Скачать 310.48 Kb.
|
«Утверждаю» Директор МАОУ тисутьской СОШ _________Т.А. Ильина «___»_________2011г. «Волшебный мир театра» Возраст детей: 6-14 лет Срок реализации программы: 3 года Разработала: Татьяна Викторовна Вранчиак, педагог дополнительного образования п. Тисуль, 2011г Классификация программы По целевому назначению: общекультурная; По содержанию и видам деятельности: комлексная-интегрированная; По степени авторства: индивидуальная; По сроку реализации: долгосрочная; По особенностям развития: общая Пояснительная записка ...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание. Г.Ревеш Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности. Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов. Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт. Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию. Специфичность программы проявляется:
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития. Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Цель будет достигнута при решении следующих задач: 1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии. 2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке. 3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности. 4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга. 5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства. Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью. Задачи: . развивать интерес к сценическому искусству; · развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление; · снимать зажатость и скованность; · активизировать познавательный интерес; · развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; · воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; · развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться; · развивать чувство ритма и координацию движения; · развивать речевое дыхание и артикуляцию; · развивать дикцию на материале скороговорок и стихов; · пополнять словарный запас; · учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера; · научиться пользоваться словами выражающие основные чувства; · познакомить детей с театральной терминологией; · познакомить детей с видами театрального искусства; · познакомить с устройством зрительного зала и сцены; · воспитывать культуру поведения в театре; Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков. Задачи: · развивать чуткость к сценическому искусству; · воспитывать в ребенке готовность к творчеству; · развивать умение владеть своим телом; · развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление; · оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными; · развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях; · развивать воображение и веру в сценический вымысел; · учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно; · развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному; · развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя; · дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях; · привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии; · научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет. Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки. Задачи:
По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности; отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии; отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности) По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств). Организационные условия реализации программы Программа предназначена для детей и подростков 6-14 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года. В театральный кружок принимаются дети с 6 лет по интересу, без предъявления специальных требований. Зачисление в кружок производится по желанию учащихся. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.) Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа. Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
образовательного процесса:
организации образовательного процесса:
деятельности учащихся:
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах. На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом. На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков. На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек. Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения. Условия, необходимые для решения поставленных задач:
Учебно-тематический план Учебно-тематический план I года обучения.
Характеристика разделов. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
2. Театральная игра Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. * Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы Учебно-тематический план II года обучения.
Характеристика разделов. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
2. Театральная игра Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. 11. Работа над спектаклем Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели:
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. 12. Индивидуальная работа с детьми
13. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. Учебно-тематический план III года обучения
Характеристика разделов. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
2. Театральный словарь - система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре. 3. Основы актерского мастерства Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине. 4. Сценическая речь Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней. 5. Пластика Система упражнений включают в себя: яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом упражнения направленные на координацию движений и равновесие упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа 6. Творческий сюрприз Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них. Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме. 7. Работа над спектаклем Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. 8. Индивидуальная работа с детьми
9. Заключительное занятие Летние задания, например: *письменная работа “Как мы учились весь год”; * сюрприз на свободную тему; * наблюдение; * выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним. 10. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение.
Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий. К концу первого года занятий ребёнок: Знает:
Имеет понятия:
Умеет:
Приобретает навыки:
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. В конце второго года занятий ребенок Знает:
Умеет:
Имеет понятие:
Имеет навыки:
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
должны:
Методические условия реализации программы Типы занятий:
Формы организации учебного занятия:
Программой предусматривается также
Формы работы с родителями.
|