; под ред. В. П. Сергеевой. - М.: Академия, 2010. - 272 с. - Рек. ФГУ Фиро. - 5 экз.
б) дополнительная литература:
Каменская, Е. Н. Педагогика: конспект лекций : пособие для подгот. к экзаменам для студ. всех форм обучения / Е. Н. Каменская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 215 с. - (Зачет и экзамен).
Педагогика [текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. З. Вульфов, Л. В. Ермоленко, М. Н. Ермоленко и др. ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2008. - 430 с. - Рек. УМО.
Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов [текст] / Б. З. Вульфов, Л. В. Ермоленко, М. Н. Ермоленко и др. ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2008. - 430 с. - Рек. УМО. - 2 ЭКЗ –
Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 540 с. - (Основы наук). - Рек. УМО..
Титов, В. А. Сравнительная педагогика :[текст] : конспект лекций : учеб. Пособие для подгот. К экзаменам / в. А. Титов. - м.: а-приор, 2008. - 156 с. - (конспект лекций - в помощь студенту).
Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия:[ТЕКСТ] / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов н/Д; «Феникс», 2002. — 512 с.
Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика:[ТЕКСТ]: учебное пособие для ВУЗов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер2001.-304с
Каменская, Е. Н. Педагогика: конспект лекций : пособие для подгот. к экзаменам для студ. всех форм обучения / Е. Н. Каменская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 215 с. - (Зачет и экзамен). - 1 экз. - 125,00.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь :[текст] : для студ. пед. вузов / Г. М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2001. - 176 с
Коржуев, А. В. Научное исследование по педагогике : теория, методология, практика: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк. / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М.: Академический проект ; Трикста, 2008. - 287 с. - (Gaudeamus). - 1 экз.
Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учеб. пособие / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с. - (Высшее образование).
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций:[ТЕКСТ]/ Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.
Мудрик А.В. Социализация человека : уч.пособ. для ВУЗов. – М.: Академия, 2004. – 304с.
Педагогика :[текст] : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / в.а. сластенин, и.ф. исаев, а.и. мищенко, е.н. шиянов. - - 4-е изд. - м.: школьная пресса, 2004. - 512с.; рек. Мо рф.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/под ред. Смирнова С.А.- 2000г.-512с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений:[ТЕКСТ] /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
Подласый И.П. Педагогика: новый курс: уч.для студентов ВУЗов: В 2 кн. Кн.1: Процесс обучения. – М.:Владос, 2003. – 576с.
Подласый И.П. Педагогика: новый курс: уч.для студентов вузов: В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М.:Владос, 2003. – 256с.
Рожков М.И., Байбородова Организация воспитательного процесса в школе.-М.: Владос, 2001. – 256с.
Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : Теория и методика воспитания: учеб. пособие / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 336 с. - Рек. МО РФ. - 1 экз.
Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. Пособие для студ. Вузов. В 2 ч. – м.: владос, 2003. –288с.
Сластенин, в.а. общая педагогика: учеб. Пособие для студ. Вузов / под ред. В.а. сластенина: в 2 ч. Ч.2. - м.: владос, 2003. - 256с.; доп. Мо рф. .
Сластенин, в.а. педагогика: учеб. Пособие для студ. Вузов /под ред. В.а. сластенина. - 5-е изд., стер. - м.: академия, 2006. - 576с.; доп. Умо. -
Сластенин, в.а. психология и педагогика :[текст] : учеб. Пособие для вузов / в. А. Сластенин, в. П. Каширин. - 4-е изд., стереотип. - м.: академия, 2006. - 480 с.; рек. Умо .
Сластенин, в.а. общая педагогика: учеб. Пособие для студ. Вузов / под ред. В.а. сластенина: в 2 ч. Ч.1. - м.: владос, 2003. - 288с.; доп. Мо рф. - 3 экз
Смирнов, в.и. общая педагогика :[текст] : учебное пособие /в.и. смирнов. - 2-е изд.,перераб., испр. И доп. - м.: логос, 2003. - 304с.: ил.; рек. Мо рф.
Трайнев, и. В. Конструктивная педагогика [текст]: учебное пособие / и. В. Трайнев. - м.: тц сфера, 2004. - 320 с.; доп. Умо. - 3 экз.
в) мультимедийные средства:
– Презентации для проведения лекций.
г) Интернет-ресурсы
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования: http://window.edu.ru
Педагогическая библиотека: http://www.pedlib.ru.
Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru -
Электронная Библиотечная Система (ЭБС) «РУКОНТ» – вход под своим паролем с главной страницы СГПИ: http://www.solgpi.ru или из библиотеки института.
Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru
Электронно-библиотечная система: образовательные и просветительские издания: http://www.iqlib.ru Электронная научная библиотека: http:e-library.ru |