Скачать 55.17 Kb.
|
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ ИСТОКИ ТЕМА: «Звенящие краски иконы» В 5-ом классе «А» школы-интерната №38 Г. Москвы ЗАО. Работу подготовила Бородина М.А. – Учитель русского языка и литературы. 15 февраля 2006 год. ЦЕЛИ УРОКА:
ХОД УРОКА: Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие в удивительный мир иконы. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Звенящие краски иконы». Мы постараемся услышать, как звучат краски и почувствовать красоту языка иконы. Научимся распознавать символическое значение цветов, которыми пользуется иконописец при написании иконы. На прошлом занятии мы узнали, что среди множества икон есть одна, которую знает вся Россия и весь мир (на доске помещается икона «Троица»). Это икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева. Мы с вами побывали в Третьяковской галерее и знаем, что люди часами стоят перед этим образом, замирая в восторге. Иные же чувствуют, что с этого мгновения начинается новая жизнь. Я хочу вам прочитать стихотворение Татьяны Шорыгшиной, которое называется «Перед иконой Святой Троицы» (стихотворение). Мы с вами посмотрели фильм и на предыдущем занятии говорили что на иконе нет ничего лишнего: каждая, казалось бы даже незначительная, деталь имеет важное символическое значение. А цвета? ● Как вы думаете, какую роль играет цвет, является ли он внешним фоном по отношению к тому, что изображено на иконе, или же он тоже помогает раскрыть внутреннее содержание образа? ● Для чего художник использует цветовую гамму? Вспомните последний урок русского языка – развитие речи. На какую тему был урок? В картине цвета – это поиск гармонии душевного (эмоционального) состояния художника и мира вокруг него. Вы никогда не обращали внимания на то, что существует 7 основных цветов и 7 нот – гамма. Цвета как бы играют, звучат и стремятся к гармонии. ● А иконописец стремится к гармонии? Да. Но в отличие от картины цвета на иконе имеют самостоятельное значение. ● Давайте посмотрим на икону и подумаем, какие цвета преобладают на ней? (дети перечисляют используемые цвета). Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. А теперь откроем рабочие тетрадки на странице 7 (кто-то прочитывает задание). ТРЕНИНГ: Задание. Учащимся предлагается внести название цвета, соответствующее его символике в таблицу.
Зеленый Золотистый Красный Синий Белый ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Во вступительном слове учитель скажет учащимся об особенностях цветовой символики иконы. Как предметы, изображенные на иконе, так и ее цвета служат одной цели: помогают человеку приблизиться к миру духовному, небесному, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен.
Время работы – 5-7 минут.
Учитель объясняет учащимся, что после индивидуального этапа им необходимо обсудить свои варианты решения в четверке и придти к единому мнению. Руководить работой будет лидер, который должен сначала предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, а затем сообщить свою точку зрения. В случае разногласий, лидер организует обсуждение и помогает группе придти к единому решению. Лидер должен также аргументированно представлять результаты работы группы классу. Учитель называет состав четверок и имена лидеров. Время работы 5-7 минут.
* Помог ли данный тренинг глубже проникнуть в мир иконы. Особенности тренинга. Говоря о визуальном восприятии иконы, необходимо выйти также на аудиальное и кинестетическое восприятие цвета. В самом названии тренинга «Звенящие краски иконы» заключена возможность восприятия цветовой гаммы. Действительно, краски у Рублева «поющие», «звенящие». А при кинестетическом восприятии мы чувствуем также, что они «легкие», «свежие», «жизнерадостные». Важно, чтобы при общении у учащихся возник целостный образ иконы. ИТОГ: Сегодня на уроке мы вместе открыли для себя удивительный мир иконы и выяснили, что икона – это своего рода окно в духовный мир, это особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. Красота и добро, прекрасное и духовное, форма и смысл, творчество и спасение нерасторжимы по своей сути, как едины в своей основе Образ и Слово. Значение иконы для мировой художественной культуры также трудно переоценить. Современные художники: живописцы, портретисты, представители других направлений искусства во всех странах не перестают обращаться к иконе как к неисчерпаемому источнику творческого вдохновения и духовной красоты. Великий русский писатель XIX века Федор Михайлович Достоевский сказал (и вам эта фраза хорошо знакома) «Красота спасет мир». Спасибо вам, ребята, за внимание. Диск. О.М. Потаповская. – Научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, старший преподаватель кафедры общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. |