Конкурс педагогических достижений по физической культуре и спорту в Санкт-Петербурге НОМИНАЦИЯ
«Творческий потенциал учителя физической культуры
при проведении учебной работы» УЧАСТНИК КОНКУРСА
Рябенко Евгения Юрьевна,
учитель физической культуры
ГОУ школы № 667 Невского района Санкт-Петербурга
_______________________________________________________________________ КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ТЕМА УРОКА: «НИЗКИЙ СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗГОН В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Закрепить навык в технике низкого старта и стартового разгона в беге на короткие дистанции и совершенствовать учащихся в их выполнении.
Содействовать развитию быстроты реакции на звуковой сигнал, скоростно-силовых качеств мышц ног, координационных качеств, применительно к бегу на короткие дистанции.
Содействовать воспитанию элементов чувства коллективизма (согласованности действий при взаимодействии с партнером), применительно к специфике разучиваемых действий в беге на короткие дистанции.
Содействовать формированию у занимающихся знаний о компонентах техники бега на короткие дистанции, об особенностях техники старта и стартового разгона, значении развития «ведущих» для обеспечения результативности бега на короткие дистанции психофизических качеств.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: спортивный зал размером 24х12 м.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: 10.55 – 11.40 час
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ: беговые колодки – 6 шт. (одна на двоих учащихся),
резиновые жгуты – 6 шт.,
гимнастическая стенка – 6 пролетов,
гимнастические палки – 6 шт.,
стойки для прыжков в высоту – 6 шт.,
резиновый шнур – 3 шт.,
воздушные шары (ленты) – 18 шт.
Части урока и их продол-житель-ность
| Частные задачи к конкретным видам упражнений
| Содержание учебного материала
| Дози-ровка
| Организационно-методические указания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Вводно-подготовительная часть – 10-12 минут.
|
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.
|
1. Построение учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями.
|
20-25
сек
|
Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.
| Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей в уроке деятельности.
| 2. Сообщение задач урока учащимся.
| 25-30
сек
| Обеспечить предельную лаконичность, конкретность и смысловую емкость задач урока, доступность понимания их формулировок контингенту учащихся. Акцентировать внимание учащихся на необходимость сохранения правильной осанки при выполнении строевых упражнений, передвижений в ходьбе и беге, в исходных и конечных положениях в общеразви-вающих упражнениях, на соблюдения правил техники безопасности.
| Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижениях.
| 3. Перестроение в колонну по-одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в четыре шага.
| 15-20
сек
| Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя.
Акцентировать внимание учащихся на сохранении принятой дистанции при передвижении в ходьбе и в беге.
| Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма занимающихся в работу (упр. 3. - 9.).
Содействовать увеличению подвижности в плечевых суставах (упр. 4.2).
| 4. Упражнения в движении шагом: Упр. 1. Ходьба с постановкой стопы перекатом с пятки на носок, руки на поясе. Упр. 2. Повторить упр. 1, но в сочетании с маховыми движениями полусогнутыми руками в боковой плоскости.
| до 1
мин
по
20-30м каждым из способов передви-жения
| Смену способов передвижения выполнять по распоряжению учителя. Заканчивать шаг энергичным подниманием на переднюю часть стопы.
При выполнении упр. 2 ориентировать учащихся на попеременные движения руками в сочетании с ритмом шагов, сохранять естественную свободу движений.
| Активизировать функ-ции сердечно-сосудис-той и дыхательной систем организма.
Содействовать развитию способности сохранять заданный темп движений, точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.
| 5. Бег в умеренном равномерном темпе в чередовании с заданием: Задание 1. Присед, руками коснуться пола. Задание 2. Прыжок с поворотом на 360*.
| до 2
мин
по
4-5 раз
| При выполнении бега обратить внимание на необходимость самоконтроля за техникой бега и бегового шага.
Смену способов передвижения осуществлять по сигналу (свистку) учителя: 1 сигнал – 1 задание, 2 сигнала – 2 задание.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Вводно-подготовительная часть – 10-12 минут.
|
Содействовать оптимизации ритма дыхания и частоты сердечных сокращений.
|
6. Ходьба в заданном темпе с постепенным снижением скорости.
|
25-30
сек
|
Выполнять под счет и по команде учителя. Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.
| Организовать учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений.
| 7. Перестроение из колонны по-одному в колонну по два одновременным поворотом налево в движении.
| 25-30
сек
| Выполнять под счет и по команде преподавателя. Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в четыре шага.
|
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани рук и плечевого пояса, туловища, ног, и
| 8. Общеразвивающие упражнения:
Упр. 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад, пальцы сцеплены «в замок»:
1,2,3 – пружинящие наклоны вперед-книзу;
4 – выпрямиться в и.п.
| до 5
мин.
3-4 раза
| Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнений с максимальной амплитудой движений. Ноги при наклоне не сгибать.
| подвижности в суставах
(упр. 8.1 - 8.2).
| Упр. 2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:
1-2 – 2 пружинящих наклона вправо;
3 – наклон влево, правая рука вверх;
4 – выпрямиться в и.п., правая рука на пояс;
5-8 – повторить счет «1-4» в другую сторону и левой рукой.
| 4-6 раз
| Наклон выполнять точно в сторону.
| Содействовать развитию силы мышц ног.
| Упр. 3. И.п. – присед на правой, левую в сторону на пятку, руки на пояс:
1-2 – перенос веса тела на левую;
2-4 – перенос веса тела в и.п.
| 4-6 раз
| Акцентировать внимание учащихся на необходимость сохранения правильной осанки при выполнении упражнения. Можно облегчить выполнение положением рук вперед.
| Содействовать увеличению эластичности мышц ног и подвижности в суставах, развитию силы мышц рук.
| Упр. 4. И.п. – упор присев на правой:
1,2,3 – пружинящие покачивания тазом вниз-вверх;
4 – смена положения перестановкой ног;
5-8 – повторить счет «1-4» на левой.
| 3-4 раза
| Акцентировать внимание учащихся на положении ладоней на опоре.
| Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног и развитию силы мышц рук.
| Упр. 5. то же, но на каждый счет смена положения толчком ног.
| 4-6 раз
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Вводно-подготовительная часть –
10-12 минут.
|
Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по овладению техникой бега на короткие дистанции
(упр. 9.1 - 9.5). Содействовать овладению техникой бега по прямой дистанции, развитию скоростно-силовых качеств мышц ног.
|
9. Специальные беговые упражнения:
Упр. 1. Бег с высоким подниманием бедра. Упр. 2. Бег с захлестыванием голени. Упр. 3. Бег прыжковыми шагами с выносом ноги вперед-книзу.
|
по 2-3 раза
по
10-15м каждым из способов передви-жения
|
Предварительно перестроить учащихся в две колонны за лицевой линией площадки. Смену способов передвижения осуществлять по сигналу учителя.
Упражнения выполнять свободно, с постепенно нарастающей частотой движений с последующим переходом на обычный бег.
Акцентировать внимание учащихся на упругой постановке стопы на опору, движениях маховой и толчковой ног в сочетании с
|
Содействовать овладению основами стартовых движений, свободным широким бегом на первых шагах и техникой финиширования.
|
Упр. 4. Ускорения с высокого старта.
|
| движениями рук, сохранении осанки бегуна.
При выполнении ускорения предварительно обозначить ориентиром финишную линию. Акцентировать внимание учащихся на положении бегуна с момента выбегания со старта до финиширования.
| Содействовать оптимизации функционального состояния мышечных тканей рук, туловища и ног.
| Упр. 5. Семенящий бег.
|
| Ориентировать учащихся на непринужденность движений. По окончании перейти на ходьбу с выполнением упражнений, направленных на оптимизацию ритма дыхания и частоты сердечных сокращений.
| Основная часть - 24 - 26 минут.
|
|
10. Упражнения на овладение техникой старта и стартового разгона в беге на короткие дистанции:
|
|
Акцентировать внимание учащихся на особенностях техники старта и стартового разгона с помощью демонстрации рисунка.
Выполнять упражнения по распоряжению учителя.
| Восстановить мышечно-двигательное представление о положении бегуна при отталкивании от передней колодки и активном выполнении беговых шагов на первых метрах дистанции.
| Упр. 1. у гимнастической стенки.
Из и.п. – упор стоя – бег на месте с высоким подниманием бедра.
| 7-8 раз
| Предварительно перестроить учащихся у пролетов гимнастической стенки. Акцентировать внимание учащихся на наклонном положении бегуна от 42 до 50*, положении туловища и головы, выносе бедра вперед до 90* и постановке маховой ноги на опору вниз-назад. Не допускать выпрыгивания.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Основная часть - 24 - 26 минут.
|
Совершенствовать учащихся в сохранении положения бегуна и активном выполнении беговых шагов, применительно к отталкиванию от передней колодки и выполнению стартового разгона
(упр. 10.2 - 10.3).
|
Упр. 2. в парах.
И.п. стоя лицом друг к другу: 1-е – наклонная стойка с опорой на руки партнера, 2-е – наклонная стойка, руки вперед.
1-8: 1-е – бег с высоким подниманием бедра с сопротивлением партнера.
|
2-3
раза
|
Ориентировать учащихся на согласованность действий при выполнении упражнения. Бег сочетать с маховыми движениями руками.
|
| Упр. 3. у гимнастической стенки с резиновым амортизатором.
Из и.п. – наклонная стойка спиной к гимнастической стенке – бег с высоким подниманием бедра с сопротивлением резинового амортизатора.
| 4-5
раз
| Сохранять угол наклона и оптимальное положение головы и туловища.
| Проверить степень овладения положением бегуна по команде «На старт!» и «Внимание!» (упр. 10.4) и закрепить навык в выполнении действий на первых метрах дистанции при стартовом разгоне
(упр. 10.5).
| Упр. 4. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!». Упр. 5. то же, но с последующим произвольным выбеганием со старта.
| 1-2 раза 4-5
раз
| Выполнять при оптимальном расположении стартовых колодок.
Акцентировать внимание на пятиопорном положении частей тела по команде «На старт!». По команде «Внимание!» «давить» на колодки. В положении стартовой готовности не допускать излишнего напряжения и скованности. При выбегании со старта не допускать выпрыгивания. Добиваться оптимального разгибания туловища при выходе со старта.
| Совершенствовать учащихся в выполнении действий по команде «На старт!», «Внимание!» и сохранении положения бегуна при стартовом разгоне
(упр. 10.6 - 10.7).
| Упр. 6. то же, но с выбеганием из-под гимнастической палки, держащей партнером. Упр. 7. то же, но с пробеганием под подвешенными резиновыми шнурами.
| 4-5 раз
4-5 раз
| Партнер держит хватом за один конец палку (1,5 -2м) вперед-кверху (под углом 45*) и располагается сзади бегуна.
Резиновые шнуры с подвешенными шарами (лентами) крепятся к стойкам на разной высоте (h1=0,5м, h2= 0,8м, h3=1м).
При выбегании не допускать касания предметов (палки и шнура) частями тела.
| Закрепить навык в технике старта и стартового разгона в беге на короткие дистанции (упр. 10.8) и совершенствовать учащихся в их выполнении
(упр. 10.8 - 10.10).
| Упр.8. Выбегание со старта после выполнения команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!» по сигналу учителя. Упр.9. то же, но с пробеганием под подвешенными резиновыми шнурами.
| 4-5 раз
4-5 раз
| Команда «Марш!» подается учителем через разные промежутки времени после команды «Внимание!»
Учащимся не допускать фальстартов, касания подвешенных предметов.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
| Упр.10. то же, но с финишированием на максимальной скорости.
| 4-5 раз
|
Предварительно обозначить ориентиром финишную линию (разгон 10-15м).
| Заключительная часть – 4-5 минут.
|
Содействовать оптимизации функционального состояния организма учащихся.
|
11. Бег в обход зала в колонне по-одному с постепенным снижением скорости до перехода в семенящий бег и ритмичную ходьбу с последующим выполнением упражнений в глубоком дыхании.
|
до 3 мин.
|
Выполнить по распоряжению учителя.
Акцентировать внимание учащихся на расслаблении основных мышечных групп, на ритме дыхания.
| Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.
| 12. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока:
- выявление мнений учащихся о результативности их деятельности,
- обобщение высказываний учащихся,
- оценка степени решения задач,
- выделение лучших.
| до 2 мин.
| Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на уроке.
|
|