Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 154.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.10.2013
Размер154.02 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка

Муниципальное общеобразовательное учреждение


Средняя общеобразовательная школа № 45

Город Краснодар


Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 45

___________ Т.П.Никитина

05 сентября 2011 г.

Дополнительная образовательная программа эколого-валеологического воспитания младших школьников

«Растем здоровыми»


Разработали:

Аникеева Елена Викторовна, заместитель директора по ВР

Глазкова Елена Михайловна, заместитель директора по УВР

Бухтиярова Елена Анатольевна, учитель начальных классов



Пояснительная записка


Обоснование.
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.

Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.

Так как школа для любого ребёнка является «вторым домом», то одним из направлений внеурочной занятости является воспитание в детях умения полноценно жить и трудиться в социуме. И эколого-валеологическое образование является той составляющей комплексного процесса обучения, воспитания и развития, которая нацелена на формирование телесного, духовного и социального благополучия, здоровья подрастающего поколения.

Я, как учитель-воспитатель, должна обеспечить воспитанникам высокий уровень реального здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у детей культуру здоровья.
Выводы.
Педагогами школы была разработана дополнительная образовательная программа эколого-валеологического воспитания «Растем здоровыми», так как считаем, что именно начальная школа – важнейший этап в формировании познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью.
Цели:

  • Учиться быть здоровым душой и телом.

  • Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.

  • Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

  • Расширять знания и навыки по гигиенической культуре.


Задачи:

  • формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

  • формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

  • формирование практических умений и привычек по укреплению личного здоровья;

  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.


Срок реализации программы: 1 год.
Возраст детей: 7–10 лет.
Формы проведения занятий:

  • занятия;

  • экскурсии;

  • наблюдения;

  • дидактические игры;

  • чтение специальной литературы;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • простейшие физиологические опыты;

  • моделирование;

  • самостоятельное наблюдение;

  • викторины,

  • творческая и практическая деятельность.



Методы проведения занятий


Словесные методы обучения:

  • рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы и т.д.;

  • рассказы детей – совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний;

  • беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;

  • чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

Наглядные методы обучения:

  • наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.

  • рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем
    Задачи:

  • уточнение, обогащение представлений детей об организме, обогащение словаря детей;

  • формирование наглядных образов тех органов, восприятие которых в жизни невозможно;

  • обогащение, систематизация знаний детей; активизация словаря, развитие связной речи.

  • демонстрация – слайды, диафильмы, кинофильмы.
    Задачи:

  • расширение знаний детей об экологии и валеологии;

  • развитие речи;

  • формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно;

  • возможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.

Практические методы обучения:

  • упражнения – многократное повторение умственных и практических действий.

Задачи:

  • овладение разными способами умственной деятельности;

  • формирование практических навыков, умений;

  • совершенствование и укрепление познавательных сил детей.

Элементарные опыты:

- физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения
- экологические – простейшие опыты (с воздухом, водой, светом, теплом), помогающие ребенку познать тайны природы.
Формы и методы контроля над усвоением детьми программы.

Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце учебного года:

  • методы наблюдения;

  • методы тестирования, анкетирования (тесты на выявление уровня агрессивности, тревожности, социометрия и др.);

  • выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;

  • открытые занятия.


Режим занятий: 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью, сбережению окружающей среды.

Критерии результативности


Дети должны знать:

  • Устройство своего организма.

  • Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.

  • Знать самого себя и свои возможности.

  • О пользе и вреде продуктов питания.

  • О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.

  • О правильном использовании физических упражнений.

  • Основные природные богатства и их роль в жизни человека.

  • Правила поведения в природе.

  • Что человек - часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

Дети должны уметь:

  • Слышать и чувствовать состояние своего организма.

  • Принимать правильные решения в опасных ситуациях.

  • Определять степень вежливого поведения.

  • Слушать и слышать.

  • Соблюдать личную гигиену.

  • Противостоять вредным и опасным привычкам.

  • Знать основы правильного питания.

  • Различать природные богатства.

  • Правильно вести себя в природе.

  • Организовывать подвижные игры.



В целях обеспечения целевой направленности воспитания считаю целесообразным осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:

1 раздел. «Душевное (психическое) здоровье».


В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

2 раздел. «Физическое здоровье».


Изучение текущего состояния органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных занятий предусматривает работу по следующим направлениям:

1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2. Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.

3 раздел. «Природа и мы».


Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям, какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

4 раздел. «Основы здорового образа жизни».


1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.


Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, необходимо соблюдать режим двигательной активности в младших классах.

5 раздел. «Я и этот небезопасный мир».





    1. Профилактика безопасного образа жизни.

    2. Значение безопасности для собственной жизни.

    3. Основы безопасности на улице, в обществе.

Учитывая небезопасность современного мира, ребёнок должен уметь обезопасит собственную жизнь.

Двигательный режим в младших классах

Вид занятий

Продолжительность

Гимнастика

10 минут.

Физкультминутки

На каждом занятии, по мере необходимости 3–5 минут.

Подвижные игры и упражнения на прогулке

15–20 минут.

Индивидуальная работа по развитию движений.

На прогулке 8–10 минут.

Учебные занятия по физической культуре

40 минут.

Спортивный час

1 раз в неделю 25 минут.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц 30 минут.

Гимнастика для глаз

По 1–3 минуты во время занятий

Пальчиковая гимнастика

1–2 раза в неделю.

Дыхательная гимнастика

1 раз в неделю на прогулке.

Самостоятельная двигательная активность

Еженедельно под руководством педагога в помещении и на свежем воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Всего за неделю организованная двигательная активность

Не менее 7 часов.

Учебно-тематический план






раздела


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практика

1.

Душевное (психическое) здоровье ребенка.

15

2

2.

Физическое здоровье ребенка.

26

9

3.

Природа и мы.

22

6

4.

Основы здорового образа жизни.

9

5

5.

Я и этот небезопасный мир.

6

3




Итого часов:

76

25

Содержание дополнительной образовательной программы


Первый год обучения


п/п


Название темы занятия

Количество часов

Дата проведения

Душевное (психическое) здоровье ребенка.

1.

Поведение в школе (игра-путешествие).

1

05.09

2.

Для чего люди общаются? Умение общаться.

2

08.09

12.09

3.

В чём состоит вежливость. Вежливая речь.

2

14.09

19.09

4.

Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить).

2

21.09

26.09

5.

«Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?»

1

28.09

6.

Уроки доброты.

2

03.10

05.10

7.

Очищение души.

2

10.10

12.10

8.

«Мое настроение».

1

17.10

9.

Релаксация под музыку.

2 - 3 раза в неделю

Физическое здоровье ребенка

10.

Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня?

2

19.10

24.10

11.

«Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием».

1

26.10


12.

«Мои верные помощники» – органы чувств человека.

1

31.10




Как и чем мы слышим? Как нос чувствует запахи.

2

02.11

07.11

13.

Нос и уход за ним. «Мой замечательный нос».

2

09.11

14.11

14.

Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие).

2

16.11

21.11


15.

«Детям о зубах». Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.

3

23.11

28.11

30.11




Девять правил здоровых и красивых зубов.

1

05.12





Желудок и кишечник. Рост и вес.

2

07.12

12.12

16.

Как мы дышим? Органы дыхания. Практическая работа – знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений «Летит пчела», «Дворник», «Дуем в дудочку», «Паровозик» и т.д.

2

14.12

19.12


17.

Наша кожа. Уход за кожей.

2

21.12

26.12

18.

Правильная осанка – путь к красоте тела. Разучивание комплекса гимнастики для формирования правильной осанки.

2

28.12

02.01

19.

Витамины и здоровый организм. Здоровая пища.

2

04.01

09.01




Для чего нужна зарядка? Комплекс утренней зарядки.

2

11.01

16.01

Природа и мы.

20.

Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы.

3

18.01

23.01

25.01

21.

Что такое природа? Живая и неживая природа.

3

30.01

01.02

06.02

22.

«Лес – наше богатство».

2

08.02

13.02

23.

«В гостях у зимующих птиц».

1

15.02

24.

Изготовление кормушек для птиц (практическое занятие).

5

20.02

22.02

27.02

29.02

05.03

25.

«Волшебница вода. Что мы знаем о воде?».

2

07.03

12.03




«Цветик-семицветик» (растения нашего края). Как помочь цветку?

3

14.03

19.03

21.03




Зеленая аптека Краснодарского края. Ядовитые растения Краснодарского края.

3

26.03

28.03

02.04

Основы здорового образа жизни.

26.

Человек и его здоровье. Микробы.

1

04.04





Подвижные игры «Третий лишний», «Бой петухов».

1

09.04

27.

«Кто с закалкой дружит – никогда не тужит». Игра «Скакалка-подсекалка».

1

11.04




«Волшебный Морж». Закаливание организма.

1

16.04

28.

«Полезные и вредные привычки. Денис и медвежонок Денни».

1

18.04

29.

Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки (практическое занятие).

1

23.04

30.

Разучивание комплекса дыхательной гимнастики (практическое занятие).

1

25.04

31.

Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия (практическое занятие).

1

30.04

32.

Подвижные игры «Перебежки в парах», «Салки».

1

02.05

Я и этот небезопасный мир.

33.

Транспортные аварии (катастрофы).

1

07.05

34.

Внезапное обрушение зданий, сооружений.

Практическое занятие «Механические травмы».

1

09.05

35.

Спортивная медицина. Подвижные игры «Третий лишний с сопротивлением», «Борьба всадников».

2

14.05

16.05

36.

Где тебя может подстерегать опасность?

Я, общество и этот непредсказуемый мир.

1

21.05

37.

Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов?

1

23.05

 Итого:

76





К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:

  • части своего тела и их функции;

  • что такое общение и какова его роль в жизни человека;

  • в чём состоит вежливость;

  • способы выражения приветствия, прощания, благодарности;

  • правила для собеседников;

  • свой режим дня;

  • гигиенические требования к организации сна;

  • что такое осанка и почему её нужно сохранять;

  • правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;

  • для чего человеку нужна кровь;

  • что человек - часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;

  • основные природные богатства и их роль в жизни человека;

  • правила поведения в природе;

  • правила закаливания;

  • правила поведения на воде;

  • полезные и вредные привычки.

К концу 1-го года обучения учащиеся должны уметь:

  • определять степень вежливого поведения;

  • слушать и слышать;

  • организовывать подвижные игры;

  • правильно умываться, чистить зубы, уши;

  • следить за кожей, ногтями;

  • выполнять правила для поддержания правильной осанки;

  • выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;

  • выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);

  • различать природные богатства;

  • правильно вести себя в природе;

  • противостоять вредным и опасным привычкам;

  • защитить себя от воздушно-капельных инфекций;

  • правильно ложиться спать.

Библиография

  1. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни. – Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.

  3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  4. Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. – Волгоград: ИТД Корифей, 2008.

  5. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами – М., Педагогическое общество России, 2006.

  6. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М., ТЦ Сфера, 2009.

  7. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет – М., ТЦ Сфера, 2010.

  8. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии – М., Педагогическое общество России, 2007.

  9. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  10. Блинова Т.М. Познавательное развитие детей 5–7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  11. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  12. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: Учитель, 2007.

  13. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: Учитель, 2007.

  14. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: Учитель, 2007.

  15. Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

  16. Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы – М., Издательство Экзамен, 2009.

  17. Агафонова А.Д. Классные часы на темы этикета. 1-4 классы. – М., Издательство Глобус, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск