Скачать 40.4 Kb.
|
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» для направления подготовки 080100.62 «Экономика» 1. Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины – усвоение студентами понятия языка как важнейшего общественно-коммуникативное средства, имеющего свои законы, правила и нормы; приобретение устойчивых навыков, которые должен иметь будущий специалист для успешной коммуникации в различных сферах; формирование коммуникативной компетенции, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в деловой, коммерческой, научной, социально-государственной и бытовой сферах. Преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи: – создать у обучающихся целостное представление о системе родного языка; – познакомить студентов с научно-теоретическими основами знаний о культуре речи; – сформировать коммуникативно-речевые умения и навыки, необходимые прежде всего для профессиональной деятельности; – развить коммуникативные умения и навыки студентов в деловой сфере; – сформировать осознанное отношение к своей речи, способствуя личностной потребности в ее совершенствовании 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культура речи и деловое общение» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) балакавриата по направлению 080100.62 «Экономика» и преподается в 1 семестре. Дисциплина «Культура речи и деловое общение» базируется на знаниях, полученных студентами по курсу «Русский язык» в объеме программы средней школы. Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и компетенциям студента при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин являются: - представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; - способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации; - умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; - овладение орфографической и пунктуационной грамотностью; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую дисциплина «Культура речи и деловое общение» выполняет в системе высшего профессионального образования. В процессе обучения студенты осознают язык как форму выражения национальной культуры, получают возможность совершенствовать знания о закономерностях системы языка и ее функционирования, формируя на этой основе устойчивые умения и навыки нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); – готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); В результате изучения дисциплины студент должен: знать: – нормы современного русского литературного языка и фиксировать их нарушения; – нормы научной письменной речи; – правила построения и языкового оформления учебно-научных текстов (доклад, реферат, курсовая, дипломная работа); – правила библиографического описания; – профессионально значимые формы устной деловой речи; – правила составления основных официально-деловых документов; – основы публичной речи, правила подготовки и проведения публичного выступления; – правила речевого этикета, принятого в обществе; – законы, принципы и правила речевого общения; – основы делового общения, способствующие развитию общей культуры и социализации личности. уметь: – оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; – разграничивать варианты норм и речевые нарушения; – различать стили речи и самостоятельно порождать стилистически мотивированный текст; – работать с нормативными словарями и справочниками русского языка; – составлять письменные тексты вторичных жанров: план, конспект, тезисы, аннотацию, реферат; – составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, личные деловые документы (заявление, расписку, доверенность, автобиографию, резюме, характеристику), частные деловые письма; – подготовить и проводить публичное выступление, беседу, дискуссию, обмениваться информацией, давать оценку, выступать с предложениями, замечаниями; – аналитически читать и грамотно писать. владеть: – всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; – умением осознавать собственные коммуникативные намерения и строить в соответствии с этим эффективную коммуникацию; – способами трансформации несловесного материала в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту); – навыками оформления и редактирования делового и научного документа с использованием современных информационных технологий; – навыками осознанного чтения; – основами психологии и этики делового общения; – современными технологиями общения и эффективного убеждения. |