Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 70.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.11.2013
Размер70.44 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса

Характеристика курса «Культурология»


Программа курса «Культурология» разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и учитывает опыт преподавания данной дисциплины в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой.

Структура курса. Предлагаемый курс включает в себя три взаимосвязанных раздела:

Раздел 1. Теория культуры.

Раздел 2. Мировая культура.

Раздел 3. Отечественная культура.

Курс изучается в течение одного семестра.

Итоговая форма контроля – зачёт.

Предметом курса является изучение культуры как целостного общественного явления, имеющего сложную структуру, развивающегося в соответствии с объективными законами и выполняющего важнейшие функции в обществе.

Цель курса. Культурология – это дисциплина общегуманитарного цикла, изучение которой необходимо для студентов всех специальностей для формирования высокого уровня общей культуры.

Следует отметить междисциплинарные связи курса культурологии с другими гуманитарными дисциплинами, прежде всего – с историей и философией.

Курс культурологии насыщен широким и многоплановым материалом (факты, концепции и т.д.), поэтому успех в его изучении достигается при строгом следовании методологическим принципам эффективного научного познания:

  1. Принцип научного историзма – определяющее условие объективного анализа общечеловеческого и национального культурного процессов: «Без истории мы подобны кротам» (А.Ф. Лосев). Отсюда постоянная опора на все многообразие и богатство культурологического, историко-философского, социологического материала. Научная объективность и личная беспристрастность могут быть достигнуты при максимальной опоре на на конкретные культурологические первоисточники (произведения художников, писателей, историков, философов, искусствоведов самых различных школ, направлений, политических ориентаций) в контексте их исторического времени.

  2. Принцип «не проклинать, не осмеивать, а понимать» (Б. Спиноза) – исходный пункт в научном анализе культурного процесса, осмыслении самых сложных периодов, явлений и личностей мировой и отечественной культуры. Он позволяет формировать не слепое преклонение перед авторитетами, не механическое восприятие их идей и взглядов, а творческое, критическое понимание любой из исследуемых теорий и концепций.

  3. Принцип плюралистичности – важнейшее условие объективного анализа альтернативных точек зрения по спорным культурологическим проблемам. При этом явное или скрытое (в качестве «единственно научного подхода») навязывание какой-либо из них может только препятствовать свободе творческого выбора, культурному самоопределению студентов.

  4. Принцип диалогизма и обратной связи – основа современного учебного процесса как в целом, так и в познании проблем мировой и отечественной культуры. Партнерство и совместный поиск истины – не только ключ к успеху преподавателя, но и условие формирования у студентов чувства заинтересованности, самоуважения, творчества.

При изучении курса «Культурологи» студентами используются три основных вида учебной работы:

  1. Во время лекций студенты получают базовые знания по курсу культурологии. Необходимо отметить, что в существующих учебниках содержится хороший фактический материал, однако степень его обобщения достаточно слаба (прежде всего это касается разделов по истории культуры), и студенту подчас трудно ориентироваться в многочисленных именах, датах, произведениях искусства и т.д. По этой причине одна из основных задач лекционного курса – дать студентам теоретическую основу, которая поможет систематизировать обширный фактический материал и понять закономерности развития культуры.

  2. Семинарские занятия направлены на получение студентами навыка самостоятельного исследования. К каждому семинару студенты получают теоретическое задание, для выполнения которого требуется глубокое изучение рекомендуемой литературы и обработка содержащегося в ней материала. Также на основе знаний, полученных на лекциях и при изучении рекомендуемой литературы, студенты учатся определять время создания произведения искусства или памятника архитектуры, стиль, школу и т.д.

  3. Во время самостоятельной работы студенты на основании лекционного материала и по рекомендованной им учебной и дополнительной литературе осваивают фактический материал (на основе той теоретической «канвы», которую они получили на лекциях).

Методические указания для студентов по изучению дисциплины


При изучении курса культурологии необходимо помнить о том, что знание данной дисциплины не складывается из набора терминов, названий произведений культуры, имён их авторов и т.д. Изучение культурологии должно быть направлено на выявление закономерностей функционирования культуры, на постижение её связи с другими сферами жизни, на понимание особенностей различных этапов развития культуры. Иными словами, при изучении курса у студента должно сложиться целостное теоретическое представление о культуре, и тогда на эту теоретическую канву будут «нанизываться» факты.

Каким же образом необходимо изучать культурологию, чтобы сложилась подобная теоретическая система знаний?

Методические рекомендации
по организации работы с лекционным материалом


Можно выделить три этапа работы над лекционным материалом.

Первый этап – подготовка к лекции. Перед лекцией желательно ознакомиться с её содержанием по программе учебной дисциплины – это поможет сориентироваться в лекционном материале. Программу дисциплины можно найти на сайте института на личной странице преподавателя. Можно заранее сформулировать для себя те вопросы, ответы на которые хотелось бы услышать во время лекции.

Второй этап – прослушивание и конспектирование лекции. В начале каждой лекции необходимо записать её название и план, далее в конспекте материал одного пункта плана следует отделять от другого. Не стоит пытаться записывать лекции слово в слово за преподавателем – необходимо учиться выделять главную мысль и излагать её сжато. При конспектировании значительную помощь могут оказать презентации, которые преподаватель демонстрирует во время чтения лекции: материал слайдов служит хорошей опорой при конспектировании. Наиболее важные моменты в тексте можно подчёркивать, выделять цветом и т.д. Желательно выработать систему сокращений тех слов, которые встречаются наиболее часто (например, культурныйкульт.) – это значительно облегчит записывание лекции. Желательно оставить в тетради для конспектов достаточно широкие поля, чтобы можно было дополнить текст лекции своими рассуждениями и комментариями. В конце лекции можно задать возникшие вопросы преподавателю.

Третий этап – самостоятельная работа с лекционным материалом и литературой (с опорой на лекционный материал). См. ниже.

В том случае, если у студента по теме лекции возникли какие-либо вопросы, ответы на которые не найдены в учебниках и литературе, он может обратиться за консультацией к преподавателю.

Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы


Самостоятельная работа при изучении курса культурологии включает в себя три элемента:

  • самостоятельную работу с лекционным материалом, учебной и дополнительной литературой;

  • самостоятельную работу при подготовке к семинарским занятиям;

  • самостоятельную работу при подготовке к зачёту.

Усвоение материала значительно облегчат программа учебной дисциплины (её можно найти на сайте института на личной странице преподавателя) и конспекты лекций (прочитанных преподавателем и записанных студентами).

    1. Самостоятельная работа с лекционным материалом, учебной и дополнительной литературой. Конспект лекции после её прослушивания необходимо перечитать, имея под рукой программу дисциплины. Далее следует ознакомиться с соответствующими главами рекомендованных преподавателем учебных пособий по теме лекции. Поскольку на лекции студент получил прежде всего теоретические знания, на этом этапе ему необходимо подкрепить полученную теоретическую картину фактами – а учебники и учебные пособия содержат богатый фактический материал. Задача студента – наложить эти факты на теоретическую канву, данную преподавателем на лекции. Здесь пригодятся широкие поля, оставленные в тетради с записанной лекцией – её текст можно дополнить своими комментариями и рассуждениями, названиями произведений искусства и именами их создателей и т.д. В случае необходимости можно законспектировать главы учебников. После того, как студент полностью усвоил лекционный материал и материал учебной литературы, он может ознакомиться с дополнительной литературой по теме. Опорой при этом ему продолжает служить текст лекции и текст программы учебной дисциплины. В случае необходимости студент также конспектирует материал дополнительной литературы.

    2. Самостоятельная работа при подготовке к семинарским занятиям. Студентам следует внимательно ознакомиться с полученным заданием, после чего прочитать рекомендованную для подготовки к семинара литературу, выделяя при этом главные мысли и обдумывая, какая именно информация будет полезна при подготовке к семинару. После первичного прочтения указанного материала необходимо, внимательно его прорабатывая, заполнить заданную на дом таблицу (для первого семинара) либо составить конспект по заданным на дом вопросам (для второго семинара). Кроме того, перед семинарами следует внимательно прочитать конспекты лекций и материал учебников для того, чтобы подготовиться к контрольной работе и выполнению практического задания на семинаре. Ни в коем случае нельзя откладывать подготовку к семинару на последний вечер перед ним – готовиться к семинару следует заблаговременно, постепенно изучая заданный материал.

    3. Самостоятельная работа при подготовке к зачёту. На личной странице преподавателя на сайте института необходимо взять вопросы к зачёту. При подготовке к зачёту следует пользоваться программой дисциплины, конспектом лекций, учебной и дополнительной литературой. Прежде всего, прочитав формулировку того или иного вопроса, следует найти материал по нему в программе дисциплины – этот материал будут планом ответа на вопрос. Далее следует найти необходимую информацию в конспекте лекций и учебной литературе, внимательно прочитать и систематизировать материал по плану, данному в программе. Желательно в отдельной тетради записать развёрнутый план ответа на каждый из вопросов к зачёту. В случае необходимости можно составить конспекты некоторых (или даже всех) ответов на вопросы. Студентам следует помнить, что при ответе на вопрос не следует делать отступлений – ответ должен быть исключительно по существу вопроса (не надо в вопросе о марксистской школе изучения культурологии рассказывать о цивилизационном подходе!!!). Также ответ должен быть чётким и логичным, всесторонне охватывать сформулированную в вопросе проблему.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск